Feb 01, 2015 22:53
Я помню время, еще в СССР, когда иметь зеркалку было круто. Даже какой-нибудь простенький «Зенит Е» уже вызывал уважение, а иметь что-нибудь типа «Зенит ТТЛ» со встроенным фотоэкспонометром считалось уже признаком профессионала. При этом все снимали на черно-белую пленку и никто не заморачивался сменными объективами. Так и снимали штатным «полтинником», хотя теоретически имели возможность накрутить какой-то другой объектив. И ночами печатали эти фотографии в тесных ванных комнатах.
Потом наступил переломный момент, когда появились дешевые зарубежные фотоаппараты с фиксированным фокусом и возможностью печати цветных пленок в фотоателье, которые вдруг появились на каждом углу. И иметь зеркалку сразу стало не модно. Это было почетно, но уже не вызывало какой-то зависти или трепета перед «профессионалом». Время покупать зеркалки неожиданно прошло. Точнее это стало уделом действительно профессионалов.
Но и этот счастливый период бездумного щелканья продолжался всего лет 10. Потом начали появляться цифровые мыльницы, сначала с робкими одно-мегапиксельными сенсорами и качеством едва пригодным для показа на экране компьютера. Постепенно сенсоры дошли до 4 мегапикселов и качество стало достаточным для печати снимков стандартного размера 10x15 см (4x6). Зеркалки пока еще не стали цифровыми, но зато появилось огромное количество пленочных цифровых сканеров, которые давали возможность «профессионалам» переносить кадры с их пленочных зеркалок в компьютер.
Следующий этап ознаменовался появлением первой «дешевой» цифровой зеркалки Canon Digital Rebel. Вышедшие до этого парочка «профессиональных» тушек от Fuji и Canon большого фурора не произвели, поскольку стоили запредельно дорого, а давали те же самые жалкие 4 мегапиксела. А Digital Rebel не только опустил ценовой порог из четырехзначных в трехзначные, но и поднял планку до 6.3 мегапикселов. На какое-то время иметь Digital Rebel стало признаком небывалой крутизны и профессионализма. Когда я приезжал с этим фотоаппаратом в начале 2000-х в Москву, дети плакали от счастья, мужчины солидарно пыхтели и причмокивали, а женщины падали в снег стройными рядами.
Дальше появился Canon 20D и началась гонка мегапикселов в полупрофессиональном сегменте. Но место для пленочных зеркалок все еще оставалось, поскольку полноформатный 36мм сенсор пока еще не был разработан. Наконец выход Canon 5D с полноформатным сенсором заколотил последний гвоздь в гроб механических зеркалок. На цифровые зеркалки начали переходить даже профессиональные фотографы, а механические зеркалки стали уделом коллекционеров и ностальгирующих по пленке ветеранов. Иметь цифровую зеркалку стало мечтой всех начинающих фотографов.
История, как мы видим, идет по спирали, значит должно наступить время, когда и цифровые зеркалки потеряют свою привлекательность и популярность. И мне кажется это уже произошло, просто не все еще это поняли. При сегодняшнем наводнении рынка всевозможными цифровыми камерами любых марок и форматов, как-то незаметно произошли два события - появление беззеркальных цифровых камер со сменными объективами (система 4/3) и появление беззеркальных камер с полноформатными сенсорами (Sony RX1 и Sony A7). Также сильно выросло качество цифровых «мыльниц». В них появились более крупные сенсоры и более качественные объективы. Достижения в стане беззеркальных цифровых камер уже не просто наступали на пятки цифровым зеркалкам, а уже конретно топтались на их территории. Сегодняшние компактные камеры уже могут не только успешно конкурировать с зеркалками, но где-то и превосходить их в цене, качестве, компактности, скорости или удобстве. Пока еще не по всем этим параметрам одновременно. Как только появится беззеркалка которая будет дешевле, качественней, быстрее, удобнее и компактнее чем зеркалка, век цифрозеркалок закочнится также стремительно как и начался каких-то 10 лет назад.
Если же вам пришла идея срочно купить зеркалку сегодня, подумайте еще раз. Есть много интересных альтернатив, которые скорее всего доставят вам больше удовольствия от съемки и дадут лучшие результаты. Для сравнения возьмем стандартный случай покупки полупрофессиональной зеркалки с одним-двумя штатными объективами. Цена такого комплекта обычно колеблется в районе $1200-$1800 и вы получаете достаточно стандартную камеру с обрезанным сенсором и весьма неинтересными линзами. Вы довольно быстро поймете, что ваши фотографии снятые на полном автомате недостаточно сильно отличаются от снятых на мобильный телефон и для того, чтобы реализовать какие-то свои художественные или творческие замыслы, надо потратить еще пару тысяч на приличные объективы. Эти приличные объективы как правило достаточно увесисты и у вас появится в лучшем случае объемная сумка, а в худшем случае - чемоданчик на колесах, которые вы будет брать с собой все реже и реже и только в каких-то особых случаях.
У меня есть множество друзей, у которых на полках пылятся цифрозеркалки с комплектом из 3-4 объективов с общей стоимостью в районе 3-4 тысячи долларов и при этом они уже ничего не снимают, но продолжают усердно менять тушки и линзы на более новые, видимо в надежде что те фотографии которые они не снимают станут еще лучше. Между тем, сегодня можно купить за меньшие деньги фотоаппарат и/или систему объективов, которые более удобны и компактны, дают при этом такое же, а иногда даже лучшее качество снимков, покрывают намного больший диапазон возможных условий и ситуаций съемки и при этом намного проще в изучении и снисходительнее к ошибкам начинающих фотографов.
Я не буду рекомедовать ничего конкретного, чтобы не раздувать тут флейм, скажу только, что я прошел через все описанные выше этапы и несмотря на то, что у меня есть десятки дорогущих линз, самые современные и профессиональные тушки, которые я все еще иногда использую, тем не менее 90% своих фотографий я сегодня делаю совсем не зеркалками. И я не просто очень доволен конечным результатом, я еще и очень доволен самим процессом съемки и возможностями, которые мне предоставляют эти другие камеры.
Фото,
Техника