Главный дзэн нашего ремесла

Oct 19, 2012 09:20

На своем семинаре по журналистике я учу ребят пониманию, при котором все происходящее вокруг воспринимается как неструктурированный поток данных, из которых мы и готовим события, подобно поварам, открывающим случайные холодильники, чтобы своим мастерством интерпретации (обжарка, тушение, кипячение) и монтажа (нарезка, сервировка) накормить посетителей.

У большинства неискушенных журналистов живет в голове неправильный миф, что их задача - передать факты во всей их объективности, первозданности. Приходится находить множество метафор и жизненных ситуаций, чтобы объяснить всю глупость этого взгляда на жизнь.

Сам по себе факт интерпретации уже подразумевает субъективность. Приготовление еды - та же интерпретация. Но разве перед поваром стоит задача передать вкус и вид продукта во всей его "первозданности"? Пожалуй, для выполнения такой цели вовсе необязательно владеть кулинарным мастерством. Достаточно вытащить сырое мясо из морозилки и бросить его на тарелку. В журналистике царят те же закономерности. Для того и нужен журналист, чтобы приготовить нечто вкусное, используя факты и мнения в качестве полуфабрикатов. Сравним новости российского и советского ТВ. Современная жизнь кажется ярче разноообразнее, противоречивее. Но разве в этом заслуга реальности? Мы просто научились эту реальность вкуснее готовить!

Многие молодые журналисты делят события на интересные и скучные. Я же объясняю на своих маленьких семинарчиках, что событий как таковых вообще нет в реальности. Ну с чего вы решили, что начало события - это когда люди собрались что-то сделать, середина - когда что-то делают, и окончание - когда разошлись по домам? Это "событие" - продукт нашей способности по привычной схеме обработать некий участок непрерывного потока данных, чтобы найти между элементами этого участка (которые мы сами и вычленяем) какую-то взаимосвязь. Только и всего. Итак, событий в реальности нет. События есть лишь в наших головах как результаты обработки внешних данных по шаблону.

Ну а раз события, как мы установили, расположены лишь в наших головах, то вполне закономерен следующий вывод. Чем интереснее голова - тем интереснее могут быть в ней события, получаемые от обработки данных. Чем мощнее повар, тем вскуснее его конфетки, приготовленные из любого говна.

Это значит, что от технологии не отвертишься. А поклонники швырять на тарелки замороженные куски мяса, передавая факты в их первозданности, пусть маршируют на Ютуб, где самые большие просмотры обычно получают ролики снятые одним планом с мобильного телефона. В этих роликах есть яркие первозданные факты. Например, человека сбивает машина. Или еще какая-нибудь вкусная "жесть". Чтобы приготовить эту "жесть" должным образом, действительно не нужен талант журналиста. Он тут даже противопоказан. Есть особый сорт контента, который вкусен именно своей сыростью. При такой сырости, человека прошибает подлинность, он должен быть уверен, что это не фейк. Но это уже журналистика данных, в ней, кстати, есть свои приемы. Один из последних трендов вирусного видео, как известно, - снимать тщательно срежиссированные эпизоды единым планом с эффектом "случайного очевидца". Однако, какие бы технологии не стояли за подобной режиссурой, мы никогда не преодолеем естественных ограничений: не каждый факт может "вкусно" поселиться в сознании зрителя без предварительной "термической" обработки.

Вот как вы приготовите мотив Перельмана отказаться от премии? Или новый законопроект? Или что-то еще, не связанное с внезапной смертью или курьезом, понятным из видео? Никак. Нужны будут комментарии, работа со взаимосвязями и прочие кипячения реальности.

Я убежден: для того, чтобы ярко и интересно говорить о событиях, нужно понимать, что объективности не существует. И лишь придя к этому пониманию, следует учиться создавать "эффект объективности" для читателей, зрителей.

http://vk.com/note3453058_11720685
Previous post Next post
Up