Ежедневный автобусный рейс свяжет Яровое с Омском. Такое решение было принято в результате шестисторонних переговоров представителей яровского Фонда поддержки Малого и Среднего Бизнеса (далее - ФМСБ) с руководством Омской, Новосибирской областей, Алтайского края, а также с двумя автоперевозчиками.
- Детально изучив направление, наши специалисты уверены не только в сезонной, но и круглогодичной загрузке маршрута «Яровое - Омск - Яровое», - поясняет заместитель председателя ФМСБ Сергей Радченко. - Дело в том, что в прошлом году ОАО «РЖД» резко сократило периодичность маршрута «Омск - Кулунда». Раньше поезд ходил через день, а теперь лишь раз в неделю. Тысячи вахтовиков, проживающих в степной зоне Алтайского края, кто использует Омск как «перевалочный пункт», теперь бьются за места на единственный регулярный поезд «Барнаул - Москва», который ходит через день, связывая напрямую Славгород с Омском. И всё равно плацкартных мест на этом «узком» участке на всех не хватает, многие вынуждены переплачивать за купе, чтобы успеть на вахту, либо едут с пересадками через Татарск.
Находить в трудностях новые возможности - это сотрудники ФМСБ умеют. Когда-то крах химзавода дал им повод взглянуть на озеро Большое Яровое как на курортную «фишку». Теперь настал черёд искать замену естественному монополисту в лице РЖД, а заодно сделать курорт Яровое известным среди жителей второго по величине города Западной Сибири.
- Не секрет, что омичи, в основной своей массе, мало слышали про Яровое. У них есть другой «курорт выходного дня», знакомый каждому с детства, - Боровое. Но Боровое с его озёрами, горами и соснами находится аж в Казахстане, плюс последнее время «нетронутой чистоты» там всё меньше: природные ландшафты застраиваются игорными зонами, - описывает «курортную карту Омских окрестностей» председатель ФМСБ Виктор Яцковский. - Кроме этого, на севере Омской области за последние 15 лет стали очень популярны места близ деревни Окунёво, где в глухой тайге расположены уникальные озёра метеоритного происхождения. Эти «места силы» привлекают на свои берега всё больше туристов, причём не только из Омской области, а со всего мира. Даже из Индии паломники туда ездят. И вот, в процессе переговоров о новом маршруте, у нас возникла идея когда-нибудь в будущем продлить маршрут «Яровое - Омск» до Окунёва. Связать, так сказать, оба курорта, чтобы совершать «туристический обмен».
Энтузиазм яровских «фондовцев» - возить летом отдыхающих из сырой мистической окунёвской тайги в жаркую солёную яровскую степь и назад, - вполне разделяет и заместитель министра строительства, транспорта и ЖКК Омской области Игорь Квасов:
- Конечно, сейчас эта идея выглядит почти фантастической, но стоит учитывать, что из Омска до Окунёво до сих пор нет регулярных автобусных рейсов, есть только чартерные. Вполне могу себе представить, что хотя бы в летний период регулярный рейс Омск - Окунёво будет пользоваться спросом, составляя разного рода чартерам серьёзную конкуренцию. Делать ли такое направление отдельным или объединять до Ярового в рамках единого маршрута, - дело самих перевозчиков. Мне, как государственному чиновнику, выдающему лицензии, важно, чтобы предприниматели заранее просчитывали все свои риски и не «бросали маршрут» при первых же трудностях. В этом смысле, не скрою, ключевым фактором доверия к перевозчикам, претендующим на новый маршрут, стала, кроме их солидного опыта в легальных перевозках, готовность использовать новые комфортабельные автобусы. Это важно, потому что солидный участок маршрута «Омск - Яровое», длиной почти 70 километров, представляет собой незаасфальтированную грунтовую дорогу. Предприниматель, который бы мыслил только сегодняшним днём, не стал бы так рисковать.
Действительно, участок дороги, пролегающий по Барабинской низменности, от поворота с федеральной трассы у Татарска и до деревни Чистоозёрное, в период затяжных дождей или весенней распутицы представляет собой месиво из камней и глины. Даже популярные карты для GPS-навигаторов «Navitel» в последнее время перестали прокладывать маршрут через эту местность, если, находясь в Яровом, задать конечной точкой Омск. С точки зрения навигатора, лучше сделать 300-километровый крюк по Новосибирской области, чем ехать через эти топи. Возможно, этот фактор и стал одной из причин, по которой перевозчики, глядя на затяжную и очень снежную зиму, решили «стартануть» новый маршрут лишь в конце мая, когда даже самые плохие дороги относительно подсохнут. Но как быть потом - осенью и далее круглогодично?
- Я буквально на днях вернулся с переговоров, которые вёл с представителем транспортного министерства Новосибирской области, - рассказывает предприниматель Сергей Жариков, который вместе со своим омским коллегой на паритетных началах и будет осваивать новое направление автоперевозок. - Замминистра мне сообщил, что нынешним летом, после окончания дорожных работ в бору за Крутихой, высвободится значительное количество техники, которая и будет направлена на эту дорогу под Татарском, чтобы до осени успеть залатать хотя бы самые проблемные отрезки на пути наших автобусов. В будущем, как мне пояснили в новосибирском министерстве, если они увидят, что дорога действительно «пользуется спросом», то в ближайшие годы они её полностью заасфальтируют за счёт бюджета Новосибирской области.
Схема, когда чиновники кладут асфальт «вслед за первыми автобусами» уже оправдала себя на популярном маршруте «Яровое - Новосибирск», где раньше тоже был проблемный участок дороги без покрытия. Так что предприниматели знают, на что делать ставки. Здесь и логика транспортных министерств очень проста: надо вкладывать в те дороги, по которым идёт наибольший пассажиропоток, чтобы статистика ДТП на этих участках говорила об эффективности министерского надзора, а не об обратном. Таким образом, автоперевозчики тут становятся неким локомотивом, ведущим за собой остальной прогресс, а ОАО «РЖД», в свою очередь, постоянно повышая тарифы и сокращая маршруты, даёт возможность выполнять эту миссию перевозчикам ещё и с выгодой для себя. Ну а если железные дороги ещё немного поднимут свои тарифы, то уже возникнут реальные шансы для возрождения малой авиации, которой начнут пользоваться вчерашние пассажиры купе. Неспроста уже сегодня появляются новости о планах по возвращению гражданского авиасообщения на аэродром «Славгород - северный». Впрочем, об этом будет смысл говорить всерьёз лишь год спустя. Пока же вернёмся с небес на землю и рассмотрим ещё один аспект появления нового маршрута - конкурентный.
- Задача нашего министерства по части автоперевозок - создавать условия для здоровой конкуренции путём квалифицированной регуляции этого рынка, - рассказывает замминистра строительства, транспорта и ЖКК Омской области Игорь Квасов. - Говоря простым языком, сегодня два автоперевозчика, решившие возить пассажиров по маршруту «Омск - Яровое» идут на серьёзные вложения и риски в расчёте на будущую окупаемость. Пока постоянный пассажиропоток не сложился, им придётся гонять полупустые автобусы без права отмены рейса, им придётся чинить эти автобусы после разбитых дорог . В конце концов, им придётся исправно платить налоги, платить омскому автовокзалу, платить туда, платить сюда… Это ведь не шутка - работать легально. Ну а потом, как только пассажиры «распробуют» маршрут, на направление сразу выйдут «теневые» перевозчики, это я вам точно говорю. Не неся лишних расходов и поэтому имея возможность поставить цену пониже, они вмиг начнут отбивать клиентуру у легальных игроков рынка, которые, если можно так выразиться, заработали данный поток потом и кровью. И вот здесь настанет уже наша работа: в тесном сотрудничестве с министерствами транспорта Новосибирской области и Алтайского края мы будем выявлять таких нарушителей и применять к ним административные меры воздействия.
Ещё один серьёзный риск для нынешних энтузиастов, по мнению специалистов ФМСБ, - будущие заявки от других легальных перевозчиков на открытие направлений, так или иначе дублирующих маршрут «Омск - Яровое». Сегодня это никому неинтересно, а завтра, когда «грязная работа» будет сделана чужими руками, могут начаться попытки перераспределить в свой карман новые финансовые потоки под маской разговоров о справедливости, наподобие тех, что сегодня ведутся относительно пляжей озера Большое Яровое. Именно поэтому данная статья призвана сфокусировать читателя на времени, когда ещё ничего не сделано и всё только предстоит. Напомним, что сам по себе яровской Фонд поддержки Малого и Среднего Бизнеса - не является коммерческой организацией. Цель фонда - консолидировать независимых предпринимателей для осуществления масштабных проектов, работающих на благо города Яровое. Маршрут «Омск - Яровое» - очередной такой проект.
http://vk.com/note3453058_11748087