Фестиваль «Бенефис»… Кто-то его просто называет БенеФест. Какое-то особое пространство. Я приехала туда только в пятницу после работы под вечер. И, надо сказать, судя по фотографиям, пропустила разные интересные четверговые выступления. Например, совсем не застала прекрасную Юлю Михееву, а может, и ещё кого.
Выложу подборку своего БенеФеста в лицах-фотографиях (фотографии здесь:
https://vk.com/album2063791_218625710) и буду писать по ним.
Так получилось, что на этом Бенефисе больше всего мне удалось послушать Серёжу Труханова. Это мне за то, что я прогуляла в Москве кучу его концертов, которые были в течение последних нескольких месяцев. А теперь удалось послушать. И это настолько колоссальное совпадение музыки и текстов. У него потрясающий вкус на выбор стихов, на которые он пишет музыку. Такой, что хоть фразой, словом, слогом, но запоминается каждое. Дойдя с добрыми ребятами с электрички от Приокской, я как раз успела к концерту Серёжи на главной сцене. Его слушали все: внимательные дети среди зрителей, стоящая около дерева задумчивая Оля Чикина, увидевшая меня издали Маха Махова, готовящийся к своему выступлению (аж в костюмах!!!) ансамбль ТиБиТет...
А вот тут я остановлюсь, пожалуй. Сначала 11 лет назад, ещё в далёком 2004 году, услышала я некий квартет «Пятеро» и ансамбль «ТиБиБо». Спустя два года их общими усилиями возник ансамбль «ТиБиТет» и они тут же стали лауреатами Московского конкурса АП… Первое, что бросилось мне в глаза ещё в 2004 году, длиннющая коса Оли Александровой. А потом первое, что запомнилось прочно и навсегда у «ТиБиТета» с самого 2006-ого: «Не манило небо за собою да не звало…» И вот проходит ещё 9 лет, и снова: «Дай мне этот день, я к тебе приду ветрами шальными ветрами лихими… Дай мне этот день, маленький Лель…» Люблю эту песню… И рада, что появилась возможность снова их услышать, а то в Москве они выступают сейчас нечасто, а майский концерт я вообще пропустила…
А тем временем темнело. Прибежав к любимой АЗиАтской сцене, я успела застать выступление Паши Фахртдинова. Жаль, что в этот раз удалось послушать его мало.
Следом за ним выступали…хозяева сцены - Александр Деревягин и Николай Якимов. О них я долго могу говорить. Коля - идейный вдохновитель и организатор (конечно, не без помощи Маши Штох (о ней я напишу ещё ниже)) всего, что происходило на этой сцене в эти дни. И он слушал всех и каждого. Светило ли солнце, шёл ли дождь, дул ли ветер - Коля был рядом со сценой, по-моему, забывая о том, что бывают завтраки, обеды и ужины. Он помогал настраивать микрофоны, иногда сидел за звуком и просто БЫЛ РЯДОМ. Саша Деревягин отзвукарил в этот раз полфестиваля, а в субботу так просто не вылезая из-за аппаратуры с 14 часов до полпервого ночи… И тоже ставил микрофоны, и пел своим каким-то магическим, тихим, глубоким голосом, иногда - полушепотом… Или, наоборот, далеко была слышна абсолютно шаманская «Волга»…
Вернулась к главной сцене, чтобы послушать Олю Чикину. Мудрые, глубокие, такие настоящие песни… И сама она - яркая как солнце… Очень между такими встречами мне её не хватает…
А потом был у них абсолютно удивительный и гармоничный сейшн вместе с Гришей Певзнером - врачом-мануальщиком и удивительным поэтом из Германии. А, да, и Гриша спел свою песню, что он делает крайне редко… И слушали они с Олей друг друга внимательно, и жили общим пространством.
Дальше снова были Сергей Труханов, Николай Якимов… И, в общем, от АЗиАтской сцены каждый раз можно было не уходить до самого закрытия…
День субботы начался с небольшой прогулки за грибами и земляникой (там неподалёку её мнооооого). А потом был концерт Елены и Александра Смуровых. Смуровы - это моя Родина. Когда-то они, как и я, жили на Урале, а потом не так давно по воле судьбы перебрались в Тулу и теперь живут и поют там. Они впервые приехали на БенеФест в прошлом году, спели две песни на главной сцене, и их приняли, а в этом году уже и ждали, назвав Открытием прошлого фестиваля. И я сидела и слушала любимые песни, вспоминая «капитана», своё прошлое и свою Родину… Смуровы - абсолютно чудесные люди.
А к 14 часам дня к нам на поляну приехал психолог и бизнес-тренер Артём Гебелев, чтобы провести мастер-класс по публичному выступлению. Не сказать, чтоб я не умела выступать (скорее, не люблю быть на сцене одна, разве что стихи читать), но на мастер-класс с удовольствием сходила и даже поучаствовала в нём. Там было задание: представить, что вы стали лауреатом всероссийского фестиваля и выходите на сцену. И ровно за минуту надо было сказать то, что хотелось, уже осознавая это. Честно говоря, мне хватило ровно полминуты, чтобы выразить то, что я чувствовала в тот момент. И я стояла и говорила то, что думаю… Что рада оказаться здесь и что благодарна организатором за возможность встречи, за всю организацию этого фестиваля, за встречи с друзьями и возможность услышать всех тех, кого так не хватает в течение года и просто за то, что сюда хочется возвращаться вновь и вновь…Живёшь в своих делах, заботах и не всегда это всё понимаешь, а потом приезжаешь вдохнуть полной грудью этот лесной, костровой запах, запах теплоты от встречи, и тебе хорошо и уютно как Дома. Просто потому, что ты можешь быть таким, какой ты есть.
Потом был часовой концерт ДПР (Детской Поющей Республики). Дети там, вообще, волшебные на этом фестивале. Если бы вся современная молодёжь была такой, проблем бы у этого мира было меньше. Они приезжают туда за несколько дней (или недель?) до фестиваля, помогают приводить пространство в лесу в цивилизацию, на которой есть звук, свет, умывальники, столы, туалеты, кухня, сцены, стенды для информации. Они помогают во всём. Готовы проводить тебя туда, куда нужно, указать дорогу, помочь развесить информацию о концертах. Успевают одновременно с этим брать интервью у выступающих и тех, кто им интересен, проводить в своём лагере концерты, отвечать за пресс-центр и мед.пункт. В общем, дети там везде и во всём. Маленькие, но одновременно такие сознательные, ответственные и готовые помочь всем и во всём. И пишут стихи, и песни они поют чудесные.
Теперь несколько слов о часовом молодёжном блоке «АЗиЯ+ минус 25». Сначала вышел Дима Коломенский и минут 5 почитал свои стихи, и это было неслучайно. В этом блоке принимало участие 6 человек по 10 минут. Мне тоже дали возможность там выступить, и за это Коле и Маше я благодарна отдельно. Для меня это было очень важно и нужно. Так вот. Кроме меня и Маши в этом блоке выступали 3 человека, которых «нашёл» на разных мастерских разных фестивалей именно Дима Коломенский. Т.е. они сами пришли, а он сказал «да, это находки». Так вот. Вова Яшаев, Женя Лапшина, Полина Матькунова. Про Вову и Женю я слышу давно, а вот с Полиной я познакомилась только на этом фестивале - причём, по дороге на него с электрички. Хотя, как оказалось, 5 лет назад мы уже пересекались на ПойМае. И ещё одним участником нашего блока была Анечка Белопольская - абсолютно незаменимый для АЗиАтского круга человечек. Умница. Оканчивает мед.вуз в Санкт-Петербурге, мотается периодически в Москву на концерты, особенно, если нужна какая-то её помощь. И несколько раз уже тут даже сама выступала. Ребята талантливые все. И это было счастье - выступать с ними со всеми на одной АЗиАтской сцене. Когда был наш блок, шёл дождь, народу в зрительном зале было совсем немного. Но за звуком сидел Саша Деревягин, рядом со сценой ходил и внимательно слушал Коля, и вокруг были эти самые ребята, Даргоша и ещё Машка (она тоже спела пару песен) - и ничего больше не было нужно для тихого счастья внутри…
Да, вот теперь пришло время написать про Машу Штох. Перед тем, как вышла Маша, Коля рассказывал о том, как в прошлом году мы сидели под утро у костра, была Таня Власова, я, мы пели, читали стихи, и Коле в тот момент пришла идея, что в этом году нужно, чтобы обязательно часть программы была за молодёжным блоком. И сказал, что вся организация всей субботней программы АЗиАтской сцены целиком и полностью легла на плечи Марии Штох (а Танька по разным причинам в этом году не смогла прилететь в Россию; но мы её вспоминали, а значит, она была с нами). И даже когда Маша устаёт от всего, этого никто не видит, потому что она сильная и светлая.
Машка, милый мой друг, спасибо тебе, что ты есть в этом мире. Без тебя моя московская жизнь была бы неполной.
И вообще, без Маши многого бы не было на последних фестивалях и БенеФеста, и ЛуфПарада, и ещё много чего. Маша везде и она великая. И когда Маша чуть-чуть скрывалась из виду от АЗиАтской сцены, меня нет-нет и спрашивали: «А где Маша?», «А куда ушла Маша?»… Ну… потому что… «никто не Маша, кроме Маши».
Под вечер я увидела готовящегося к концерту и вспоминающего слова Евгения Слабикова, удалось послушать его немного.
А потом со сцены ДПР до самой главной сцены доносился голос Труханова, и я пошла на голос… Дети упросили Серёжу попеть для них (это действительно был практически концерт по заявкам), потому что сами они постоянно в чем-то задействованы и у них часто нет возможность побывать на тех концертах, на которых им бы хотелось. И это был прекрасный 45-минутный концерт из старых и новых песен под большим навесом, называемым «колокольчик», и зрители вокруг костра…
Потом мне удалось послушать немного Маху Махову. У её текстов какое-то удивительное пространство и удивительный ритм, в который попадаешь и живёшь. Она разная - смешная, философская, грустная, мечтательная, задумчивая, мудрая, рассказывающая…
Несколько слов об отрывках из спектакля «Штирлиц. Попытка к бегству». Этот спектакль где-то около года назад написал Михаил Капустин. Он собрал несколько человек, и они поставили прекрасный спектакль, который сейчас регулярно можно увидеть в «Гиперионе». Вообще, я до сих пор так и не собралась посмотреть его целиком, но вот сейчас увидела несколько отрывков и захотелось посмотреть целиком.
После этого на АЗиАтской сцене была почти полуторачасовая программа Коли Якимова «Мой Гумилёв». И он рассказывал и про Дом Мурузи, где Гумилёв организовал «Дом Поэтов», и ещё много чего из жизни Гумилёва…
И последнее, о чём хотелось бы рассказать - о заключительном сейшене. И шёл он почти до трёх. И там принимали участие все те, кто помог этому пространству быть и быть Праздником: Женя Ланцберг, Серёжа Труханов, Полинка Матькунова, Маха Махова, Анечка Белопольская, Дима Коломенский, Александр Иванов, Вячеслав Калика, Сергей Плотов, бенефецианты из Казани ансамбль «Уленшпигель»… Да, Слава Калика, вообще-то, это волшебник-звукорежиссёр и на БенеФесте, и в театре Камбуровой и ещё где-то. Почему волшебник? Потому что такого звука на концертах нет больше ни у кого. Правда. И иногда он ещё и поёт…
А в самом конце Саша, Коля, Маша, и Сергей Плотов вышли и спели «Ни к чему выяснять отношения между сердцем и головой»…
Так вот как-то почти всё и закончилось. Потом, правда, ещё были разговоры почти до утра, а утром какая-то волшебная женщина Эля довезла нас с Колей, Ирой Львовой и Володей Гапонцевым через всё поле, размытое дождём, до электрички. Мы ехали медленно, но верно…
А ещё на фестивале была Наташа Алексеева с нереальной вкусноты кексами и чизкейком…
И вот возвращаешься после такого фестиваля, и кажется, что прошла целая вечность. И хочется встретиться вновь… Ну, наверное, увидимся на ЛуфПараде осенью?