Размышления о марксизме (добавление 2).

Mar 11, 2024 11:01


Прежде чем перейти к практике советской революции, хотелось бы к предыдущей записи, которую пришлось назвать «добавление», добавить ещё кое-что.

Мои записи - это рассуждения для самого себя, вроде бы как размышления вслух. Но от читателей поступают критические комментарии, и это очень хорошо, так как заставляет подумать ещё и о том, о чём до этого ( Read more... )

Leave a comment

deminded March 12 2024, 07:28:18 UTC

Это очень хорошо, что вы заговорили об опасности "мещанской пассивности" в деле социалистической демократии.

Но не мешало бы и материализма в том, чтобы найти корни такой пассивности. Если общественное бытие определяет общественное сознание, то эти корни должны лежать в области базиса, то есть производственных отношений.

Я бы предложил искать это основание в разделении труда. При товарном производстве и наемной занятости человек является поставщиком своих способностей и навыков к труду. Его ценность для общества измеряется качеством этих способностей и навыков. Но когнитивные способности человека ограничены, поэтому повысить свой уровень он может только в процессе углубления труда за счет дополнительной специализации. Конкуренция за рабочие места на рынке рабочей силы делает этот процесс неотвратимым для большинства работников: все свои силы они должны посвящать совершенствованию в своей специальности, чтобы не оказаться некомпетентными недоучками на фоне коллег.

"Клоун, потешающий публику в цирке, вынужден тренировать себя как клоуна круглые сутки, не зная отдыха, иначе он не выдержит конкуренции с другими, более усердными клоунами и опустится на ступень ниже, наденет униформу уборщика вместо шутовского колпака с бубенчиками. И поэтому он всегда и всюду - только клоун. Ни на что другое у него уже нет ни времени, ни сил.

Точно то же буржуазное общество делает и с банкиром, и с высокооплачиваемым лакеем, и с инженером, и с математиком. Капиталистический способ разделения труда не знает и не терпит исключений. Поэтому профессиональный кретинизм и превращается здесь не только в факт, но и в добродетель, в норму, даже в своеобразный идеал, в принцип образования личности, соответствовать коему старается каждый, чтобы не погрузиться на самое дно общества, не стать простой, неквалифицированной рабочей силой..."

Именно это и приводит к тому, что в обществе наступает "мещанская пассивность". Занятие политикой, контроль депутатов, самостоятельное исследование правильности их решений, политическая борьба - это все отвлекает человека от профессионального развития в своей узкой области, снижает его конкурентоспособность. Не важно, насколько развитие бытовых производственных возможностей разгружает быт человека: кто не тратит все силы на развитие, тот начинает отставать в конкурентной гонке.

Люди неизбежно теряют желание и способность заниматься той самой "революционной деятельностью", которая после взятия власти и запуска рывка индустриальной модернизации сводится к качественному администрированию, управлению интересами, стратегическому планированию - то есть к особому виду работы, которым ввиду разделения общественного труда могут хорошо заниматься только профессионалы, то есть люди, уделяющие все свое время специально этому занятию. Общество повторяет за проф. Преображенским, что "каждый должен заниматься своим делом".

Я назвал это " сползанием ответственности". Это не "люди плохие", это естественное и закономерное следствие товарной экономики, построенной на использовании наемного труда как поставщика когнитивных способностей в систему общественного производства. Ни пропагандой, ни агитацией за то, чтобы "Оживлять Советы, привлекать беспартийных, проверять беспартийными работу партийных - вот это абсолютно верно. Вот где работы тьма. Непочатый угол работы" этого не преодолеть, так как это все попытка выгрести против течения материального прогресса.

Только развитие производительных силы до той степени, когда когнитивные операции будут опредмечены во внешних средствах производства так же, как при промышленной революции были опредмечены физические усилия человека, позволит разорвать этот круг.

Впрочем, можно пытаться смягчить действие этого закона уже сейчас. В Скандинавии с 18 века действуют народные школы, где взрослые люди учатся социальному диалогу и развитию гражданской субъектности. Да и на уровне школ как прививать детям привычку к демократии и самоуправлению нам демонстрировали Макаренко, Нил, Френе. Но в СССР ничто из этого не вошло в широкую практику.

Reply

morozov5 March 12 2024, 09:18:56 UTC

Очень интересный комментарий.

Reply

zxela10 March 12 2024, 18:30:21 UTC

Ленин называл революционность отдельной профессией. Профессиональные революционеры. Это тот же вид труда при системе общественного разделения труда.

Наверное неправильно называть учительницу в начальных класса "сползающей ответственностью". Или хирурга с 40-летим стажем, проведшим 10 тыс. операций "мещански пассивным". Они революционеры в своей области труда не меньшие, чем политические революционеры.

Reply


Leave a comment

Up