Архив: место кошек и няшек - Эфес!

Oct 22, 2014 09:27


Вау- Кападоккия!, Не-может-быть- Чатал-Гуюк, Буээээ- Памуккале!, а вот теперь кошко-няшечный Эфес! И все это в автопробеге " Сокровища Анатолии", организованном сообществом iTerra, можем же если захотим!

Фотоотчет взят у участника автопробега - 
ibigdan

Эфес, это:

1. Пиво. Ну это все знают.
2. Самые масштабные развалины Малой Азии.
2. Родина одного из чудес света - храма Артемиды Эфесской и прославившегося сожжением этого храма - мудака Герострата

Но экспедиции «Сокровища Анатолии» Эфес запомнился в основном кошками и няшками :) Об этом в нашем отчёте.

Развалился в прямом и переносном смысле Эфес между болотом и горами в устье реки Малый Мендерес в шести километрах от сияющего Эгейского моря. Интересно, что болото стало счастьем древнего города, а вот море наоборот - проклятием.





Один из туристических маршрутов, с самым дорогим входным билетом в Турции (не считая стамбульских музеев) - 30 лир или 15 долларов, открывается видом на Большой Театр.



Театр был возведен во время правления римлян на склоне горы Панаир. Он расширялся и достраивался по приказу императоров Нерона и Траяна, вмещал 25 тысяч зрителей и, очень возможно, что в нем показательно наказывали христиан съеданием всякими хищниками.



Современные эфесские хищники дремлют под ярким южным солнцем на т.н. «Мраморном проспекте», являя собой образ христианского смирения и искренней православной лени…



Впрочем, некоторые прямо с протестантским энтузиазмом заняты раскопками.



Кошек в Эфесе почему-то очень много, и в посте их будет соответствующе. А в конце, для выдержавших всю историческую нагрузку будут к котикам и сиськи, точнее няшки - мы же в интернете всё-таки.

Кстати о сиськах, пока об античных. Есть устойчивое мнение, что эта ступня не след какого-то зануды-святого типа Павла, а нечто вроде теста на размер перед входом в публичный дом. На размер тестировалась именно ступня - если она меньше образца, то рано тебе, сынок, развратничать.



Публичный Дом на Мраморном Проспекте был чем-то вроде культурного центра Эфеса.



Он был построен в честь Афродиты, главный зал был уставлен ее статуями, здесь собирались самые уважаемые горожане…



В этой обители очень следили за гигиеной - было много комнат, залов, ниш с ванными и рукомойниками - Афродита не терпела нерях.



Чуть дальше снова кошки, демонстрирующие невдалеке от сомнительного заведения описанного выше, высокие, застывшие в июльской жаре чувства!



Но, возможно, они просто терпеть уже друг друга не могут и просто задремали в красивых античных позах…



Но если подойти с другой стороны - оказывается, что щурятся местные не от глубоких чувств и не для красоты, а от суеты и мельтешения безудержного потока туристов.



Но к туристам мы вернемся позже. Эти любопытные европейские пенсионеры и котяры отдыхают как раз напротив самого визуально растиражированного объекта Эфеса.



Это Библиотека Цельсия, была построенна в римский период в честь Тиберия Юлия Цельса его сыном Тиберием Юлием Аквиллой в 135 году н.э. В ней хранилось около 12 000 свитков в специальных нишах. Она была в Древнем Мире второй по величине, после Александрийской(!).



Участь первой библиотеки настигла и вторую - в III веке нашей эры, во время нашествия готов, внутреннюю часть здания вместе со всеми книгами уничтожил пожар. Фасад сохранился специально для того, чтобы быть разрушенным землетрясением в византийский период. То чем сейчас любуются многочисленные иностранные туристы - это реконструкция, произведенная австрийскими строителями и археологами в 1960-70-х годах.



Библиотека, в отличие от Публичного Дома центром культуры не стала, возможно потому, что кроме хранения книг служила еще и местом погребения. Погребен тут, собственно Цельсий - его саркофаг помещался в склепе под центральной нишей читального зала, был вырезан из мрамора и украшен барельефом, изображающем Эрота.



"Σто" вам не "Это"!!! Тишина должна быть в библиотеке!
А в склепе тем более!



В нишах между колонн установлены четыре женские статуи, символизирующие Мудрость, Добродетель, Мысль и Познание. Может подскажете, что за подруга эта Σофia?



Мраморные оригиналы скульптур хранятся в музее Эфеса в Вене, здесь установлены гипсовые копии. Зато если уж у оригинала проблемы с кожей лица или еще какие неприятности - гипс точно их повторяет.



Но вернёмся к нашим кошкам :)



Невозможно точно установить, сколько Эфесу лет. Окрестности были заселены еще в эпоху неолита (до 9500 г до н.э.), также на территории города было найдено кладбище Микенской эпохи (1500 лет до н.э.). Но известно точно, что еще до прихода ионийцев здесь, среди местных народов, существовал сильнейший культ женщины, которую называли "Великая Мать". Она была богиней плодородия и владычицей зверей.



Лидийский царь Крёз, когда пришел в эти места и завоевал их в VI веке до н.э. - разрушил первый храм Богини, но, со временем опомнился и велел возвести новый и самый лучший во всем известном мире. Плиний пишет, что на строительство скидывались все государства и владетели округи.



Тендер на строительство выиграло архитектурное бюро Херсифрона - он предложил нафигачить как можно больше колонн, колонны тогда были в моде и процесс пошел. Хуже было с привычкой этой местности устраивать довольно частые землетрясения. Херсифрон предложил строить храм на болоте, в нижней части города - мол, отличная амортизация будет. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт специальный котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров.

Строительство храма было настоящей инженерной головоломкой того времени и стоило жутких нервов да и жизни Херсифрону. Достраивать взялся его сын - Метаген, а затем когда и он скончался, добивали храм архитекторы Пеонит и Деметрий, да еще и не без помощи Богини, она, чудесным образом, например, помогла с укладкой каменных балок порога - Плиний не даст соврать. Артемидой Богиню, кстати, называли лишь греки, несколько поколений лидийских строителей, скорее всего привычно говорили: "…мать!"



Храм достроили в 450 году до н.э., множество античных авторов им восхитилось, но колосс не простоял и ста лет. Некий мудак Герострат, человек без особых способностей, долгое время мучился вопросом «как же войти в историю?». Придумал - поджег храм Артемиды, внутреннее убранство было вполне горючим да и свитки легко занялись. Так был уничтожен труд многих талантливых людей, гордость города и предмет восхищения и всего известного на тот момент мира. А Герострат улыбался и говорил «Что случилось с библиотекой? Она сгорела…».



Случилось это в 356-м году до н.э. - точно в день рождения Александра Македонского. Когда впоследствии эфесянам ставили в упрек, мол "почему же ваша крутая Артемида не защитила храм?" - те отвечали, что она отвлеклась в этот день, помогала при рождении Великого.

А Герострату долго не могли придумать наказание, и ладно бы просто прибили тихо да и все. Но нет: эфесяне решили наказать его забвением (ОлегЦарёв.jpg) и всем в городе приказали забыть имя Герострата, напрочь! Гениальное решение, сродни приколу «не думайте о белой обезьяне».

Так и осталось имя мудака Герострата в веках…



На второй храм скидывались всем Эфесом, даже женские украшения и серебряная посуда были проданы соседям. Его на месте первого строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира. На этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона - путь был проторен, болотный фундамент остался. Храм сделали немного масштабнее и именно он был признан "чудом света", хотя инженерных заслуг по-чесноку больше у творения предшественника.

В 334 году до н. э. подросший Александр Македонский после нанесения поражения персам, прибыл в эти места. Чтобы накопить политического капитала в зарождающейся империи он организовал церемониальное шествие в честь богини Артемиды и, обещал населению Эфеса содержать новый храм и оплатить старые расходы, если будет в нем надпись, мол главный спонсор - Саша Белый Великий. Надо полагать, что в городе лихорадочно шли тайные совещания: как ни хорош македонец, но честь Эфеса дороже, а откажи - вдруг снова храм сожжет? И нашёлся один дипломат-переговорщик, сочинивший выдающийся ответ: "Александр, не подобает богу воздвигать храмы другим богам" - сказал он, на что великий полководец улыбнулся, пожал плечами ответил: "Ну, как знаете…", и пошел себе в сторону края света со своей армией…



Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Болото принесло городу известность и процветание, был даже туризм - храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его, только называли Артемиду Дианой и щедрыми дарами способствовали славе и богатству Эфеса. Культ приносил немаленькую прибыль, для горожан и туристов изготавливались миниатюрные модели храма из серебра. Из-за них апостол Павел, когда был здесь и застегнулся с главным ювелиром города Димитрием - Паша считал сувенирку идолопоклонством. Димитрий собрал братву - коллег и фанатов Артемиды и те выдвинулись к Большому Театру с возгласами "Велика Артимида Эфесская!". Волнение приостановили государственные власти. Дело было передано в судебные органы и Павлу пришлось покинуть город и лишь писать потом сюда нравоучительные послания, не имея возможности вернуться.

Святилище Артемиды было разграблено в 263 году во время нашествия готов.  Крепчающее в городе христианство продолжало ненавидеть и опустевший языческий храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого "пережитка прошлого", но храм всё ещё стоял. Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап гибели чуда света. Мраморную облицовку с храма стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало то же болото, которое спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

То ли "Великая Мать" то ли новый христианский Бог за всё это прокляли Эфес - море стало отходить от города, а его гавань начала наполняться илом с реки. В 614 году контрольным выстрелом стало землетрясение, разрушившее большую часть строений. Величайший город Ионии умер. По Мраморному проспекту люди и кошки не ходили почти 1400 лет.



В 1863 году английский археолог Тертл Вуд начал тут раскопки чтобы найти храм Артемиды, обнаружил тротуар ведущий к храму, но работы в болотистой местности стали затруднительны, бюджеты исчерпывались и он вынужден был в 1874-м раскопки свернуть. Снова начал исследования города археолог из Австрии Отто Бендорф, он примерно установил место храма Артемиды, даже вкрыл фундамент и нашел следы геростратова пожара. В 1898 году Бендорф основал Австрийский археологический институт, который и сегодня играет ведущую роль в исследовании Эфеса. И при султане и при Турецкой республике тут работали австрийские ученые и студенты, лишь с перерывами на пару мировых войн. Вот и сейчас, например, ребята-археологи из Австрии в лучших традициях Benny Benassy делают в древнем городе "Satisfaction"…



Push me, And then just touch me… Do I can’t get my… satisfaction…



Считается, что на этот момент не исследовано и 10% территории древнего города. Однако масштабы того, что вырыто, пожалуй, самые впечатляющие в сравнении с другими древними городами Турции, которые нам удалось объехать в поисках "Сокровищ Анатолии".



Так что Эфесу достается главный приз автопробега за размеры и особое поощрение за выдающуюся кошачесть.



Но если бы только это! Только в Эфесе! Супербонус этого поста - кавайная няшка :)



Лопоухонькая, косоглазенькая - всё по последней японской моде :) Её взгляд как бы говорит нам «потерялася я!». Хочется взять и тут же пожалеть, за углом.



Огромное количество японских туристок - это последняя достопримечательность Эфеса :) Какой хороший город.

Продолжение следует!

Александр Македонский, Храм Артемиды, Эфес, Турция, Апостол Павел, архив, Герострат, Ближний Восток

Previous post Next post
Up