Старость начинается в мозгах. Внезапно.

Oct 27, 2010 16:35

"Пугает не то, что ты дедушка, а то, что живешь с бабушкой". Меня начинает пугать, когда я всё чаще начинаю слышать от своих же ровесников брюзжание на тему необразованности молодежи. Мне действительно становится страшно. Неужели всё - мое поколение уже получило членство в клубе старпёров?

Хорошо-хорошо, будем считать, что это мудрость, а не старость. Или ответственность. Типа и мы, наконец, дошли до возраста, когда не осталось никаких проблем, кроме как "о России думать". Одна проблема: не могу я присоединиться к хору стенающих по поводу необразованности нового поколения. При всём желании не могу, хотя, казалось бы, и имею отношение к образовательному процессу.

Когда кто-то пытается горестно поделиться со мной, что "вот они ЭТОГО не знают", меня больше всего волнует вопрос, а с чего мой собеседник взял, что они это должны знать? Да, для него это банальная вещь, которую должны знать все. Но, чёрт побери, почему они это должны знать? Почему мы считаем это банальной вещью? Эти вопросы за гранью осмысления, их даже никто не пытается задать себе.

Вся наша образованность (нашего и соседних поколений) базируется на одной простой вещи: мы все получали ТИПОВОЕ образование. Некий сертифицированный набор фактов, суждений, знаний, которые должны знать все. Успешность овладения этим набором и определяет культурность человека. Запомнил усредненный список? Молодец , блещешь культурой. Знаешь больше? Да ты ваще вундеркинд!

А теперь представим, что такой типовой программы нет. Или даже есть, но нет того прессинга, с которым этот список вбивали в наши головы, что мы получим? Мы получим вероятностную траекторию образования человека. Именно вероятностную, когда мы понятия не имеем, какие факты знает или не знает человек. Когда вообще идея мерить образованность знанием каких-то общеизвестных фактов становится бессмысленной.

Почему кто-то должен знать Рафаэля? Если он художник, то наверно должен. А я? Ну я его знаю: в школе показывали. А почему Рафаэль, а не Веласкес? Понятно, один там отец-основатель, другой продолжатель (понятия не имею, если честно), но это ж тоже всего лишь чье-то мнение? А если ты хочешь составить свое мнение, ты должен вложиться в эту область знаний. А почему именно в эту? Ах да… Надо быть "образованным человеком", помню. "Я дерусь, потому что я дерусь". По заколдованному кругу мы каждый раз возвращаемся к списку по умолчанию фактов, областей, навыков, которыми должен знать и владеть человек.

Почему Рафаэль, а не Веласкес? Почему "Мастер и Маргарита", а не "Белая гвардия"? Почему история мира с точки зрения западной цивилизации? Ах да: кто-то должен был принять решение, что оставить, потому что всё не влезало. А с чего мы взяли, что лучше, чем индивидуальный вероятностный набор фактов? Почему мы думаем, что склейка общества возможна только на основе общей картины мира, основанной на фактах? А мы не думаем. Потому что "а как иначе?". Даже в голову не приходит задуматься.

А ситуация будет меняться всё больше и больше. Уже сейчас эрудиция теряет смысл: "Гугль знает всё". Надо - узнаем. Но мы по привычке всё равно пытаемся доказать необходимость запоминания базовых факторов, сами не понимая, зачем это надо. Мало кто видит следующий шаг, для которого и нужна погоня за фактами: формирование связанной картины мира, умения оперировать фактами, делать самостоятельные выводы. Мы просто пребываем в какой-то слепой уверенности, что путь к этому только в усвоении массивов информации, которую утвердили какие-то якобы знающие люди. Ой ли?

Я понятия не имею, как будут выкручиваться новые поколения. Я не знаю, какие инструменты они выработают. С трудом представляю, как будет происходить склейка общества и что ляжет в фундамент общей картины мира (но не набор общепринятых бессмысленных фактов - это точно). Но я более чем уверен, что вероятностный путь ни чуть не хуже детерминированного. И что всё больше и больше людей будет идти по нему, вырабатывая, оттачивая и формируя совершенно другой метод достижения мудрости. Какой-то другой мудрости, нам непонятной.

И стенать на безграмотность вчерашних выпускников более чем бессмысленно. Я скорей им сочувствую: "Тяжело жить в эпоху перемен". Но при этом хотел бы быть с ними в одной лодке: оставаться динозавром "той эпохи" у меня нет ни малейшего желания. Мне гораздо интересней и увлекательней искать ростки того, что придет на смену нашей "единственно верному" фундаменту склейки общества.

осознание, Я, культура, гибкость, все едино, 3-ий контур, философия

Previous post Next post
Up