Цокотуха запела

Nov 08, 2011 21:39

Опера. Как много в этом слове. Мне иногда кажется, что в нём даже больше чем нужно. Есть вот «мыльная опера», не имеющая к настоящей опере ничего общего (ну разве сентиментальность). Есть ещё «космическая опера». Это - то же самое, что и мыльная опера, только с летающими роботами, космическими кораблями и женщинами со странными причёсками. Есть ещё и браузер мне ненавистный, который не даёт нормально искать оперу в Google.

Да, так это всё к чему же я. Опера - больше чем мы можем себе представить. И для современного зрителя, она уже не просто история о далёких цирюльниках и женитьбах. Истории для опер становятся современными, необычными и … научно-фантастическими.



Самой известной научно-фантастической оперой, без сомненья остаётся «Муха», написанная известным сочинителем саундтреков всех мастей Говардом Шором. Ставили это произведение в Париже летом 2008 года. Либретто для произведения написал Дэвид Генри Хванг - американский драматург китайского происхождения.



В основу этой странной истории положено одновременно два источника - кинофильм американского режиссёра Дэвида Кронненберга. Этот уже уважаемый кинематографист в молодости ставил страшную графическую фантастику, а сейчас снимает историю о том, как Юнг и Фрейд мучают Киру Найтли. Да, но я отвлёкся. Вторым источником для этого произведения стал рассказ Джорджа Лангелана.



История в печатном источнике презанятнейшая. Такой себе энтомологический триллер. Завязка там такая…. Занимательная. Звонит человеку родственница и говорит, что она укокошила (не просто ножом подрезала, а раздавила промышленным прессом) убила его брата. Её в итоге помещают в психушку, где она сочиняет длинный рассказ о том, что же именно произошло. Тут и начинается фантастика: главный герой Андре Деламбр - придумал способ переносить предметы из одного места в другое по воздуху - телепортировать их. С неодушевлёнными предметами получалось превосходно, а вот с неодушевлёнными - не так уж и хорошо. Но он в итоге всё починил и как истинный экспериментатор - первым телепортировал сам себя. Проблема в том, что он-то телепортировался не один, а вместе с маленькой мухой. Их ДНК перемешались и он превратился в ужасного монстра.



Прекрасным дополнением к этой странной истории стала любовная история, в которой одновременно угадываются очертания «Собора Парижской богоматери», «Префращения» Кафки и мультфильма «Красавица и чудовище». В общем, герой меняется и его подружка уже не в таком восторге.



Чем опера эта интересна, так это давящей атмосферой и невероятными декорациями. Вот уж где дизайнеры развернулись на полную катушку. Главным художником выступил Данте Ферретти (Dante Ferretti) - итальянец, известный своими киноработами. Он получил сразу два Оскара за художественное оформление Авиатора и «Свини Тодда». Ещё у него было семь других номинаций…. Он придумывал грим и костюмы для «Имени Розы», «Приключений Барона Мюнхаузена», «Гамлета», «Дракулы», «Джо Блэка», «Банд Нью-Йорка» и последнего фильма с Ди Каприо. Вот. Так для этой оперы он соорудил просто невероятные декорации. Достаточно на фотографии взглянуть, чтобы понять, что это не совсем обычная постановка.




В главных ролях в опере «Муха» задействован Даниэль Окулич, а его пассию сыграет Руксандра Доносе. Дирижирует всё это Пласидо Доминго, а режиссирует сам Кронненберг.

Современная постановка на таком материале имеет право быть эксцентричной. Вы можете легко простить постановщикам любые ужасы на сцене, так как это оправдано самой научно-фантастической историей. Но как быть, если точно такие же дикие декорации и образы внезапно появляются в постановках классических произведений. О чём думают режиссёры, которые наряжают Фигаро в ушанку и садят верхом на говорящего медведя… Мне ещё тут есть что сказать.

Культура, Кино, ОПЕРА

Previous post Next post
Up