Одежда боярская XVII в. Портреты князей Репниных
Здесь видим снимки с подлинных портретов князей Репниных: боярина Бориса Александровича и Петра Александровича, воеводы Новгородского в их наряде. Академик Солнцев заимствовал изображение их костюма из Олеариева «Путешествия». На боярине зипун, застегнутый пуговицами; на поясе сабля. Сверх исподницы надеты желтые сапоги, у колен подвязанные. Сверх зипуна шуба турецкая с отложным воротником, с золотыми петлицами и откидными рукавами.
Другой в кафтане с петлицами и прорехой, или разрезом, на поле. В одной руке у него шапка, в другой ширинка. Хотя на рисунке в «Историческом описании одежды и вооружения Российских войск» (рис. № 10) этот кафтан назван охобнем, но последний был шире и длиннее первого, имел прорехи под рукавами и четырехугольный откидной воротник. В царствование Федора Алексеевича воспрещено было в охобнях впускать во дворец и даже в Кремль.
Кафтан составлял употребительнейшую одежду в допетровской России. «Знатные», по словам Карлейля, «носят кафтаны, кои простираются до колен и застегиваются напереди пуговицами с петлицами». Сзади кафтана пристегивался высокий стоячий воротник, известный под именем козыря, который нередко украшался золотым и серебряным шитьем по бархату и алтасу, жемчугом и дорогими каменьями; отсюда и народное выражение: «ходить козырем», т.е. важничать, щеголять.
Как ферези, так и кафтаны были разных родов, по их назначению и происхождению: верхние и исподние, становые и ездовые, смирные, или траурные, и дождевые, турские, есские, кизылбашские и черкесские, русского покроя.
На сию одежду употреблялись ткани из шелка и бумаги, также сукна.
Вся подборка
Древности Российского государства