Древности Российского государства 221

Sep 30, 2008 11:11




Одежда боярская, мужская и женская, XVII в. (из «Путешествия» Олеария)

Представляя здесь изображения одежды русских людей, заимствованные из «Путешествия» Олеария, присоединим для объяснения и описание его:
«Русские мужчины вообще рослы, толсты и сильны, цветом лица подобны другим Европейцам. У них в большой чести широкие бороды и толстые животы. Его Царское Величество употребляет таковых для услуг при торжественных приемах послов, желая этим придать более торжественности. Усы у Русских, также длинные, покрывают губы.

Длинные волосы, висящие до плеч, носят одни только священники, а у прочих они подстрижены. Вельможи даже стригут волосы, считая это украшением. Как скоро кто впадет в немилость у Царя, то отпускает длинные волосы и не причесывая их носит во все время опалы Царской. Этот обычай, может быть, переняли они от Греков, которым во всем хотят подражать, ибо Греки, по описанию Плутарха, ходили с длинными спущенными волосами во время смутных обстоятельств. Женщины в подобных случаях волосы свои остригали.

Русские женщины роста средняго, хорошаго сложения; они имеют нежный цвет тела, но в городах все они румянятся и белятся, и так грубо и заметно, что кажется, будто по лицу их провел кто-нибудь горстью муки и вымазал их щеки кистью; брови и ресницы окрашивают они в черный или коричневый цвет. Они дозволяют себе напоминать соседкам и знакомым о соблюдении этого обычая, хотя бы красота их природная превосходила искусственную, как будто боясь, чтоб первая не затмила второй. Так, жена боярина Князя Ивана Борисовича Черкасскаго, женщина отличной красоты, не хотевшая сначала румяниться и белиться, была упрекаема в нарушении обычая предков и доведена до необходимости употреблять румяны, т.е. «зажечь свечу при солнечном свете».

Так как обычай этот принят всеми и соблюдается явно, то жених, во время сватовства, между прочими подарками должен принести невесте коробочку румян.

Замужние женщины, подбирая волосы на голове, прикрывают их шапкою; девицы же сплетают и опускают на спину косою, в оконечность коей вплетают красную шелковую ленточку.
У детей ниже десяти лет, как у мальчиков, так и у девочек волосы стригут, оставляя несколько локонов по обеим сторонам; девочкам в уши вдевают большие серьги.
Одежда мужчин такая же, как у Греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают до колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплека подшита красною тафтою, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава разными шелками, и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов они носят узкие кафтаны длиною до колен, с длиннейшими рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиною в четверть локтя, подшит бархатом, или, у вельмож, золотною материей; его выставляют из-за другаго кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферезью; как кафтан, так и ферезь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждаго.

Ферезь подбивается хлопчатою бумагой; сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают, выходя в публику; это платье бывает из синяго, коричневаго или темно-зеленаго сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом. Все эти одеяния выдаются из царской казны, по случаю принятия послов, для большаго благолепия. У этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются, так что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук; случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или дубинки, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих.

Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки высотою в аршин, опушенные черным соболем или лисицею, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и украшенные золотыми или жемчужными нашивками; простой народ летом носит шапки из белаго валеннаго сукна, зимою же опушенные простым мехом или просто суконные.
Русские вообще, как Поляки, носят короткие из юфти или персидскаго сафьяна сапоги с остроконечными носами; башмаки женские, особенно девичьи, делаются с весьма высокими каблуками, так что при стоянии прямо, носок их едва только касается до полу; каблуки оббиваются маленькими красивыми гвоздиками.

Платья женские сходны с мужскими, хотя верхние несколько шире, и из такого же сукна или из киндяка, персидской ткани; богатые украшают их напереди позументом или золотыми снурками и пришивают серебряные или оловянные пуговицы, которыми и застегиваются; рукава сверху разрезные, в эти разрезы они просовывают руки, за коими рукава и висят. Кафтанов они не носят, особенно же с воротниками. Рукава рубашек узки, длиною в 6, 8 и 10 локтей и более, если кисейные, которые собираются на руки. Они также носят просторные и широкие шапки, окаймленные атласом, камкою или парчой, иные вышиты золотом и украшены жемчугом с бобровою опушкой, так что волосы, ниспадая, прямо закрывают половину лба. Взрослые девицы носят высокие лисьи шапки.

Немцы, Голландцы, Французы и другие иноземцы, состоящие в службе Царя и проживающие в России для торговли, носили одежду, одинаковую с Русскими, для избежания насмешек от народа и для большей безопасности. Но год тому назад Патриарх прекратил это обыкновение по следующему случаю: был крестный ход в городе, в котором участвовал и сам Патриарх; когда он на улице, по обыкновению, благословлял народ, то заметил, что не все поклонились и сняли шапки, и узнав, к негодованию, что это делали Немцы, сказал, что неприлично иностранцам пользоваться благословением, а потому отныне приказать всем им являться в одеждах своей страны, а Русской вовсе не носить».

одежда и вооружение, древности Российского государства, 17 век, Олеарий

Previous post Next post
Up