Frederik Buchleitner
Всем доброго. Поводом для написания статьи послужила
вот эта статья о городе Магас на юге России. По словам Варламова глава администрации решил создать трамвайную систему, с чем Илья категорически не согласен. Конечно, я согласен со многими минусами в городе, которые нужно решать. Но вот по трамваям предлагаю разобраться. Такая ли это большая проблема и безобразие для небольшого города?
Не отношусь к фанатам данного вида транспорта любой ценой. Скорее всего, в большинстве случаев в небольшом городке на 10-50 тысяч населения предложил бы автобус Евро 6 Ман/Вольво или троллейбус, чтобы на остальные деньги можно было внедрить TEDnorm 2015, различные SNnorm и SIAnorm в городе, достигнув швейцарского уровня. Но раз муниципалы предложили сделать трамвай, то полностью поддержал бы это решение. Давайте посмотрим на историю Швейцарии в этом вопросе. Можно или нет, в самом деле, построить трамвай в крошечном городке и где минимальный предел количества жителей для этого замечательного транспорта?
Главная проблема, как наших управленцев, так и наших замечательных планировщиков, а так же всех сочувствующих в том, что они рассматривают общественный транспорт как некую кастрюлю, которую нужно подставлять под текущую струйку воды. Её качество и размер струйки в будущем никого не интересует. Тем более не интересует регулирование её размеров. Это основная беда на постсоветском пространстве. Отсутствие грамотных планировщиков приводит к потерям и перекосам сперва в транспортной системе, а затем во всей экономике. Я об этом много писал.
Сегодня мы творим под то, что есть. А надо творить так, чтобы мы получали то, что хотим. С максимальной эффективностью.
Поясню. Дороги обеспечивают даже в Москве лишь 30% всех поездок на личном транспорте. В то время как за 3 года Москва способна утилизировать 616 млрд. рублей на них. Это 6 троллейбусных систем Москвы сплошь из новейших Swisstrolley 4. За 3 года.
Аналогичная проблема в любом городе от мала до велика. Не имеет значение. Везде в России дороги катают стадионами. Ширина полос, количество полос, перекрестки. Все это стимулирует регулярную езду на автомобиле.
В то время как на общественный транспорт идут остаточные суммы, хотя он обслуживает большинство. Крупные и малые города не могут побороть болезнь метромании. Когда желание автомобилистов закопать пользователей общественного транспорта находит свое отражение в развитии и без того дымящегося метро. Самого дорогого и вредного общественного транспорта. Превышения ПДК, шума, пыли. Кроме того человек не контактирует с городом и общественным пространством. Он из окна каждый день ничего не видит. Можно проработать в Москве 40 лет и не знать, как выглядит город! В итоге улично-дорожная сеть обслуживает по большей части именно меньшинство. Но и автомобилист психологически не получает удовольствие от такого города.
Среди всего НОТа наиболее эффективен именно наземный общественный транспорт. Это факт. Но именно его стараются сделать прибыльным, а не дороги.
И вот вчера я читаю, что в Магасе хотят сделать трамвай. Разве это плохо? Могу ли я сказать, что так делать нельзя? Нет, конечно! Это великолепный пример. Вы много городов на постсоветском пространстве знаете, где не то, что создали с нуля, но хотя бы не забросили трамвай?
Главная задача планировщиков это использование исторической застройки в виде центрообразующего и градообразующего звена города. Транспорт грамотные специалисты Швейцарии создают как корыто под текущие потребности, а не как инструмент развития! Не поверите, но даже в СССР сперва кидали трамвай, а затем уже подтягивали жилой фонд. Это грамотно.
Инвестору не нужна пустая земля. Она даром никому не нужна. Нужна инфраструктура и коммуникации! Опять же отсылаю к книге Дальгрена "Как я покорял Россию". Вот эти политические возгласы "раздам бесплатно землю" меня смешат уже четверть века. Не нужна ваша земля в поле. Всем нужна земля с газом, канализацией, телефоном, интернетом, водой, дорогами, шнельбанами и зеленым НОТ. Тогда можно вложить и построить свой дом или малоквартирные новостройки, производство, склады и магазины. Чего ловить на пустыре? Вся Россия в Москву съезжается.
Поэтому сначала кидают коммуникации, а затем идет инвестор. Считанные единицы могут приехать и построить все сами. Большинство нуждается в том, чтобы муниципальный, региональный и федеральный уровень показали бы себя хозяевами земли обеспечив ей достойное оформление качественной инфраструктурой и сопутствующей инженерией к которой можно было бы подключиться. Вот это и есть главное конкурентное преимущество Швейцарии, которое они создали своими руками, потом и кровью. И продолжают создавать и совершенствовать. Принципиальный момент.
Теперь кратко посмотрим на историю Швейцарии. Те города, которые мы сегодня знаем или не очень знаем, трамвай получили на стыке XIX и XX веков. Давайте посмотрим несколько таких примеров.
Вы же не будете спорить, что они лучше разбираются в повышении привлекательности для туристов и приезжих обеспеченных мигрантов с миллионами денег? Часть трамвайных систем поменяли на троллейбусы, в некоторых случаях на автобусы. Часть работают до сих пор. Есть даже проекты по возвращению трамвая!
Базель. Сегодня это знаменитый город
с великолепной трамвайной системой.
На момент открытия трамвая в нём проживало около 65 тыс жителей.
Город сегодня:
Click to view
Биль (я готовил
прекрасный репортаж по троллейбусному парку!)
В городе проживало 30 тысяч жителей на начало создания трамвайной системы. Город знаменит жилым фондом с большим влиянием советского конструктивизма и немецкого баухауз! Не зря Корбюзье ездил в СССР. Примеры в той же статье. Их никто не сносит, но охраняет. Это железная позиция Швейцарии. Здания можно только реконструировать. Иначе с туризмом можно распрощаться. Если там будут строить вот этот позор, то тем более:
Невшатель
30 тыс
Старые фотографии:
Alain GAVILLET 1976 год
Alain GAVILLET
John Zebedee
Сидения выкинутого старого трамвая выглядели круче, чем нынешние поделки в наших новых трамваях и хваленых ЛИАЗах 2016 года.
Пожалуй, один из первых.
Еще
фото,
фото миниТПУ,
Шаффхаузен
На момент открытия трамвайной сети в городе проживало 15 тыс. человек.
Фильм 1957 года (примерно 30 тыс населения)
Click to view
В своё время трамваи были заменены троллейбусами. Видео одного из троллейбусных маршрутов снятое в 2015 год. На текущий момент в городе проживает 36 тыс. человек. Троллейбусы прошлого поколения Swisstrolley 3. Алюминий, две ведущие оси решают проблему маневренности в любое время года, при любом уклоне.
Click to view
Город крут...
wikimedia.org
Санкт-Мориц. Город сказка. Открыточные виды. Один из самых дорогих и престижных городов Европы. Обеспеченные и влиятельные россияне, которые пробивают выкашивание зеленого НОТа и массовую застройку жилыми гетто и Москвы, разрубание городов грязными автомобильными фривэями на протяжении 25 лет предпочитают именно этот город с его железной дорогой, узкими чистенькими улочками для пешеходов и малоэтажным фондом. Это то, к чему стремится обеспеченный гражданин. Город настолько русский, что гуляя по нему в глаза бросается обильное количество вывесок на русском языке. Недвижимость, одежда, всё что душе угодно.
s.csw.ru
Странно, но почему-то в Санкт-Морице наших соотечественников не пугает отсутствие псевдоклассического новодела с золотыми ряшечками, бумажной лепниной и прочими фентифлюшками. При жестком сохранении старинного архитектурного облика, город вкладывает в модную архитектуру высшего класса. Конструктивизм? Не слышали. Элементы инфраструктуры модерн, нержавейка. А не идиотская ковка, которую гости столицы каждый год красят кузбасслаком. Не.... Швейцария бы давно разорилась, если бы так жила. Нет. Швейцария тратит деньги на хорошую архитектуру, TED norm 2015, SIA norm и SN norm!
Stefan Leuthold
Сегодня в городе нет трамвая. Но был. И его очень ждали в своё время. Он помог встать на ноги. Именно вклад в трамвай и железную дорогу в своё время сделал Санкт-Мориц элитным и процветающим городом. Сколько проживало в Санкт-Морице на момент создания трамвая? Не падайте. !!!400!!!.... человек
Проблем нет. Не знаю, что смутило. Чудесный пример из России мог бы быть. Конечно, можно было бы пустить троллейбус или автобус. Но раз в Магасе хотят трамвай, то я только за!
И да, сделал бы при такой задаче по-швейцарски: линию протянул бы по городу и вывел бы ее за его пределы, соединив с другим крупным городом или населенным пунктом. Не моя идея, всего лишь слежу за развитием швейцарских городов и метрополий.
Фантазия исполнения ограничилась бы лишь деньгами. Можно кинуть узкоколейку с панорамными вагонами Штадлер. Или просто крутой трамвай типа Танго.
SwissTravelSystem.com
Напоминаю, что нам нужны швейцарские заводы в России. Увы, но такие поезда, как и шикарные Флирт, Кисс, в России не делают. Спец заказ для Санкт-Морица.
John Pemberton
Трамвай в маленьком городе? Итальянцам проложили ЖД линию в центре города! Тот случай, когда итальянцы, чтобы не упасть в грязь лицом подтянули инфраструктуру до швейцарского уровня. Италия, Тирано 9 тыс. жителей. А то что, из конфетки в помойку? Спецпоезд Stadler Rail.
Швейцарский панорамный поезд из итальянского Тирано в Санкт-Мориц. Проходит через главную улицу города.
Click to view
Трамвай даст возможность осваивать земли инвесторам. Примеры можно найти в Бергене или в Москве времен СССР. Вы застраиваете их на уже готовом. И не паритесь над транспортной проблемой. А вот автодорога должна быть двух полосной 3+3 метра.
Запомните, город планирует стратегию развития, а не приспосабливается к независящим от него обстоятельствам!!!
Если город работает иначе получаются юмористические шоу в виде Ашхабада и Киева последней четверти столетия. А если добавить конструктивизм, баухауз и вот это, то будет супер-город!
Конечно, городу нужны стандарты. Швейцарские специалисты уже окрестили только что вышедший
SN-640241-2016 суперГОСТом. Нужны люди, которые могут всё это переводить и доносить до управленцев различного уровня, работать дятлами, чтобы рано или поздно мы могли достучаться и получить созидательный результат.
Смотрю на лужи, неудобные и непривлекательные бордюры и вспоминаю про
TEDnorm 2015. Он доступен в PDF и любой мэр может уже сегодня поменять свой город.
Подготовленные мною
замечательные швейцарские материалы по комфортным фантастически привлекательным улицам и безопасным дорогам. Их тоже нужно переводить и продвигать.
Приоритет зеленого НОТа перед автомобилем стоит поддержать тем более. Мои постоянные читатели наверняка вспомнят статью про швейцарский
город Церматт, где ДВС вообще запретили. Зато как живут люди! А всё благодаря обеспеченному туризму. Так чем Магас хуже?
Так что можно спокойно строить трамвай или узкоколейку в маленьких городах. Поверьте, ничего в этом страшного нет. Напротив.
Forgemind ArchiMedia. Дорога в город Биль. 2011
Кстати, на протяжении последних нескольких лет в Биле
обсуждают возможность возвращения трамвая в рамках развития соседних земель. Дополнительно к имеющемуся троллейбусу.
Еще информация.
www.mm.directories.be.ch
www.mm.directories.be.ch
photo.tramscape.com
Сегодня в городе проживает около 50 тысяч человек. Как видите, размеры городов Швейцарии и климатические особенности не влияют на размер и удобства городских улиц. Важно правильное планирование городского и пригородного пространства, стратегия развития.
С уважением, Александр Мостовой