Dec 03, 2018 21:19
В последнее время для женщины прогрессивных взглядов стало не то что бы обязательным, но естественным не любить фильм "Москва слезам не верит", а в особенности его главного героя - Гошу, он же Гога, он же Юра, он же Георгий Иваныч.
Меня это сначало смешило, потом стало раздражать, теперь даже не знаю, но зато у меня появились кое-какие мысли , почему, собственно, мне подобные мысли не близки, даже если с этимии прогрессивными женщинами я совпадаю во всем - или почти во всем - остальном.
Главных претензий к образу Гоши, собственно, две:
1. Как Катя могла выбрать такого мужчину и влюбиться в него, он же ей совершенно не ровня, у него комплексы и самолюбие, наконец, он пьет!
2. Гоша - противный закомплексованный псевдомачо, который ничего значимого в фильме не делает, а значит см. пункт первый!
Бывают и более странные аргументы - из серии "а вот я показала этот фильм своей знакомой американке и та ничего не поняла, а значит фильм говно" - действительно, тот факт ,что женщина, которая родилась, выросла и живет в реалиях, очень сильно отличающихся от позднесоветских по всем статьям, ничего не поняла - просто удивителен и, конечно, дает возможность сделать исчерпывающие выводы о фильме.
*табличка сарказм*
Но вернемся к первым двум, причем начну я со второго. Гошу любят обвинять в том, что он за время действия фильма ничего не сделал - так, вытащил Катю с дочкой на пикник, да еще на такой. где его расхваливали коллеги и друзья, сварил борщ и надавал люлей хулиганам (за последнее Гошу осуждают отдельно). Но ведь у него и времени-то было всего ничего! От знакомства с Катей до конца фильма проходит не то семь, не то восемь дней - конечно, Гоша еще ничего не успел особенного сделать, но хватило и того, что успел.
Но это, конечно, не главная претензия к нему, главная - что он так себе человек, еще более так себе партнер и уж конечно, эмансипированная до степени директора завода Катя никак не может такого полюбить. Он шовинист! Он потенциальный домашний тиран! Он алкоголик! У него комплексы! У него самолюбие, наконец!
И вообще, он получился обаятельным только птому, что его сыграл Баталов - с этим можно отчасти согласиться, но с другой стороны, не все любят Баталова.
Мне в этой аргументации главным ее слабым местом представляется то, что недостаткам Гоши никак не противопоставляются его достоинства - прямота, честность, цельность, активная позиция, заботливость и ответственность, ум, находчивость - все то, что Катя, собственно, в нем и разглядела.
По поводу недостатков - да, почти со всем можно согласиться. Повальное пьянство положительных персонажей в позднем советском кино - увы, печальная тенденция. Да, Гоша болезненно самолюбив. закомплексован и наполнен гендерными стереотипами (которые, впрочем, не мешают ему варить борщи) по поводу зарплат и карьер, он обидчив и внутренне не уверен в себе рядом с такой роскошной женщиной (с другой стороны, покажите мне такого, кто будет сходу уверен).
Но на самом деле все это не важно, и я не хочу влезать в длинную - и заведомо бесполезную - дискуссию о том. хорош или плох Гоша. Дело вообще не в его достоинствах и недостатках, как и в не достоинствах и недостатках Кати. Всякая история о любви - это история о чуде. Как двое совершенно посторонних, часто случайно встретившихся людей вдруг что-то друг в друге увидели, почувствовали (в старину говорили "сердце сердцу весть подает") и решились прорвать свой кокон одиночества и шагнуть другому навстречу - две огромных вселенных, вдруг начинающих медленное осторожное (или быстрое и решительное) сближение, чтобы из них возникло что-то новое. Это ли не чудо?
Так что совершенно неважно, какие к Гоше можно предъявить претензии - имеет значение только одно: Кате с ним хорошо. Не с абстрактным холостым министром, которого советует найти ей подруга Тоня, не с социально близким женатым любовником, который как черт ладана боится, что теща их застукает, не с таким же социально близким и сохранившим некую потрепанную импозантность Родионом-Рудольфом, не с еще каким-нибудь мужиком, с которым могла бы ее познакомить подруга Люда, а вот с ним - с периодически запивающим закомплексованным слесарем без образования.
И на этом фоне все рассуждения о том, какой Гоша неправильный мужчина, и как неправильно его такого любить выглядят такой неизмеримой пошлостью, что об этом даже говорить не хочется. Лучше снова фильм пересмотреть :)
кино,
любовь