Размышления о марксизме (добавление 2).

Mar 11, 2024 11:01


Прежде чем перейти к практике советской революции, хотелось бы к предыдущей записи, которую пришлось назвать «добавление», добавить ещё кое-что.

Мои записи - это рассуждения для самого себя, вроде бы как размышления вслух. Но от читателей поступают критические комментарии, и это очень хорошо, так как заставляет подумать ещё и о том, о чём до этого ( Read more... )

Leave a comment

Comments 10

deminded March 12 2024, 07:28:18 UTC

Это очень хорошо, что вы заговорили об опасности "мещанской пассивности" в деле социалистической демократии.

Но не мешало бы и материализма в том, чтобы найти корни такой пассивности. Если общественное бытие определяет общественное сознание, то эти корни должны лежать в области базиса, то есть производственных отношений.

Я бы предложил искать это основание в разделении труда. При товарном производстве и наемной занятости человек является поставщиком своих способностей и навыков к труду. Его ценность для общества измеряется качеством этих способностей и навыков. Но когнитивные способности человека ограничены, поэтому повысить свой уровень он может только в процессе углубления труда за счет дополнительной специализации. Конкуренция за рабочие места на рынке рабочей силы делает этот процесс неотвратимым для большинства работников: все свои силы они должны посвящать совершенствованию в своей специальности, чтобы не оказаться некомпетентными недоучками на фоне коллег.

"Клоун, потешающий публику в цирке, вынужден тренировать себя как ( ... )

Reply

morozov5 March 12 2024, 09:18:56 UTC

Очень интересный комментарий.

Reply

zxela10 March 12 2024, 18:30:21 UTC

Ленин называл революционность отдельной профессией. Профессиональные революционеры. Это тот же вид труда при системе общественного разделения труда.

Наверное неправильно называть учительницу в начальных класса "сползающей ответственностью". Или хирурга с 40-летим стажем, проведшим 10 тыс. операций "мещански пассивным". Они революционеры в своей области труда не меньшие, чем политические революционеры.

Reply


zxela10 March 12 2024, 18:48:16 UTC

> советскость социалистического управления - не в какой-то удачно изобретённой государственной системе; действительная советская власть, как говорил Ленин и как, в общем-то, понятно и без Ленина, возможна только при революционной активизации трудящихся масс

Революционная активизация есть форма рабочего времени. Если говорить о производстве революционного общества в целом. На это нужно тратить рабочее время, грубо говоря миллионы человеко-часов в год.

Или для воспроизводства революционного общества нужны профессиональные революционеры в массовых количествах. То, что называется "политически активные граждане". Сегодня их роль исполняют студенты с большим количеством свободного времени и прочие "бездельники", которые в любое время могут принимать участие в политических акциях или создавать всевозможные комитеты. Они тратят своё свободное время, превращая его в политическое рабочее время.

При советском обществе, теоретически, таким слоем видели комсомольцев. Политически активную молодёжь. Но при совмещении работы и политической ( ... )

Reply

deminded March 12 2024, 19:26:44 UTC

Если вы не занимаетесь политикой, а поручаете ее другому человеку - профессиональному революционеру, то не удивляйтесь, что он будет заниматься ей в своих, а не в ваших интересах. Это так называемся "проблема агента и принципала".

Reply

zxela10 March 14 2024, 09:51:24 UTC

Вы не совсем про то.

Система общественного разделения труда объективно приводит к тому, что люди стратифицируются по профессиям. Объективно, значит вне вашей воли. Вы можете увлекаться политикой на уровне разговоров, но работать, добывать средства к существованию вы будете не политикой. И сколько бы вы о политике не разговаривали в свободное время, вы не станете политиком, всегда будете плохо в ней разбираться. Политик - это профессия, как у Ленина профессиональный революционер. Работа, как и всякая прочая.

Политика это не то, кому вы доверяете заниматься политикой. Так же как хирург это не тот, кому политик доверяет заниматься операциями.

И вот вопрос, как в системе общественного разделения труда, когда общество неизбежно, в силу объективности и потребности, распадается на разные профессиональные старты, вывести некую "революционную активность масс". Если есть массы, посвятившие свою жизнь революции (политической активности), значит они должны превратиться в профессиональных политиков. Как масса врачей или масса учителей и все ( ... )

Reply

deminded March 14 2024, 17:05:21 UTC

Мне кажется, или вы пошли по кругу?

Кто заставит "профессиональных политиков" работать в ваших, а не в собственных интересах? - "Для это существует аппарат гос. контроля."

Но тут же сами пишете: "Для это существует аппарат гос. контроля. Вопрос в контроле деятельности. У Ленина это был Рабкрин, Рабоче-крестьянская инспекция. Но она не выстрелила. Опять же потому, что ни рабочий, ни крестьянин, не могли заниматься политикой профессионально".

Но ведь мы и подняли вопрос, о том, кто же будет контролировать, чтобы профессиональные политики действовали в народных, а не в собственных, интересах! Получается, другие профессиональные политики?

С любым наемным трудом есть проблема агента и принципала - как заставить нанимаемого действовать в ваших интересах. И для этого есть конкуренция между фирмами (будет плохо работать - клиент уйдет к другому), а внутри фирм есть вышестоящий собственник фирмы (заставлять работников трудиться в его интересах - его основная работа, а сам он работает только в собственных интересах). Там, где рынок не ( ... )

Reply


Leave a comment

Up