Спасибо внуку за разруху! Московский троллейбус в годы войны и сегодня. Часть 1.

Apr 09, 2016 12:11



Налеты немецкой авиации на Москву начались через месяц после начала войны. Несмотря на неприятие верхушкой Рейха идеи стратегической авиации и ковровых бомбардировок, практиковшимися нашими союзниками, бомбежка Москвы внесла перелом в жизнь города и людей. Тотальная светомаскировка, бомбоубежища, ликвидация зажигательных бомб, дежурства на крышах, работа транспорта «на ощупь» в ночное время, ПВО и т.д. В моих Хамовниках до сих пор сохранились два зенитных холмика в парке усадьбы Трубецких. Регулярно происходили многочисленные повреждения трамвайных и троллейбусных линий. Тем не менее, троллейбус (как и трамвай) функционировал исправно. Нельзя было допустить его уничтожение ни тогда, ни сейчас. Знаете почему? Вопрос не только в высшем курсе КСЕ, который большинство либо в глаза не видели либо оценку получали сомнительным способом. Вторая часть тут.


Нюанс состоял в том, с началом войны грузовики и автобусы были реквизированы для военных целей. Был вопрос не только в подвижном составе, но и в топливе. Поэтому электротранспорт обеспечивал, организованное внутри города снабжение, как гражданского сектора, так и предприятий различного рода. Трудно предположить, что было бы при отсутствии зеленого транспорта.

70% жилых домов в Москве в 40-е годы было из дерева с отоплением на дровах, которых не хватало рядовым жителям города. Наверное, сегодня стоит отключить квартиру или дом на пару деньков, хотя бы при температуре -5, чтобы ощутить на себе что это такое. Известно, что в годы войны недостаток дров в Москве компенсировали канализационным осадком.

«Только в 1942 г. было заготовлено 5400 т брикетов из осадка, что эквивалентно 1000 кубометров дров! Заготовка топливных брикетов из осадка продолжалась в течение всего военного времени.»

Уже в 41 году электротранспорт обеспечивал около 80% всех городских перевозок и активно помогал фронту. Что перевозили троллейбусы во время войны? Дрова, уголь, продовольствие (мука, хлеб, овощи), военные грузы. Фактически троллейбус соединил железнодорожные станции, речные порты со складами и магазинами. Троллейбус настолько ценили, что в самое опасное время более сотни единиц были эвакуированы в другие города, однако через некоторое время примерно половина из них была возвращена. Не стоит забывать о том, что Москва обеспечивала фронт военной продукцией. Работа фабрик тоже в той или иной степени зависела от троллейбусов и трамваев.

Так было незадолго до начала войны:




moscowwalks.ru

А в годы войны происходила серьезная трансформация подвижного состава. Из старых троллейбусов делали грузовые. Часто дополнительно использовались большие прицепы.


Стоит отметить, что для увеличения подвижного состава даже рядовые грузовики с убитыми двигателями превращали в грузовые троллейбусы. В отдельных случаях использовали троллейкар - гибрид, оснащенный ДВС для работы вне сети.
Помимо гибридов в 1943 году на базе ЯТБ-1 был создан грузовой троллейкар с возможностью автономного электрохода. Машина откатала около 150 тыс. км за 5 лет без капремонта.



На время войны в ноябре 1941 года была обустроена новая линия по Волоколамскому шоссе для подвоза рабочих к Тушинскому авиационному заводу.
«..Со свистом посыпались бомбы. Одна из них упала на троллейбус, пробила крышу и пол и разбилась под машиной. Куски загорелись ослепительным пламенем. Собирать их из-под машины было невозможно… Дежурные милиционеры помогли откатить троллейбус. Загасили бомбу, засыпали песком горящие осколки. Машина осталась цела. Через два дня снова по старой трассе ходила машина тов. Сидорова. Только на потолке и полузаметны маленькие заплаточки заделанных пробоин…». Спецвыпуск журнала «За отличный рейс» ГУП Мосгортранс, 2015, стр. 3.

В первые дни войны тысячи московских транспортников отправились на фронт. Их место заняли женщины и дети. В тяжелое время водители на линиях не только обеспечивали перевозку людей и грузов, но и самостоятельно диагностировали и ремонтировали свои троллейбусы.


voenpravda ru

Транспортники столицы перевозили воинские части, боеприпасы, занимались эвакуацией раненых, обустраивали оборонительные сооружения. Помимо всего этого они состояли в дружинах местной ПВО. Знаменитый, производством и ремонтом троллейбусов, СВАРЗ в годы войны производил снаряды для пушек и детали реактивных снарядов для «Катюши». Мне стыдно перед своими предками и ветеранами, но сегодня завод, похоже, утратил не только производство экологически чистых троллейбусов, но даже свой собственный сайт.

В начале марта 1944 года помещение таксомоторного парка, неподалеку от Савеловского вокзала, превратили в новый завод по ремонту и модернизации троллейбусов. Несмотря на бурный рост города в конце 30-х, тяговые подстанции электротранспорта не только не выпиливали для нужд «точечной застройки» и крупных ТЦ (которых, к счастью, тогда не было), а наоборот ввели в строй несколько новых.

«В ГУП «Мосгортранс» в разное время работало много участников войны, сегодня среди почетных сотрудников наземного транспорта 108 ветеранов Великой Отечественной войны, 399 ветеранов трудового фронта и 16 узников концлагерей.» Спецвыпуск журнала «За отличный рейс» ГУП Мосгортранс, 2015, стр. 1.
Очень хотелось, чтобы настоящие патриоты, а не показушно-бумажные, реально уважающие ветеранов и их подвиг, смогли бы собрать информацию о том, как ветераны по возвращению с фронта восстанавливали и развивали наш троллейбус, строили новые линии, выпускали новые модели, обеспечивали работу подстанций, контактной сети и т.д. Думаю, что огромный вклад могли бы оказать те люди, которые долгие годы работали и продолжают работать в Мосгортрансе. Возможно, что найдутся ребята, которые смогут поговорить с ветеранами и опубликовать интервью с ними.

Уверен, что наш долг собрать эту информацию и передать её потомкам, чтобы не просто знали, но и чтили.

Ведь уважение это не только, когда на один день все вспоминают ветеранов и пытаются показаться людьми помнящими, а на следующий день вытирают ноги об труд людей вернувшихся с фронта и вкалывающих всю свою жизнь, чтобы передать потомку нечто большее, нежели они получили от предыдущего поколения. Это не только троллейбус, но и архитектура, улицы, дороги, достижения в безопасности и т.д. С каждым годом мы говорим о войне всё больше, а делаем для гордости и чести всё меньше. Как можно разрушать то, что было создано руками людей, которые до этого спасли тебя и твою землю? Как вообще можно делать хуже, чем делали до тебя? Как ты можешь с такой историей быть эгоистом по отношению к своей земле? Как ты можешь мириться с выкашиванием троллейбуса и гадюшником (в прямом и переносном смысле) в своем собственном городе\районе\дворе\подъезде?

Максимально улучшить то, что ты получил в наследство. Никто не делает хуже, чем делали его предки. Ни улицы, ни троллейбусы, ни лифты, ни подъезды. В этом на самом деле секрет всего развитого мира.

Сегодня ты смотришь, как уничтожают память предков - троллейбус, а в годы войны не то, что троллейбус, из 113 трамвайных веток 40 было построено в авральном режиме для обслуживания фабрик и заводов, баз и складов, метро и жилых домов.

Сегодня ты думаешь, что троллейбуса и трамвая в Москве слишком много и его надо выкосить, а твои предки доказали своим потом и кровью, что зеленого НОТа не бывает слишком много.


www gruzovikpress ru

Сегодня ты говоришь, что троллейбус и его КС устарели, но разве это вина ветерана, что ты довел до ручки троллейбус? Нет, это твоя собственная вина и стыд перед ним! За то, что ты сегодня выбираешь и производишь для города помои и ведра с болтами. За то, что ты хочешь сэкономить на транспорте и сопутствующей инфраструктуре/инженерии для каждого жалкие копейки, одновременно спуская немыслимые космические суммы, на дороги, обеспечивающие с трудом лишь 30% всех поездок в городе. А именно на личном авто.

Это происходит всякий раз, когда ты рассуждаешь с одной стороны об устаревании самой идеи троллейбуса. А с другой в том, что ты не видишь разницы между отечественными моделями троллейбусов/электричек/автобусов/лифтов и лучшими образцами ведущих КБ мира. И в том и в другом случае ты уничтожаешь не только транспортную систему страны, переводя её на африканские рельсы, но и производство, которое не в состоянии обеспечить хай тек, в том числе с экспортным высокодоходным потенциалом. А, следовательно, ты уничтожаешь экономику страны, саму возможность создания КБ и развития материаловедения, смежников, политехов мирового уровня.

Тебе кажется, что весь мир тебе или стране должен, а ты попробуй сделать так, чтобы тебе этот завод построили.

И я хочу, чтобы каждый знал и помнил, что фактически благодаря электротранспорту и тем людям, которые обеспечивали его работу, Москва выжила. Не просто выжила, а обеспечивала не только себя, но и фронт. С началом войны троллейбус превратился в основной вид городского транспорта в центре города. Это одна из важнейших причин, почему нельзя сегодня уничтожать троллейбус в городе, а за троллейбус в центре нужно стоять стеной. Троллейбус и трамвай являлись и являются вопросом нацбезопасности не только в области защиты окружающей среды и здоровья человека, но и обороны, выживания во время войны.
Теперь поговорим о другом важнейшем аспекте сохранения троллейбуса в большом городе. Здоровье и продолжительность жизни человека, защита окружающей среды.

В развитых странах есть такое правило. Не гадить там, где живешь. В зависимости от степени развития, хорошо образованный человек всячески расширял данное понятие, начиная со своего собственного дома и до масштаба всей планеты. Как бы вы не относились к этому, но сегодня развитые страны имеют плановую экономику. Её задача в снижении негативного влияния человека на окружающую среду. Основная задача состоит в том, чтобы снизить потребление энергии и максимально снизить токсичные выбросы начиная с домохозяйств и автомобилей и заканчивая общественным транспортом, фабриками и заводами.

Основные недавно утвержденные тезисы, например, Франции можно почитать вот тут.
Многие не принимают подобное планирование всерьез, а зря. Развитые страны весьма жестко следуют своим программам. Особые успехи можно заметить по всей Европе, если не брать в расчёт восточные СПЭ. Особо амбициозные цели вполне успешно выполняются в Германии.

Почему это не простая декларация, а именно плановая экономика? Просто потому, что варианта у вас нет. Есть жесткие нормы и период, за которые нужно протянуть свое производство и продукт, который выпускаете. Достигли результата? Очень хорошо, а теперь все заново, но уже на новом уровне. Всякое лобби было хорошо поломано. Истоки борьбы и её результат можно проследить, пожалуй, с момента серьезных столкновений атомного и гражданского лобби в Германии несколько десятилетий назад. Гражданское пересилило, ведь вопрос был не в управленцах, а в том, что люди донесли свою позицию о том, что гадить, где живешь, нельзя.

Ужесточаются требования к заводам. Как к производственным выбросам, так и к продукции. Сегодня нельзя просто так выпускать автобусный или автомобильный ДВС. Вы, так или иначе, должны придерживаться планирования спущенного сверху. Никто не может протирать штаны в КБ и НИИ, все работают сейчас и будут работать завтра. Вы обязаны это делать. Каждый новый стандарт «Евро» весьма радикально снижает выбросы. Но для снижения выбросов конкретной транспортной единицы используют не только работу с ДВС, в т.ч. его облегчение и совершенно немыслимые системы для его идеальной и эффективной работы по новым стандартам. Снижают вес всей машины! Именно поэтому появляется алюминий. На новой модели автобуса 7900 Вольво фактически применен швейцарский опыт в области общественного транспорта из крылатого металла. Результатом является облегчение автобуса по сравнению с предыдущей моделью на 550 килограмм. Отсутствие коррозии напрямую влияет на жизненный срок (напомню, что Swisstrolley служат минимум 20-25 лет), до 90% алюминия можно заново переработать, увеличивается срок службы шин и подвески, снижается нагрузка на дорожное покрытие.

Хочу отметить, что простая сборка хай тек обвеса, нацеленного на эффективность, на современный голый автомобильный ДВС порой занимает куда большее время чем грубая переборка того, что находится внутри самого двигателя. То ли еще будет.

Собственно кроме транспорта серьезная задача ставится в области ЖКХ. Экономия воды, электроэнергии, газа и т.д. То, что вчера еще казалось фантастикой, сегодня абсолютно не удивляет и уже массово представлено в швейцарском ЖКХ.

На самом деле всё, что мы видим из продукции развитых стран, так или иначе, имеет принципиальный отпечаток данной плановой экономики. До мелочей. Сантехника и столовые приборы позволяют серьезно экономить воду.

Вам кажется, что современными хорошими немецкими вилками и ложками или унитазами и раковинами пользоваться очень удобно, а на самом деле их материалы и покрытие, форма и конструкция разработаны для того, чтобы тратить значительно меньше воды! И это основная задача. А то, что позволяет экономить, то легче в повседневной эксплуатации.

Всё это фактически двигает прогресс. Советская плановая экономика явилась тупиком. Апофеозом которого была необходимая, но глупейше и неумело реализованная перестройка на фоне которой в 80-е и 90-е зародился самодостаточный несозидательный сектор экономики подмявший под себя все вокруг.
Плановая экономика развитых стран, в том числе Швейцарии и Германии сегодня прямо и косвенно влияет на развитие всего производства и народного хозяйства. Производителю самому по себе невыгодно делать вещи более чистыми и эффективными. Жесткий и беспринципный план в области защиты окружающей среды позволяют добиться от него создания продукции класса хай тек. Особенно в области «убыточного» общественного транспорта, железных дорог.

Планирование касается и общественного транспорта. Он всегда как можно более эффективный, но убыточный. Находясь на пике своего прогресса, зеленый НОТ и ЖД максимально доступны для населения. Разумеется, никаких альтернатив в виде маршруток.

Материалы SWISSMEM прямо говорят о том, что с ростом населения возрастают количественные и качественные требования к перевозкам любого рода. Комфорт (по-швейцарски, разумеется), экономное использование сырья, снижение вредного воздействия на окружающую среду, снижение шума - вот основные задачи термина мобильность. В свою очередь мобильность ведет к поддержанию высокого (по швейцарским меркам, а не по меркам наших СПЭ) уровня жизни и его улучшения. Среди всех пунктов SWISSMEM на первых страницах расположены аспекты мобильности, так как именно она и её уровень являются предпосылками промышленного, экономического успеха и процветания, а не наоборот как думают нынче внуки и правнуки наших славных ветеранов.

С интересом слежу, как в Омске применят практику отношения к зеленому НОТу к своим дорогам. Может быть, по славной традиции они попробуют их сделать прибыльными или предложат перекопать и закрыть?

Плановая экономика в Швейцарии коснулась и зарплат. Некоторые частные профессии не имеют вольностей в оплате. Например, зарплата швейцарского архитектора рассчитывается по специальной программе. Она реально огромная, так как архитектор влияет на облик внешнего вида вашего дома и, в конечном счёте, на улицы и города. Но брать иные деньги он не может. Получается, что выгоднее закончить высшее (мирового уровня) и идти в архитекторы, нежели в ларечники и держатели нелегальных туалетов.

Нежелание СПЭ (в том числе России) и развивающихся стран все последние десятилетия принять усложнение продукции, переналадку сферы её обслуживания ведут к тому, что уже сейчас мы сталкиваемся не только с трудностями гипотетического обслуживания новейших троллейбусов, но и создания инфраструктуры для новейших гибридных автобусов с роботизированными станциями подзарядки, которые сегодня открываются в городах ЕС и Швейцарии.

Собственно сегодня мы достигли дна в области производства подвижного состава зеленого общественного транспорта. Автобусное производство недалеко ушло и скорее похоже на самообман прогресса, так как то, что творят сегодня в 2016 году конструктора Ман, Сетры, Вольво и Мерседеса просто непостижимо. И пределу новым моделям не будет, это совершенно точно.

Как я не старался, но уместить всю статью за один раз не получилось, увы возможности ЖЖ это не позволяют. Продолжение следует. Вторая часть.

С уважением, Александр Мостовой

Доклад по сохранению троллейбусного парка в Москве

Использованная литература:

Спецвыпуск журнала «За отличный рейс» ГУП Мосгортранс, 2015
Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2014 году» Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, 2015
«Передовые швейцарские технологии - международный успех», SWISSMEM
http://www.vstmag.ru/archives-all/2010/2010-5/417-mosvodokanal
http://www.mosecom.ru/dic/#О
http://www.mosecom.ru/air/air-today/press/pot_zagr.php
http://www.m24.ru/articles/29961?utm_source=CopyBuf
http://www.mosgortrans.ru/transport/history/moscow-trolleybus/
http://cyberleninka.ru/article/n/rekuperatsiya-energii-pri-tormozhenii-tyagovogo-dvigatelya-trolleybusa
http://rg.ru/2014/04/04/liksutov-site-anons.html
http://electrichybrid.volvobuses.com
http://fr.euronews.com/2015/08/18/france-la-loi-sur-la

троллейбус, Спасибо внуку за разруху!, троллейбусная система, троллейбусы

Previous post Next post
Up