Как спасти 10 000 жизней россиян в год?

Nov 27, 2017 10:00



Каждый год из-за неосторожного обращения с автомобилями погибает около 20 000 россиян. Сотни тысяч получают ранения различной степени тяжести и нередко до конца жизни остаются инвалидами. По безопасности дорожного движения Россия находится в хвосте развитых стран, и даже Прибалтика давно оставила нас позади. Почему же так происходит?

Главная проблема видится в отсталости транспортной отрасли в целом, что ведёт к неутешительным последствиям во всех сферах регулирования транспорта:
- Учёные за 10 лет после взрывной автомобилизации не смогли переработать массив данных о ДТП в концепцию повышения БДД на уровне страны, обобщив и используя опыт развитых стран;
- Минтранс и ГИБДД не видят современных мировых реалий и не предлагают качественных реформ для снижения высокой смертности на дорогах;
- Органы стандартизации десятилетиями не меняют нормативы, не умеют и не хотят проводить необходимые для этого исследования;
- Государтвенная дума с депутатом Лысаковым выпускает проавтомобильные законы, из-за которых гибнут тысячи людей;
- Институты также не перестроились и не могут обучать студентов современным азам управления транспортом и безопасности дорожного движения.

Вырваться из проавтомобильного круга будет непросто, однако уже имеются подвижки в правильном направлении. На уровне столицы проводится программа Моя улица, в которой закладываются многие из современных принципов проектирования безопасной городской среды. На уровне первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова начинают обсуждаться программы Vision Zero. Всё это в конечном счёте должно вылиться в реформирование отрасли, которого заждались транспортники по всей стране.

Имея какой-никакой опыт в реконструкции улиц и в реформировании нормативной базы, сформулирую своё видение 5 базовых шагов к повышению БДД в России:

1) Сужение полос движения                                        
      ( СП 42 Градостроительство )

Необходимо привести в соответствие ширину полос и скоростной режим. Сейчас нормативная ширина полос сильно завышена, что приводит к непроизвольному постоянному нарушению скоростного режима. Предлагается следующая базовая градация ширины полос:
- при <= 50 км/ч: 2,75-3,0 м
- при 51-60 км/ч: 3,0-3,25 м
- при 61-80 км/ч: 3,25-3,5 м
- при >80 км/ч: 3,5-3,75 м
* при движении ОТ - не менее 3,5 м

2) Отмена нештрафуемых +20 км/ч                                
      ( КоАП )

Необходимо пересмотреть так называемую Лысаковскую поправку, разрешающую безнаказанно превышать на 20 км/ч. Подобного антипешеходного закона нет ни в одной стране мира кроме России! Предлагаю следующие значения:
- в населённых пунктах: +5 км/ч
- вне населённых пунктов: +10 км/ч

3) Снижение скорости в городах                                    
      ( ПДД )

Скоростной режим по умолчанию должен соответствовать скорости движения на большинстве городских улиц. Для большей части улиц скорость выше 50 км/ч (или 55 км/ч с учётом допустимого превышения) не нужна и ведёт к росту аварийности и снижению комфорта нахождения на улице пешеходов. Предлагается установить скорость по умолчанию в населённых пунктах: 50 км/ч.
Для всех остальных улиц при необходимости по-прежнему допускается установка знаков повышенной скорости.

4) Повышение безопасности пешеходных переходов  
      ( ПДД, ГОСТ, СП, Фед.программа )

Один из самых сложных пунктов, так как от него сильно зависит предпочтения жителей по пользованию разными видами транспорта. Если переходы неудобные и небезопасные, то большинство предпочтёт пешим прогулкам по городу автомобиль. Для повышение безопасности переходов предлагается комплексный подход из различных мероприятий:
- увеличение расстояние запрета стоянки и остановки перед переходом с 5м до 10м (при 40 км/ч) и с 5м до 15м (при 50 км/ч и выше) + дублирование запрета жёлтой разметкой
- обеспечение ширины полос на переходах в бортах не более нормативной (за счёт строительства тротуарных выступов и островков)
- сужение полос на пешеходных переходах и перед ними на 0,25м меньше нормативных разметкой
- пересмотр нормативов на использование островков безопасности при любом количестве полос

5) Усиление ответственности для нарушителей              
      ( КоАП, ГИБДД )

Текущая система наказаний является слишком мягкой и не позволяет искоренить 85% совершаемых нарушений. Предлагается следующее:
- автоматическая рассылка повторных штрафов в двойном размере при неоплате штрафа в течение 2 месяцев
- разовое увеличение размера всех штрафов в 2 раза (стало возможным и необходимым с появлением скидки 50%)
- проведение оперативно-разыскных мероприятий нарушителей, имеющих больше 10 непогашенных штрафов, через систему участковых и судебных приставов и привлечение их к ответственности

На мой взгляд, реализация предложенных мероприятий в комплексе позволит существенно повысить безопасность дорожного движения в стране. И в обозримой перспективе 5 лет сократить число пострадавших в ДТП сограждан в 2 раза. Конечно, не стоит ограничиваться только перечисленными выше мерами. Помимо прочего нужно выстроить систему техосмотра без взяток, придумать ускоренный порядок выписывания штрафа инспектором по штрих-коду водительского удостоверения (не более 2 минут), развивать системы автоматической фото-видео фиксации, делиться полномочиями по выписыванию штрафов с мунипалитетами, наконец побороть коррупцию в органах.

Надеюсь, в комментариях вы ещё много дополните для полноты списка.

Upd: Предложения из комментариев:
1) Введение конфискации автомобилей за вождение без прав
2) Обязательное строительство разделительной полосы в борту на всех улицах и дорогах при числе полос более 3 в каждом направлении.
3) Определить максимальные значения красного сигнала светофора для пешеходов, исходя из времени терпеливого ожидания / уровня обслуживания
4) Предоставление полномочий по контролю нарушений правил парковки всех видов муниципалитетам

МинтрансРФ, нормативы, КоАП, ГИБДД, ширина полос, БДД, ПДД, безопасность, законы

Previous post Next post
Up