Фильм, который хочется назвать «Некромарины» ("Гардемарины 1787")
вчера имела честь сравнить свои ожидания и готовый продукт. Теперь делюсь впечатлениями.
Клим Жуков абсолютно прав в отношении полного звездеца, творящегося с костюмами актеров. Чего стоит де Брильи, которого нарядили в орден Святой Екатерины, который вручали только дамам!
Причем это были жены уважаемых людей, имеющие детей и служащие опорой мужу, либо прославившиеся делами благотворительности на благо российского отечества. Я затрудняюсь сказать, как получил этот орден почтенный шевалье (ни о его родах, ни о мужьях, ни об ухаживании за ранеными российскими солдатами мне ничего не известно), мне гораздо интереснее, кто увешал орденами мичмана Джулиано де Ломбарди, который получит чин лейтенанта лишь в сентябре 1787 года за отчаянной храбрости подвиг, отмеченный Суворовым и Потемкиным.
Целых два ордена!
В момент его появления на экране мне стало стыдно за наших гардемаринов, которые за 30 лет заслужили меньше орденов, чем имеет мичман де Ломбарди в свои 25 лет, только что поступивший на службу российской империи!
А тут ещё решила узнать, чего это у мичмана ордена постоянно топорщатся и съезжают во все стороны. И поняла, что этот долбоклюй их не по уставу надел. Надо было орден Александра Невского повесить на алой ленте через плечо, а он его на шею прицепил, как орден Анны 2-й степени. И ведь в одной из сцен ещё додумался платок на шею повязать!
Вот орден и пошел ездить туда-сюда. Даже два ордена.
Для сравнения: как обычно носили орден Александра Невского.
Поскольку орден военный, он обычно никуда с мундира не съезжал и под галстуком не прятался.
А чаще был пропущен под эполет.
Ну да ладно. Прошла я в кинозал, где, кроме меня, сидят всего два человека, достала беруши, чтобы компенсировать ими тугоухость наших прокатчиков, считающих, что чем громче звук, тем лучше впечатление, - и начала приобщаться к прекрасному.
На экране появляется императрица Фике, которая в абсолютно пустом дворце призвала к себе небритого князя Оленева-2 (Михаила Мамаева), чтобы тот порешал все ее проблемы.
Ваше величество, гоните его в шею. Это ж насколько надо не уважать даму, чтобы прийти в таком виде!
Дело в том, что бастард Екатерины, некто граф Бобринский (сын графа Орлова), посланный в Италию учиться, проигрался в карты, затеял по этому поводу скандал и прострелил феску какой-то знатной турецкой персоне.
Граф Бобринский танцует на столе.
За это его взяли в заложники и требуют выкуп в 30 тысяч срочно.
В реальности граф Бобринский в Италии оказался в числе лучших выпускников Сухопутного кадетского корпуса и путешествовал в составе группы. И хотя он-таки наделал много долгов, играя в карты, но при этом не проиграл никаких крестов, ибо, зная свои недостатки, благоразумно оставил все свои фамильные драгоценности в русском посольстве под подробную опись, сохранившуюся до наших времен.
В фильме же князь Мамаев вынужден в одиночку разруливать высосанные из пальца проблемы своей бывшей знакомой, как Депардье и Ришар в фильме «Папаши». Дескать, я императрица, папа Орлов несколько занят, так что, Сверчок-Мамаев, будь любезен решить мои проблемы.
«Эм, а если заплатить за него…» - начинает Оленев. «Ах, нет-нет, - истерит Фике, - тогда все узнают, что он мой байстрюк и будет позор!»
Ну так они все и так знали, кто такой граф Бобринский. И никакого особого позора не было, бастардов по Европе бродило целое полчище. Опять же в чем проблема заплатить 30 тысяч? Да, большие деньги, но можно платить частями либо обменять графа на что-то ценное - алмазы, например.
Но тогда бы и фильма не было. Так что готовьтесь встретить наших трех мушкетеров и Дартаньяна, едущих за королевскими подвесками.
Из пяти бывших гардемаринов сумели собрать лишь трех, поскольку Жигунов (Белов) отказался сниматься («Уважение к зрителю - это умение вовремя остановиться»), а с князем Оленевым-1 у Дружининой напряженные отношения.
Встречайте:
1) князь Оленев, вынужденный отдуваться за клятву на постоялом дворе;
2) Павел Горин, разжалованный за самовольство в 3 части «Гардемаринов» и какого-то черта пытающийся принять постриг на Камчатке;
3) Алексей Корсак, разжалованный в солдаты вместе с Гориным и служащий на галере «Десна» под командованием мичмана Джулиано де Ломбарди;
4) послушник Александр Корсак, названный в честь покойного Саши Белова и
5) послушница Александра Белова, родившаяся от Анастасии, скончавшейся родами.
Когда я только увидела это перечисление, мне сразу вспомнился другой некрофильм - «Возвращение мушкетеров», и я не могла не отметить их сходство.
Там тоже собрался дед-бэнд, поехал по надобности в другую страну и захватил с собой своих детей, чтобы зрители хоть иногда отдыхали от вида старых дедов. Там тоже была монашка - дочка Портоса. Опять же там ожил весь дед-бэнд… а потом столь же дружно откис. Может, и здесь так будет, де Брильи вон воскресить сумели…
Но это я забегаю вперед.
Как смотревшей всю трилогию, мне придется каждый абзац задаваться сюжетными вопросами, за что прошу заранее у всех прощения.
Итак, по словам Екатерины, умер австрийский император, Россия в очередной раз оказывается в опасности, и наши гардемарины должны зарешать все проблемы. Первым делом Оленев едет на Камчатку, где в монастыре живут поручик Горин и Саша Корсак. Я с огромным удивлением наблюдала воссоединение друзей.
Фото со съемок. Справа от Дружининой стоит Домогаров.
1. Какой император умер? Если это Иосиф Второй, то он помрет лишь 3 года спустя, вы, матушка Екатерина, недавно с ним в Крым и Новороссию катались, только приехали. И вообще Австрия во главе с ним станет надежным союзником России в предстоящей вoйне с Турцией, Белград даже отвоюет.
Чудить изволите, матушка императрица?
Простите, не тот кадр. Вот.
2. Поручик Горин в третьих «Гардемаринах» устроил самовольство и не подчинился приказу. Его разжаловали. Это нормально. Ненормально, что он все 20 лет просидел на Камчатке и не был восстановлен в чинах. Сказано, что он был помилован и готовится к постригу.
Эээ, чо?!
3. Корсак был разжалован в матросы. Хорошо. Но его жена преспокойно жила одна и растила сына. Так какой смысл был делать мелкого Шурку Корсака послушником в монастыре? Мамочка сына решила сплавить в то место, откуда в первом фильме сбежала, роняя тапки?! А сама, судя по нарядному платью и куафюре, на балах веселилась?
Замечательно! Мать столетия, итить ее в душу!
Ольга Машная (Софья) на съемках.
4. Корсак-старший 20 лет так и протрубил простым матросом. Опять же я не верю, что князь Оленев мог оставить своего друга без помощи. Екатерина ему по гроб жизни обязана, что он ее тайну не раскрыл, так можно было и помиловать его друзей. Одного-то она помиловала.
Ладно, терпим.
Подстегиваемый визгом Екатерины: «Скорее, скорее, мой бедный мальчик там страдает!», Оленев быстренько смотался на Камчатку (где-то полгода должно было занимать путешествие), а потом, не отдыхая, поехал в Италию Бобринского выручать. Ещё полгода.
1. А почему бы не плюнуть на это дело, не поехать в посольство в Италии и самому не забашлять за драгоценного ребенка? Через само же посольство, чтобы вопросов не было. Ну или не собирать бывших друзей по всей Российской империи, а просто самому нанять народ и выкрасть парня?
2. Как два некромарина, 20 лет прозябающих в нижних чинах, смогут спасти положение? Может, сейчас и увидим?
Нет, ещё слишком рано. Они ещё в Италии скатались в монастырь, где живет в тяжких трудах и посте (набрали воздуху в грудь?) единственная наследница Анастасии Ягужинской и Саши Белова!!!
1. Какого черта она там делала, господи Исусе! Я просто не понимаю, как можно было наследницу великой фамилии запереть в монастырь, да ещё и католический. И ладно одной великой фамилии. Ее близкими родичами были Бестужевы и Волконские. Чтобы миллионное приданое ушло в никуда? Да кто бы это допустил!
2. Почему католический? Ну не было в Италии монастырей православной конфессии в то время! Не было, понимаете, Светлана Сергеевна?
Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но ни одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи. («Википедия»)
3. Что самое интересное, эти два Сашки ещё и сосватаны давно. Но при этом в монастырях живут. ПОЧЕМУ?!
Фото со съемок.
Найдя Сашку в монастыре, гардемарины берут ее с собой. Ну… потому что двух гардемаринов для спасения России князю Оленеву мало, нужна монашка, как в «Возвращении мушкетеров». Будет им здоровье кастовать и на стамину баффать.
Конкретно меня к этому моменту интересовало только, как они воскрешение де Брильи объяснят. Неужели монашка виновата - перебаффала? Но вроде де Брильи не Христос - тогда как?
А в целом дальше уже все понятно было, смотрела на часы и ждала титров.
Надо найти место, где байстрюка прячут. Помогает чудо сценарное.
Когда наши герои едут на лошадках по полю (не спрашивайте, в каком монастыре послушниц учат конной выездке), к ним подбегает мальчик с пуговицей от кафтана Бобринского в руке (опять же не спрашивайте, откуда Оленев знает, какие у Бобринского были пуговицы) и говорит, что пуговицы эти ему дал в обмен на вино какой-то белобрысый русский, которого весьма удобно держат в дряхлой каморке у самого берега почти без охраны.
А ещё малец сообщает, что его родич - тот самый мичман де Ломбарди - как раз галеру под парусами у берега сейчас держит - ой, как удачно.
«Задачка-то сошлась с ответом», - говорят наши герои, не обращая внимания на слепую и глухую охрану, которую кто-то послал данного мальца ловить и которая не видит его, стоя буквально с ним рядом, и не слышит, как монашка громогласно командует мальчика поудобнее посадить в седло.
Смотреть, как эта охрана стоит в 4 шагах от героев и в упор не видит ни их, ни лошадей, ни мальца, было особо извращенным удовольствием. Аж зубами скрипела от этого детского утренника.
Да, насчет задачки, сошедшейся с ответом. До этой фразы я еще держалась, но в этот момент меня просто перекосило: стало ясно, что Дружинина будет постоянно дрочдоить вашу ностальгию, включать флешбеки из прошлых фильмов, запомнившиеся фразы, песни и прочее.
И ведь так, сцуко, и было! Каждый раз, когда некрофильм восставал из недр ада, где им безусловно ещё будут пытать Гитлера, раздавалось заклинание из Дружининского гримуара типа «Не вешать нос, гардемарины!» - и фильм тут же плюхался обратно в чан с отходами. Я гарантирую: вы возненавидите все песни из 1 и 2 фильма, которые вы так любили - настолько они противоречат тому, что вам покажут на экране. Это не фильм, это полусгнивший череп Йорика. И надо быть чокнутым некрофилом Гамлетом, чтобы отважиться его лобызать. Тут никакая «Ланфрен-ланфра» не поможет.
А ещё Дружининой кто-то из виноделов забашлял, и герои на экране постоянно бухают.
Мне жаль Ефремова - какую возможность он пропустил! Думаю, этот фильм он будет смотреть сквозь кровавые слезы зависти.
Бухает Оленев, бухает Горин, граф Орлов пьет не просыхая.
Какой граф Орлов? Да тот самый Орлов-Чесменский, который к 1787 году уже 12 лет должен быть в отставке отдыхать, а не флотом командовать. Но для фильма Дружининой его из отставки вернули, от любимых орловских рысаков оторвав с клочьями поводий, и заставили крымское вино пить рекламы ради.
Господи… Где-то на этом месте я захотела в первый раз выйти из зала.
Перед вами князь, матрос и поручик. И князь одет хуже всех. Позорище.
Как монашки де Брильи на стамину мощно баффнули
Впрочем, что я все о плохом и о плохом? Неужели у фильма совсем нет плюсов? Конечно есть.
Меня спрашивали, какой фильм хуже - «Ведьмак» Лорен Хиссрих или «Гардемарины 1787». С уверенностью заявляю, что наш фильм лучше в разы. Только помогает ему иногда выбираться из чана с отходами не талант Дружининой, а съемка оператора Анатолия Мукасея. Краски яркие, нарядные по сравнению с серыми «Домом дракона» и «Ведьмаком» - глаз радуется. Опять же при четкой съемке превосходно видны все криво повешенные ордена и дешевизна костюмов из синтетики. На них даже поехавшие петельки заметно.
А ещё радуют душу виды Крыма и Севастополя. Вы не представляете, какая это прелесть - дикие горы Крыма с лазурным Черным морем под ними.
Отдам должное и гримерам. Да, накрашенная монашка неуместна (не говоря уже про Бобринского, Ломбарди и Сашку Корсака), но хотя бы грим хороший, а не та оконная замазка из «Властелина колец», которая испортила мордашку моего ненаглядного Адара (актер Джозеф Моул).
Послушница Саша Белова.
Также порадовали каскадеры и удивило сносное умение держаться в седле у молодых актеров. В "Гардемаринах 1787" лошади не выглядят экзотическими зверушками: на них скачут, они мелькают на фоне, участвуют в действии. Не бывает такого, что герои весь фильм только и ходят туда-сюда, держа лошадь в поводу, как в "Ведьмаке". Сразу ясно, что речь идет о тех временах, когда не было ни поездов, ни автобусов.
Современная киноиндустрия скоро доведет меня до того, что скоро я буду удивляться тому, что у оператора горизонт не завален, а актеры умеют платком пользоваться, а не сморкаются в рукава кафтана!
Старая гвардия - так вообще кентавры во плоти. А современный Голливуд может только на стульях скакать и нарисованных драконов оседлывать. (Это кроме принца Деймона и няшки Адара - к ним упрек точно не относится!)
Так что у фильма была не иллюзорная возможность стать шедевром, но бездарный сценарий ее угробил в зародыше, а плохая режиссура пробила дно земли до самого ада. Нельзя было из старых актеров делать петрушек. Нельзя! Это во втором фильме цесаревичу Петру было простительно прописать комическую линию, он отрицательный персонаж. Но когда я вижу, как из положительных персонажей лепят стендаперов из «Камеди клаб», мне хочется посечь виновника на конюшне.
А тем временем на экране появляется де Брильи, убиенный во 2 фильме.
Сейчас уже не вспомню, кто в фильме спросил де Брильи о том, как ему удалось выжить, но я точно помню, что он ответил. А ответил он, что его спасли монашки. Помните Сашку Белова, который благодаря им выжил? Так вот и де Брильи они же воскресили. Голубицы небесные.
А теперь сравним две ситуации.
Первый фильм, 4 серия. Под Сашкой убили лошадь, та придавила собой всадника, а плащ придушил. У де Брильи не было времени рассматривать его тело, поскольку Анастасия устроила истерику, так что шевалье даже не подошел к сопернику. А вот монашки из монастыря, услыхав пальбу, успели как раз вовремя, чтобы спасти Белова. Это было в достаточно теплую погоду, но Белов и в этих условиях успел простудиться.
Второй фильм. На старой мельнице, которая зимой не работает и потому заброшена (я уже ржу), шевалье де Брильи получает проникающее ранение груди, после чего умирает. Все его слуги были перебиты, он остался один. Зимой! Анастасия потискала его остывающую тушку, гардемарины даму успокоили и вместе с ней ускакали.
Какие монашки!!! Откуда они там взялись? И откуда у них знания торакальной хирургии 20 века? К тому времени, как до де Брильи люди добрались, он бы уже звенел при постукивании.
Это, скорее, тот самый воскрешающий портал из «Возвращения мушкетеров» сработал. Боярский и там воскрес, и здесь поспел.
Вернемся к фильму.
Де Брильи одет в черный кафтан и черные солнцезащитные очки кота Базилио. Усиливает этот образ его спутница Лиса Алиса - «прекрасная дама» Анастасия Макеева. Это она Бобринского соблазнила в карты играть и в проблемы его втянула. Из нее пытались сделать вторую Гурченко, и местами успешно, но я звала ее просто «Сыськи 1», чтобы не путать с персонажем «Сыськи 2», которого играет Анна Семенович.
Сыськи 1. Анастасия Макеева. Хе-хе, де Брильи все же нашел свою Анастасию.
Сыськи 2. Анна Семенович. Фото со съемок.
Потому что их задача была только бюстом крутить и туда-сюда ходить завлекательной походкой.
Именно де Брильи ответственен за пленение Бобринского. И именно у де Брильи умыкает Бобринского наш Саша Корсак, воспользовавшись сходством и переодевшись в одежду байстрюка. Байстрюку было сказано добежать до телеги, зарыться в сено (как в фильме "Сердца трех", где Генри Морган Френсиса Моргана спасал) и не отсвечивать, но тот, добежавши до телеги, увидел де Брильи с Лисой Алисой и замер, открыв рот. Пришлось князю Оленеву графа Бобринского (сына императрицы!) изо всех сил кнутом настегать, как упрямого осла, раз так десять, чтобы тот в себя пришел.
Пришел и тут же от побоев сознание потерял, его потом наша монашка еле откачала. Валяюсь я с этих спасателей Чипа и Дейла)).
Итак, Бобринский спасен! Оленев-князь отцу Шурки с его невестой-то и говорит: «Шурка ваш графа заменил и в неволе остался. Я должен клятву сверчка на постоялом дворе исполнить, в Петербург Бобринского сопроводить, а вы тут сами как-нибудь».
Лица Алексея Корсака и Александры Беловой еще долго будут стоять перед моими глазами…
Но делать нечего, сами так сами.
По "плану А" молодой Корсак (чтобы не путать с Александрой Беловой, в фильме его все зовут Шуркой) решил спасаться сам и рванул из своей тюрьмы в бега.
"Вперед, послушники!"
Тут мне прямо вспомнилась старая школа. Драка в тюрьме была хорошо поставлена и снята, и я даже за нее готова была похвалить режиссера, но тут под юношей убили лошадь, он побежал к берегу моря, чтобы прыгнуть в воду и был побежден с помощью заколдованного лассо. Это лассо коснулось нашего героя где-то в районе спины, однако тот зачем-то остановился и был пленен подбежавшими солдатами. Наверное, лассо тут - это салка: коснулись - замаяли.
По "плану Б" матрос Корсак, мичман де Ломбарди и поручик Горин решили ждать у моря погоды.
Корсак-младший решил им помочь и уговорил тюремщика смотаться за вином к Ломбарди, зная, что его папенька все поймет правильно. И папенька понял. Он несколько часов мордовал бедного тюремщика (держа его на корабле в общей каюте втайне от других матросов!!!), пока тот не сказал ему, что его сына перевезли из прибрежной лачуги в крепость под названием Ай Донт Ноу. На этом след и потеряли.
Но тут весьма удачно сработал "план В", разработанный Сашей Беловой. Дело в том, что на галере мичмана де Ломбарди как раз сейчас празднуют день Святого Иоанна Крестителя, покровителя Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. (Который справляется 24 июня, а у нас уже середина июля, но в этом фильме с временем и фактами постоянно напряженка.)
На этот праздник был приглашен кот Базилио де Брильи (кавалер Мальтийского ордена) со своей Лисой Алисой и произвел огромное впечатление на матроса Корсака, который на нервах чуть не придушил шевалье прямо у трапа на глазах у изумленного капитана де Ломбарди (а также приглашенных гостей из госпитальеров Мальтийского ордена).
У двух старичков не хватило сил даже руки сжать, так и стояли минут пять, пока режиссер не сказал: "Снято!"
Но Брильи все же выжил и даже успел отряхнуть от нафталина свою «Ланфрен-ланфра», спев ее на клавесине под аккомпанемент балалайки, чем снова нагадил в душу всем фанатам прежних, ламповых "Гардемаринов".
"Маре белля донна, эуль бель кальсоне..." (кальсоне, кальсоне, я не ошибаюсь).
Саша Белова прослушала шамканье де Брильи с огромным вниманием и, словно услышав мои душевные пожелания вполголоса окончательной смерти персонажу, отравила певца особой нюхательной смесью из табакерки сценариста, навязалась в карете помогать, а заодно и выведать, куда он ее любимку спрятал.
Ох и горячие послушницы были в 18 веке! Путешествовать в карете наедине с мужчиной! Интересно, что на это скажет ее жених. Ведь его маменьку, бедную Софью за такое ещё каких-то 30 лет назад в монастырь постригли. («Опозорила родню, замухрышка бесноватая!») А Анастасию вспомните! Ведь она не только в карете каталась, но и жила в одном доме с мужчиной, не будучи его женой или родственницей. Ладно хоть Белов согласился потом жениться, а то ведь тоже могли девку в монастырь до скончания века запереть!
Подробности про нравственные особенности младой Сашеньки Беловой мы ещё узнаем в следующей части.
https://dzen.ru/a/ZSQeiPbjJ1cE-dml