May 20, 2018 00:03
Статья не статья, рецензия не рецензия. Писалось долго, сначала на эмоциях, потом вымучивала, но решила все-таки выложить.
Ка-теты большие и маленькие.
Вот и закончился 2 сезон «Очень странных дел». Послевкусие странное - неоправдавшиеся ожидания перемешались с неожиданными радостями. Иными словами - меня мало впечатлило то, чем хотели впечатлить братья Дафферы, зато тронули моменты, в первом сезоне не вызвавшие во мне такого сильного отклика.
Например, вся линия с Восьмой-Кали и ее бандой изгоев кажется совершенно лишним вставным эпизодом, который вроде как призван проиллюстрировать выбор Одиннадцатой-Джейн в пользу старых друзей и Хоппера, но на самом деле, разве так уж необходимо было тратить на это целую серию? Одновременно с этим мне очень нравится, что у Одиннадцатой во 2 сезоне своя сюжетная линия, связанная с взрослением, с поисками матери, и, в конечном итоге, поиском себя.
Также меня очень порадовало, что внимание авторов в продолжении сериала было сфокусировано не на отношениях Майка и Одиннадцатой, что дало возможность развить и усложнить образы Лукаса и Дастина. Например, нам наконец-то показали их семьи, дома, образ жизни - интересно поразмышлять, например, где отец Дастина и чем занимается его мать - самая возрастная из матерей главных героев; или, что самый брутальный из четверки - Лукас - пасует перед своей маленькой, но ядовитой как Малышка Мю, младшей сестрой. А появление Макс и ее постепенное вхождение в ка-тет, любовный треугольник между ней и двумя мальчиками, ее сложные отношения с Майком - одна из самых лучших линий сезона.
А еще я по-другому посмотрела на образ Джойс Байерс, созданный весьма опытной Вайноной Райдер. После первого сезона критики много ругали ее за истеричность ее героини и однообразие ее эмоциональных реакций, нервозность и тревожность. Меня это тоже раздражало. А после второго сезона я подумала - что, если так и должно быть? Положительные герои - хорошие люди, но кто сказал, что они при этом ангелы во плоти? Что, собственно, представляет из себя Джойс Байерс? Мать-одиночка с двумя сыновьями-подростками и бывшим мужем, который не интересуется детьми и явно не усердствует в выплате алиментов, судя по тому, что ей приходится работать в выходные и праздники, чтобы содержать семью. И тут один из двух ее детей пропадает, полная неизвестность, полиция ничем помочь не может, люди в белых халатах ей врут, пытаясь подсунуть резиновый муляж вместо тела ее мальчика, дома творится всякая чертовщина - тут, знаете ли, у кого угодно крыша поедет. И да, пусть Джойс истеричка, пусть она высаживает прорву сигарет, забила на внешность и личную жизнь - она хорошая мать. Очень хорошая. А это, знаете ли, дорогого стоит.
Увы, к сожалению, единственный из четырех, кто и в этом сезоне остался практически без своей сюжетной линии - это Уилл. В начале нам немного показали его внутренний мир, переживания после возвращения с Изнанки - страхи, отчуждение, вызванное пережитым, попытки снова вписаться в прежнюю жизнь и осознание провальности этих попыток. Но с пятой серии Уилл из полноценного персонажа опять превращается в объект, в инструмент - и это грустно. Надеюсь, в следующем сезоне авторы перестанут его мучить и избавят от фукнции бесконечного передатчика между двумя измерениями.
Что касается собственно линии с неизвестным вирусом с коллективным разумом и неизвестного монстра, похожего на гибрид Оно и царицы Чужих - то она в целом является экстенсивным расширением линии первого сезона, и полностью отвечает концепции сериала. Она выглядит наиболее ожидаемой и, пожалуй, меньше всего меня впечатлила, кроме, наверное, двух сцен - смерти Боба (они убили Сэма Скромби! Сволочи!) и закрытия портала - тут, конечно, заслуга потрясающей Милли Бобби Браун (очень, очень надеюсь, что голливудская мясорубка ее не перемелет).
Уточню: моя критика отдельных моментов вовсе не означает, что сезон сделан плохо или слабо - наоборот, братья Дафферы хорошо держат марку, они всячески стараются избегать ошибок, которые обычно губят вторые сезоны хороших сериалов и провалов, погубивших их прошлый сериал «Сосны». Сюжет продуман, в том числе и с опережением - есть заделы на будущее. Клише и бесконечные пасхалки-отсылки к разным явлениям и событиям из 80-х не превращаются в вещь в себе и не заменяют сюжет и драматургию, а слабые места Дафферы стараются компенсировать или обратить сериалу на пользу.
И вот тут я перехожу к главному - то есть, к тому, ради чего вообще писался этот текст. Думаю, все заметили, что в сериале есть три основных группы персонажей, разделенных по возрастам. Главные герои - четверо друзей+ Одиннадцатая и Макс. Взрослые - это их родители, причем полноценными персонажами являются только Джойс Байерс и Джим Хоппер, маленькая, хотя и полноценная линия есть у матери Одиннадцатой и ее тетки; родители Майка как бы более удалены от зрителя и от основного действия, а семьи Лукаса, Дастина и Макс появляются только в этом сезоне и даны пунктиром (хотя тут тоже есть о чем поговорить). Третья группа, находящаяся между этими двумя - подростки. В ней трое основных персонажей - Нэнси Уилер (сестра Майка), Стив Харингтон и Джонатан Байерс (брат Уилла), а таже подруга Нэнси Барб, друзья Стива, а со второго сезона - Билл, сводный старший брат Макс.
В общем, я почти с самого начала сезона поймала себя на том, что линия Джонатана, Нэнси и Стива интересует меня куда сильнее, чем приключения основного ка-тета. Собственно, она меня заинтересовала еще в первом сезоне, но там это перекрывалось радостным потрясением от сериала в целом. А вот тут - тут я сама поразилась, насколько она меня захватила прежде всего эмоционально. И несколько дней после просмотра всего сезона я ходила и переваривала эти чувства, эмоции, ощущения, свой отклик на увиденное. Думала о персонажах, их поступках и мотивах этих поступков.
Да, не скрою, я шипперила Джонатана и Нэнси с самого начала - слишком уж была заметна химия между ними, слишком интересным было их взаимодействие. Но во втором сезоне я впервые задумалась - а почему, собственно, получилось именно так, а не иначе? Что свело их вместе? И я начала разбираться, а, поскольку девочке гораздо легче понять другую девочку, то я начала с Нэнси.
Чтобы ответить на вопрос, почему Нэнси выбрала Джонатана, сначала надо ответить на вопрос, почему она до этого выбрала Стива, а для этого нужно вернуться в начало, и ответить на самый главный вопрос: кто такая Нэнси? Какая она?
И первое, что приходит в голову, когда думаешь о Нэнси - это слово «отличница». Хорошая правильная девочка, которая всегда приходит домой вовремя и не доставляет проблем родителям. Собственно, в начале сериала Нэнси такая и есть. Она консервативно одевается, усердно учится, а бурным вечеринкам предпочитает общество своей лучшей подруги Барбары - умной, интересной, но некрасивой, закомплексованной и непопулярной. Даже костюм, в котором мы видим героиню в самом начале сериала - белые чулки, туфли на низком каблуке, юбка ниже колена, застегнутая наглухо блузка, отсутствие макияжа и изящная легкая подвеска в виде пары туфелек - транслирует нам все то, что я описала выше. Более того, это еще скорее образ скорее детский, чем девичий. Но женщина внутри Нэнси уже родилась и готова отбросить устаревший образ как бабочка - оболочку куколки. И катализатором этих изменений как раз выступает Стив и отношения с ним. И примерно половину первого сезона Нэнси неосознанно меняет свой внешний облик, чтобы нравиться ему и соответствовать ему и его компании. А еще Нэнси, конечно, немного снобка по отношению к тем, кто не такая, как она. Именно это, кстати, отчасти будет злить друзей Стива - что «отличница» до них снизошла.
Так почему Нэнси выбирает Стива? Ведь он не совсем из ее круга. Да, он такой же представитель американского среднего класса, даже побогаче, но он не «отличник», не ботан и не заучка, к учебным достижениям он относится с легким презрением, но и без опасной беспечности. Стив - «король школы», он красивый, популярный и модный. Ему подражают, завидуют, но никто не может с ним тягаться. Ему легко достается внимание и любовь девочек, и это, конечно, сильно его избаловало и испортило - Стив преисполнен восхищения собой любимым, он надменен, заносчив и нагл, преисполнен чувства собственной важности; в вместо друзей у него стайка гиен- прихлебателей, которые, с одной стороны, готовы загрызть по команде, а с другой - уважают своего лидера еще меньше, чем себя. Вместе с этим, он не аутсайдер, не революционер, он очевидно весьма неглуп и способен на искренние чувства. И, конечно, для маленького мирка старшей школы тот факт, что он обратил свое королевское внимание на «правильную» Нэнси Уилер, становится событием и поводом для сплетен. Да и сама Нэнси явно польщена этим, так что одна из причин ее выбора - это тщеславие. Вторая - тщательно скрываемая, на первых порах даже от себя, тяга к бунту. Возможно, это мои домыслы, но мне кажется, что своей правильностью Нэнси как будто слегка перекрыла себе кислород, и бунт, который в определенном возрасте естественен и даже необходим, обошел ее стороной. А незакрытая потребность осталась. Стив - это идеальный вариант социально одобряемого бунта - чуть-чуть, в гомеопатических дозах. Ну а третья причина - это, разумеется, влюбленность, в искренности которой вряд ли приходится сомневаться. В первом сезоне очень хорошо показано, как в поступках и словах самой Нэнси эти три мотива переплетаются, причем настолько тесно, что вряд ли даже она сама способна их осознать и разделить. Думаю, что Нэнси Уилер могла бы подписаться под словами другой старшеклассницы - Сьюзи Снелл из «Кэрри»: «Они стали чем-то вроде неизменно светящейся звезды на изменчивом небосклоне школьных взаимоотношений, общепризнанными Ромео и Джульеттой. И почему-то ей вдруг подумалось в порыве горечи и презрения, что в каждой средней школе каждого провинциального городка белой Америки есть точно такая же пара, как они».
Все это не проходит незамеченным для ее подруги Барбары, чья проницательность усилена ревностью и страхом, что подруга может бросить ее ради новых крутых приятелей - и это, вкупе с тем, что Нэнси упорно отрицает очевидное, становится поводом для размолвки между ними и горьких мук совести для самой Нэнси в дальнейшем.
Весьма характерно, что одно из самых важных событий в отношениях Нэнси и Стива - первая близость - происходит параллельно с похищением Барбары монстром с Изнанки. Конечно, эрос и танатос - вечная пара, сильный контраст, но мне думается, что авторы хотели показать и другое - что любовь этих двоих будет с самого начала отравлена эгоизмом (Нэнси фактически бросила Барб в чужом доме и в агрессивно настроенной к ней компании, предоставив ей самой решать, оставаться или ехать домой, Стив так вообще о ней не думал ни секунды), а впоследствии - чувством вины.
И вот тут появляется Джонатан. А кто такой Джонатан Байерс? Джонатан - пария. Не в чистом виде, конечно. Ему не вываливают на голову содержимое мусорных бачков и не издеваются над ним, как над его младшим братом - но с ним и не дружат. Не зовут на вечеринки. Ни одна старшеклассница Хокинса не засыпает с его фотографией под подушкой. Джонатан имеет репутацию угрюмого замкнутого одиночки из бедной семьи, живущей на отшибе. И, знаете, что? Джонатана это в целом устраивает. Он вполне доволен своим одиночеством и компанией Уилла - по его собственным словам, ему «не нравится большинство людей». Если бы не одно - не Нэнси.
Интересно, что инициатором выступила девушка - она подошла и выразила ему сочувствие в связи с пропажей брата - не из какой-то особенной симпатии к нему лично, скорее просто из человеколюбия пополам с хорошим воспитанием. Джонатан на ее неловкие слова поддержки отвечает скупо и держится настороженно - обычная реакция того, кто привык к буллингу (и вполне естественно на фоне того, что позади Нэнси стоят с насмешливыми лицами Стив и его дружки). Но о том, что она для него не просто одна из девушек из школы, зритель догадывается далеко не сразу. Сначала поведение Джонатана выглядит не слишком красиво - странный парень подглядывает за полуодетой девушкой в окне, да еще и фотографирует ее - фу. При этом хорошо заметно, что вовремя якобы справедливой расправы Стива и его компании над Джонатаном, Нэнси отнюдь не чувствует себя отомщенной за «оскорбительные» фото, а скорее ощущает неловкость и даже стыд(?) за своего блестящего бойфренда, который, видимо, впервые предстал перед ней отнюдь не в облике прекрасного принца. Горечи этому открытию добавляет тот факт, что в предыдущей их беседе Нэнси поняла, что для Стива его потенциальные проблемы с отцом и полицией волнуют гораздо больше, чем судьба ее подруги. В оправдание Стиву можно сказать, что, на самом деле, для любого человека своя рубашка ближе к телу, только, будь он умнее, он бы это скрыл или подал по-другому.
Это уже позже, после яростной драки между Стивом и Джонатаном мудрая и повидавшая жизнь секретарша отделения полиции как бы между делом говорит Нэнси ту правду, которую Джонатан всеми силами стремится от нее скрыть - что это не просто интерес, не пубертатное любопытство подростка и даже не просто легкая влюбленность - нет, это нечто большее, это чувство, которое глубоко пустило корни в его душе, и чем оно серьезнее, тем тщательнее Джонатан его прячет - отчасти из страха стать уязвимым, довериться, а отчасти - от понимания того факта, что у него нет ни единого шанса завоевать такую девушку, как Нэнси - ему нечего ей дать, особенно на фоне блестящего Стива Харингтона (который, к тому же, извинился за гадости, которые написали о Нэнси его тупые дружки). Но Джонатан ошибается.
Во-первых, при нем Нэнси вдруг выпускает на волю те качества, которые явно подавляются дома или в присутствии бойфренда - решимость, жесткость, агрессия. Во-вторых, он ее понимает, причем очень хорошо, без лишних. В-третьих, он готов вместе с ней идти на риск ради общей и важной цели. В-четвертых, он интересный человек сам по себе, что тоже дает Нэнси как минимум пищу для размышлений.
И вот после всего, что герои пережили в 1 сезоне, после того, как Джонатан, фактически, спас Нэнси жизнь, был с ней всю ночь, спасая от приступов паники, и, что еще важнее, промолчал об этом, дрался за нее и прочее - финал сезона, конечно, разочаровывает. Нэнси опять со Стивом - богатым, красивым, подходящим ей, хотя и несколько исправившимся - а Джонатану достается новый фотоаппарат в качестве компенсации и дружеский поцелуй в щеку. WTF, думаю я?
Но второй сезон показал, что все гораздо сложнее. Во-первых, в самой первой серии мы видим, что герои изменились. Нэнси уже не та скромная девочка-отличница в белых чулочках, какой мы ее помним - в ней появилась взрослость, самостоятельность, даже резкость, индивидуальный стиль, отличающий ее и от себя прежней, и от более развязных одноклассниц. Стив тоже изменился - он стал спокойнее, мягче, не стремится показывать и доказывать свою крутость всему миру, у него появляются мысли о том, что будет после школы - в частности, что будет с ним и Нэнси. И то, что она мнется, прежде чем ответить, лучше всего показывает, что, несмотря на идиллическое рождественское воссоединение, гармоничными их отношения не назовешь. Один Джонатан, кажется, остался прежним, разве что чуть более спокойным, разве что чуть более явно заметно его одиночество, которое он уже не прячет за бравадой в стиле "все люди говно, мне никто не нужен", и старается заполнять заботой о матери и брате. Нужен, конечно.
А дальше все разворачивается весьма интересно.
Как и в первом сезоне, Джонатана и Нэнси вновь сводят внешние события - поиски пропавшей Барбары - а также тайна, неприятная и мучительная - то, что Нэнси считает себя виноватой в ее исчезновении, и, возможно смерти. И это одна из вещей, о которых она не может говорить со Стивом - он, даже в своей новой версии, может только сказать "не вини себя" и отчасти от прав, но отчасти выгораживает и себя, потому что Барбара исчезла как раз в момент его мужского триумфа, и ему, конечно, не хочется, чтобы воспоминания об этом были испорчены чувством вины. А с Нэнси это уже произошло, и она не может просто отодвинуть это и жить дальше - потому что ее вина вполне реальна. Останься Барб жива, они бы потом помирились и инцидент был бы исчерпан, а теперь уже ничего не вернешь, и это точит Нэнси. Вот и получается, что здесь опять Джонатан единственный, кто ее понимает без лишних объяснений, потому что год назад был в точно такой же ситуации.
Но, несмотря на очевидное взаимное притяжение, героев все время что-то останавливает от последнего, решающего шага - то ли смущение, то ли страх отказа, то ли предчувствие, что испытываемые ими чувства серьезное изменят их жизнь - но они все время медлят, все время подходят к порогу, за которым откровенность должна их подтолкнуть к признанию в любви, но не переступают его.
Эпизод, в котором Джонатан и Нэнси, наконец, открываются друг другу - один из лучших в сериале. В поисках информации о Барбаре они едут к детективу, нанятому ее родителями - и им оказывается полусумасшедший детектив-любитель, который везде видит "красную угрозу", и при этом действительно очень умный и проницательный человек, один из колоритнейших персонажей всего сериала, который в лучшие моменты вырастает почти в трагическую фигуру - гений сыска, которому некуда приложить свои мозги, карикатурный Шерлок Холмс, к которому не приходят с настоящими делами, поэтому он ищет мифических советских шпионов и потихоньку спивается. Разумеется, ему не составляет ни малейшего труда раскусить двух подростков, которые старательно уверяют себя и всех вокруг, что они "просто друзья", а на самом деле им просто не хватает духу поговорить друг с другом откровенно, поэтому авторы сериала отдают эту задачу на откуп лысеющему бородатому купидону с брюшком и бутылкой водки вместо волшебной стрелы.
Интересно, что сразу после этой яркой сцены сериал сразу же уходит в сторону от Джонатана и Нэнси и полностью переключается на других персонажей и сюжетные линии. Не могу сказать, почему - может быть, это задел на следующий сезон. Но в линии среднего ка-тета остается еще один виток, который необходимо пройти сюжету сериала, чтобы закрыть арку. Этот виток - Стив. Ведь, строго говоря, поступок Нэнси - это измена, между ней и Стивом не было официального разрыва. И первый вопрос, который встает перед зрителем, да и перед самой Нэнси - что делать со Стивом? Как он отреагирует?
Стиву как персонажу во втором сезоне, конечно, невероятно повезло. Сценаристы большие молодцы, так как нашли способ ввести его в основной сюжет не как прицеп к Нэнси (как было в 1 сезоне), а как самостоятельного персонажа, у которого свои отношения с Изнанкой. И роль наставника и защитника малышни, которая сначала казалась неподходящей для школьного пижона, садится на него как влитая, показывая нам совершенно другого, нового Стива - умного, зрелого, ответственного, где-то даже мудрого. Только такой Стив мог бы подняться над провокациями нового претендента на школьное лидерство, и только такой Стив мог бы благородно признать часть своей вины за развал отношений и отпустить Нэнси - не без скорби, не делая вид, будто ему все равно, но отпустить, не навешивая на нее вину. И есть надежда, что, возможно, в будущем, Стив тоже станет полноправной частью ка-тета подростков - а может быть, и своего собственного.
кино