Конечно, я и раньше знал, что многие организаторы дорожного движения в России, слепо веря в незыблемость ГОСТов, слабо разбираются в современных аспектах безопасности дорожного движения в городах. Не в безопасности движения автомобилей на загородных трассах, а в БДД в городской среде всех участников движения, в первую очередь самых слабых и незащищённых. Но о том, что даже именитые профессора, двигатели российской транспортной науки, у которых за плечами десятки книг и сотни научных статей, разбираются примерно также, узнал недавно. В какой-то степени этим объясняется катастрофически высокая смертность погибших и раненных в ДТП в России.
Одним из главных факторов тут выступает чрезмерно высокая скорость. В соответствии с принятыми законами разрешённая скорость в российском городе в среднем на 30 км/ч выше чем в швейцарском! Любой международный эксперт начал бы волосы рвать на голове, если в его стране ввели такое, но российские учёные почему-то молчат, не выступая единым фронтом против подобного беспредела. Молчит Михаил Якимов, преподаватель кафедры БДД в МАДИ, молчит весь именитый пул экспертов из МАДИ и других институтов, молчат разработчики СП и ГОСТов. Молчат, потому что ещё не осознали, не приняли, не пропустили через себя то, чему, я уверен, учат на первых курсах в транспортных институтах Швейцарии: безопасная скорость движения на большинстве городских улиц 50-55 км/ч. Не 60+19 км/ч, а максимум 50+5.
Учитывая, что скорость имеет прямую зависимость от ширины полосы, среднестатистический легковой автомобиль или джип комфортно движется с вышеназванной скоростью при полосе - 2.9-3.15 метра. При 3.25м комфортная скорость движения уже 70-80 км/ч, при 3.5м - 80-90 км/ч, а при 3,75м - от 100 и выше. Последнее предложение не подтверждено научными исследованиями, таких данных нет в учебниках, это лишь мои представления, основанные на многолетнем опыте вождения, проектирования улиц и наблюдениях за поведением других водителей. Но стоит отметить, что и подобных исследований не было в России точно лет 30, не меньше.
Напоследок припас для вас самое интересное. Сравнение конкретных численных значений по ширине полос движения из
швейцарских и
российских нормативов при 50 км/ч. Результаты поражают:
сравнение минимальных нормативов на ширину полосы движения в России и Швейцарии
Разрыв в 0.35-0.6 метра по местным и районным улицам довольно велик. Но весь адок даже не в этом. Дело в том, что в что в России не принято строить по минимальным нормам. Вот не принято и всё. Страна большая, масштаб, величие, больше-выше-сильнее - все дела. Поэтому взгляните на фактический разрыв в ширинах полос:
сравнение стандартных нормативов на ширину полосы движения в России и Швейцарии
При столь колоссальных разрывах в 0.6-0.9 метра (для большинства улиц города!) абсолютно за гранью сокращение показателей смертности даже в 2 раза. Не говоря уже о 4 - во столько раз поручил сократить смертность президент до 2024 года.
Когда местная улица строится или перепроектируется с полосами 3,5м или районная с полосами 3,75м, ничего удивительного, что 85% автомобилей едут по ним со скоростью 60-80-90 км/ч, а не 40-50-55, как в идеальных городах Швейцарии.
В общем, прав уважаемый Александр Мостовой. С текущим отсталым уровнем транспортной науки, нам до Швейцарии как до луны. Это не значит, что нужно расстраиваться, это значит, что будем работать в 2 раза интенсивнее, чтобы наверстать упущенное и изменить устаревшие нормативы. Уверен, что даже более старшие коллеги со временем нас поймут и поддержат.