"Комната с видом на Арно"

May 21, 2018 01:34



Одним из плюсов поездки во Флоренцию стало то, что после нее мне наконец зашла книга Э. М. Форстера "Комната с видом на Арно" и соответствующий фильм по ней. Когда я до этого пыталась посмотреть фильм, он мне показался надуманным и скучным, а все потому, что он передает только внешний план событий книги, впрочем. справедливости ради, передать внутреннее содержание романа Форстера на экране очень сложно.

А после магии Тосканы все как-то гармонично соединилось воедино.

Главный конфликт книги - между истиной и притворством, между собой настоящий и тем образом, какой желает видеть окружающее тебя общество, между верностью себе и верностью тем, что зовется "рупутация", "хорошие манеры" или "этикет". Больше всего мне понравилось, что автор показывает это на материале самых обыденных, рутинных событий, которые в пересказе кажутся неимоверно скучными, нагруженными бытовыми подробностями - кто что сказал о погоде и какой кекс был к чаю. Но в этом-то и состоит прелесть книги - автор показывает под скучным течением провинциальной жизни внутреннее бурление страстей, взлеты, падения, просветления и сожаления - как оно, собственно говоря, и происходит в жизни 95% людей, не переживающих в жизни никаких внешне романтических событий.

Одно из самых верных наблюдений, которые делает здесь автор, что предательство себя неизменно ведет к внутреннему холоду, тьме и смерти, а они порождают в тебе ненависть к собственной жизни, ко всему родному, простому и естественному, что ты любил еще вчера.

Второе достоинство "Комнаты" - ее убийственно точная, ядовитая ирония, беспощадная, но нигде не переходящая в человеконенавистнический сарказм. Описание британских туристов во Флоренции, словно испуганные овцы, бродящих по людным улицам и делающих только то, что им разрешает внутренний бедекер, и так усиленно рассуждающих о ценности искусства Ренессанса и красоте Италии, что у них не остается сил ни на погружение в первое, ни на наслаждение вторым - бесценно.

Ах да, ну и фильм после книги смотрится в разы лучше, разумеется. Юная хорошенькая Хелена Бонэм-Картер в роли главной героини Люси Ханичерч, две лучшие подруги дама Мэгги Смит и дама Джуди Денч в роли двух заклятых подружек-старых дев соответственно. И Италия.

кино, литература

Previous post Next post
Up