Моцарт, вальсы, кофейни, фонтаны, роскошные дворцы и парки, фиакры на широких улицах и экипажи посланников со всех концов мира. В конце XVIII века Вена была одним из главных городов Европы, и уж точно - первейшей по роскоши балов и приёмов, и изысканности вкусов. Но главным богатством города стала музыка. Именно здесь этот вид искусства вырос из разряда придворного развлечения и элемента церковной службы в нечто самостоятельное и самодостаточное. Причиной этого стало превращение обыкновенного европейского абсолютизма в нечто новое и странное - просвещённый деспотизм, покровительствующий композиторам. Во время правления Марии-Терезии и её сыновей-соправителей и сами Габсбурги, и подражавшее императорскому дому дворянство приглашали в свои резиденции итальянских и немецких мастеров различных искусств, в том числе и музыкантов.
В середине XVIII века в музыке господствовало барокко - преимущественно, камерная или церковная музыка. Но настоящий переворот произвёл австриец Йозеф Гайдн. Он был сыном каретного мастера, и пел, как приличный мальчик, в церковном хоре собора Святого Стефана в Вене, и даже в составе хора отпевал знаменитого Антонио Вивальди. Позднее Гайдн стал ассистентом ещё одного итальянца - Николы Порпоры. Его самостоятельная карьера трудно продвигалась, поскольку у Гайдна не было музыкального образования. Но, поскитавшись по дворам австрийских графов и герцогов, он приобрёл известность, как композитор и окончательно переехал в Вену, где сконцентрировал вокруг себя значительное количество музыкальных талантов со всей Европы.
Гайдн стал одним из создателей жанра симфонии, с которой и началась эра классической музыки. Его дело продолжили Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, также работавшие в Вене. Композиторы в Париже, Риме, Берлине и Лондоне жадно впитывали каждое новое произведение, созданное в столице Австрии, пытаясь понять его структуру и научиться писать так же. Венские композиторы не делали секрета из своей музыки - они активно работали, преподавали и передавали новую форму музыки своим ученикам. Если Париж был известен своей оперой, а Лондон - публичными концертами, то в Вене всё это соединилось и существовало одновременно, затмив все другие города Европы.
Ещё одним музыкальным сокровищем Вены стал Иоганн Штраус, король вальса. Позднее в Вене началась знаменитая «Золотая эра оперетты». Здесь жили и творили Брамс, Малер, Шуберт. Но всё же самой старинной и самой главной достопримечательностью музыкальной Вены остаётся созданный ещё в средневековье хор мальчиков, для которого писало столько великих композиторов, сколько ни для одного музыкального коллектива в мире.
Вопрос «как прикоснуться к этому великолепию», думаю, ни перед кем не стоит. Венцы гордятся своим «золотым периодом» и тщательно его оберегают. В Вене вы можете увидеть и памятник Марии-Терезии, с правления которой всё началось, и Венскую оперу, и тот самый Собор Святого Стефана, где пел юный реформатор музыки, и дома где работали великие композиторы - «музыкальных» домов здесь великое множество. Один Бетховен за время жизни в Вене сменил более 60 адресов. Вам покажут квартиру, где в тот момент, когда войска Наполеона вступали в город, умер великий Гайдн. И ещё здесь есть одни из самых «звёздных» кладбищ мира - Центральное и Святого Марка, на которых похоронены большинство вышеперечисленных гениев.