Начал писать книгу "Семья подростка в кризисной ситуации". Приглашаю к обсуждению!

Jan 13, 2014 09:48

«Семья подростка в кризисной ситуации: социальная работа и психологическая помощь в восстановительном подходе».

Тезисный план

Введение: для чего эта книга.

Тезисное описание цели книги и логики изложения и особенностей.

Немного истории: изменение представлений о возможностях помощи семье.

Почему семья подростка, и чем это может быть интересно другим помогающим специалистам.

Изменение стереотипного представления о социальной работе: вера в семью, в возможность изменения, ориентация на помощь семье. Профессионализм и эффективность основанные на ценностной позиции.

Введение в подход, предлагаемый в этой книге, восстановительный подход в социальной работе с семьей.

Часть 1

Семья в кризисной ситуации

Мы говорим о помощи семье. Семья как сообщество, которое мы ставим в центр внимания: сообщество значимых людей, сообщество, в котором люди переживают друг за друга, в котором можно искать поддержку.

И мы выбираем описание трудностей, с которыми встречается семья, которое поможет нам помогать семье. (Хейли, Кристи, Дженкинс)

Почему ситуация? Не ставить ярлык на семью, а изменять ситуацию. Почему кризисная? Что такое кризис и почему выбран такой способ определения трудности? (Кризисные ситуации возникают и проходят. Кризис возникает, развивается и разрешается. В слове «кризис» заложен оптимизм).

Описание явления и проявлений проблемы трудных подростков и их семей - что вызывает беспокойство (раздражение, недовольство) у различных представителей общества. Как это бывает, где и кто с этим встречается, естественные действия специалистов.

Проявление проблемы - асоциальное (антисоциальное, девиантное) поведение подростка. Беспокойство (озабоченность социума). Ответные действия (принимаемые меры, традиционные реакции социума и его отдельных представителей). Поиск виноватого (или определение причины).

Наш интерес, наше беспокойство, озабоченность. Почему мы начинаем работать с подростками, с семьями, с людьми? Ценности и позиции.

Часть 2

Семья подростка (Семья в подростковом кризисе)

Подростковый возраст в семье. Смыслы, которыми наделяется подростковый возраст в наше время в нашей культуре. Социальные предписания родителям: обязательные и несовместимые: контролировать, строить доверительные отношения, развивать самостоятельность, уберечь от множества опасностей и т.д.

(Представление о проблеме. Ситуация подростка - ситуация семьи - социальная ситуация. Подросток - семья - социальные институты. Конфликт и его расширение. Системный контекст).

Часть 3

Возможности помощи.

(Представление о помощи. Что такое помощь? Кому мы помогаем: подросток, родители, семья, специалисты, социальные институты, общество, государство. Профессиональное и личное самоопределение).

Психологическое консультирование как одна из возможностей.

Социальная работа: знакомая и неизвестная. Современная социальная работа.

Часть 4

Этапы работы со случаем: от получения информации о кризисной ситуации до завершения работы

Специфика технологии работы со случаем (case management), сферы применения (от соцработы до бизнеса)

Сотрудничество с клиентом как одна из основных характеристик.

Содержание этапов при работе с семьей в кризисной ситуации.

Создание условий для организации работы по технологии «Работа со случаем»

Часть 5

Получение запроса

Если семья не обращается за помощью, то кто же? Кому мы помогаем?

(С чего начать: анализ ситуации, определение круга участников, искусство составления запроса. Место социального терапевта.)

(Начало работы с кризисной ситуацией. Прояснение социального запроса: что и у кого вызывает беспокойство, недовольство. Каковы требования, пожелания, представления об улучшении (идеальной ситуации). Каковы возможные последствия, их реалистичность и как они наступят. Проблема: Стигматизация, навешивание ярлыков, перекладывание ответственности, отказ от диалога.)

Часть 6

Почему некоторые семьи избегают обращения за помощью?

Признание ответственности специалистом и как специалист может на это изменить?

«Карательная» психология, социальная работа как контроль, специалист как проблема: обоснованность опасений способы изменения ситуации.

Часть 7

Первый звонок, первая встреча, первое впечатление.

(Первые шаги: мимолетная встреча, телефонное знакомство: как в короткой беседе донести главное (и что есть главное))

(Первый контакт: а как вы видите ситуацию, что беспокоит вас? Мы хотим чтобы нас все оставили в покое!)

От недоверия к сотрудничеству.

Часть 8

Развивая сотрудничество: встреча с семьей.

Включение новых людей. Письма-приглашения.

Встреча на территории семьи.

Встреча на территории специалиста.

(От личных контактов - к семье. Основы системной терапии.(Нужен ли папа? Приглашение невовлеченных членов семьи. Почему подростку «безразлична» его судьба?) Циркулярное интервью. Генограмма.)

(Установление контакта с семьей через ее представителей. Знакомство, прояснение позиций (представлений о ситуации) подростка, родителей, других членов семьи, прояснение запроса. Экстернализация проблемы, опора ни сильные стороны, поиск уникальных эпизодов, ориентация на решение.

Проблемы: немотивированность, формальное согласие, бессилие (ничего не поможет), незаинтересованность, отрицание проблемы, одолжение специалисту. Как сохранить позицию сотрудничества в этих ситуациях?

Часть 9

Договоренность о сотрудничестве с семьей: между уговоренностью и приговоренностью

Как ставить цели? Как выделять задачи? Как распределять ответственность за их выполнение?

(Приглашение к партнерству. Разделение ответственности между специалистом и семьей - договор о взаимном уважении. Кто решает, туда мы идем? Договоренность о целях сотрудничества)

(Договоренности о сотрудничестве: определение общих и частных целей, распределение ответственности, поиск возможных решений, планирование ближайших перспектив (действий), подтверждающих твердость намерений.

Ответственность и определение возможных последствий для всех сторон.

Посредничество.

Возможные проблемы: «мы на все согласны, делайте с нами что хотите», «Вы специалисты, вы и работайте», «У нас своих проблем хватает».)

Часть 10

Реализация плана

Социальный работник как фасилитатор изменений

(Партнерство в достижении желаемых изменений (ранее определенных общих и частных целей). Направление - развитие, расширение возможностей и способностей выбора.

Фасилитация через помощь в актуализации имеющихся ресурсов (преодоление бессилия, вера в возможность изменений). Ресурсы в расширенной семье (генограмма), в истории семьи и в личных историях, ресурсы сооббществ (нарративная терапия), предоставление информации о социальных ресурсах (просвещение, социальное консультирование). Расширение пространства возможностей.

Обращение к конфликту. Медиация (посредничество) внутри семьи, между семьей и социальными институтами.

Конфликты в семье (родители-подросток, муж-жена, родители-прародители). Конфликты с социальными институтами. Начинаем там, где сосредоточена энергия семьи, что важно. Освобождение энергии, занятой в конфликте.

Содействие в поиске новых форм взаимодействия.

Работа на разных уровнях: индивидуальный, семейный, социальный.

Следование за семьей (на шаг позади).

Поддержка достигнутых изменений (ориентированная на решение и нарративная терапия).

Расширение круга участников ситуации, принимающих участие в ее решении. Желательные и нежелательные помощники. Естественное расширение (родственники, соседи, друзья).

Ресурсы и опасности в расширении круга специалистов (множество мнений, снятие ответственности с семьи и т.д.).

Координация помощников. Непсихологическая помощь (медицина, юридическая поддержка, педагогическая помощь, возможности материальной поддержки).

Возможности психологической помощи (индивидуальное и семейное консультирование, группы для подростков, группы для родителей)

Возвращение ответственности. Задача специалиста - перестать быть нужным семье (Главное - не забывать о главном: мы помогаем семье в достижении ее целей).

Часть 11

Психологической консультирование семей с подростками: основная специфика.

(Соотношение психотерапии и социальной работы. Занимается ли социальный работник психотерапией, и в чем тогда разница? Принимает ли психотерапевт в расчет социальный контекст, и чем это не социальная работа?)

Нежелание подростка участвовать в консультации и возможности вовлечения подростка.

Надежда родителей, что психолог изменит подростка в соответствии с их ожиданиями.

Важность и сложность поддержания баланса.

Включенная нейтральность.

Экстернализация проблем

Приглашение к со-исследованию

Определение общих ориентиров и обсуждение различий.

Семейная поддержка личных инициатив.

Часть 12

Если план не выполняется

Почему люди могут не выполнять план, который должен привести к достижению желаемых ими целей?

Переобсуждение плана.

Нарушение контакта семьи с отдельными помощниками и возможности роли социального работника.

Возможности «отката».

Проявление новых, ранее скрытых или не актуальных проблем.

Обострение конфликта, появление новых конфликтов. Конфликт как отвлечение от позитивных изменений, как проявление не учета позиций значимых участников.

Не выполнение принятых договоренностей без прямого отказа от сотрудничества.

Включение специалиста в структуру семьи и конфликта (рассудите нас; без вас как без рук и т.д.).

Часть 13

Особые проблемы

Проблема употребления ПАВ. Возможные взгляды на ситуацию употребления (обыденные представления, традиционная медицинская модель, 12-шаговые программы, различные психологические подходы). Взгляды, обладающие большим ресурсным потенциалом. Возможности помощи социального работника в ситуации наличия проблемы употребления. Специфика употребления в подростковом возрасте.

Проблема внутрисемейного насилия. Обозначение позиции неприемлемости насилия. Что побуждает людей к совершению насилия? Разные взгляды на насилие (наиболее распространенный - треугольник Карпмана). Какие идеи легитимизируют насилие? Какую мы можем предложить альтернативу.

Ситуации правонарушения и преступления. Карательный, реабилитационный и восстановительный способы реагирования. Активная ответственность.

Часть 14

Завершение случая

Когда заканчивать?

Как подводить итоги?

Мнение клиентов, мнение социальных институтов. Рефлексия опыта, полученного в ходе разрешения ситуации. Ответственность первоначальных участников ситуации за ее решение. Какие действия специалиста помогли участникам решить конфликт, проблему (но решили то ее они!). Что не позволит ситуации повториться?

Оценка эффективности социальной работы.

Возможности продолжения после завершения.

Часть 15

Трудности помощи: подстерегающие опасности и возможности поддержки.

Опасность контролировать то, что не в состоянии проконтролировать.

Опасности ощущения превосходства специалиста.

Опасность сужения и осуждения.

Ощущения бессилия и истощения.

Потенциал для вдохновения.

Завершение

Профессиональное и человеческое: возможности развития, открываемые встречами с семьями, преодолевающими кризисные ситуации.

Что достигнуто в развитии социальной работы с семьями на сегодняшний день.

Результаты помощи семьям, отработанные технологии, документация, отчетность, критерии эффективности, команды профессиональных специалистов.

Точки дальнейшего роста.

Перспективы развития социальной работы в восстановительном подходе:

(соц. педагог в школе, Отделения помощи семье и детям в ЦСО, ПМСЦ, КДН);

в работе с правонарушениями;

Социальная работа и социальные изменения.

Возможны ли значимые социальные изменения при развитии и распространении социальной работы с семьями?

семья, подростки, социальная работа

Previous post Next post
Up