Пост о необходимых изменениях в нормативных документах РФ вызвал бурные дискуссии длиной в 300 комментариев. Огромное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Через месяц правок и дополнений поста все предложений заняли так много места, что ЖЖ начал ругаться на длину поста.:) Как итог всего этого - у нас с вами получился отличный набор предложений по улучшению нормативки федерального уровня. Принятие большей части предложений позволит существенно сократить ужасающее число ежегодно гибнущих на наших дорогах россиян (27 000 человек в год)!
Первый пост претерпел сотню правок, соответственно не все ознакомились с итоговым вариантом. Поэтому я переписал его "на чистовик", предварительно классифицировав предложения по целевым аудиториям изменений (под целевой аудиторией понимается функциональная группа, на которую изменения окажут максимальное воздействие или принесут максимальную пользу). Определил 4 понятные всем группы: пешеходы, общественный транспорт, дороги и автомобили, развитие регионов. Деление по большому счёту условное, сильно не придирайтесь. По каждой группе будет отдельный пост с развёрнутым описанием предложений, так как материала получилось довольно много. В этом посте - про общественный транспорт.
UPD: дописать про длинные перестроения через ВП
ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
•
Рекомендации по выделенным полосам для ОТ•
Заездные карманы•
Штраф за непредоставление преимущества•
Ширина правых полос для ОТ•
Трамвайные остановки•
Расстояние от жилых домов•
Расписание на остановках•
Разметка остановок у рельсов•
Остановка далеко от посадочной платформы•
Определение мини-ТПУ Рекомендации по организации выделенных полос для общественного транспорта
Проблема: в нормативных документах федерального уровня отсутствует детальная информация о ситуациях, при которых возможно организовывать выделенную полосу. Из-за этого во многих крупных городах до сих пор таких полос нет (если есть, то как правило в небольшом количестве), что существенно сдерживает развитие общественного транспорта и города в целом. В Москве, например, при отсутствии федеральных норм ввели свои неправильные нормы:
МГСН 1.01-99, п. 9.2.24 "Самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует выделять при заторовых ситуациях в движении транспортных средств на перегонах улично-дорожной сети при числе полос движения не менее 3-х в одном направлении.
На регулируемых пересечениях - самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует предусматривать при транспортной загрузке магистрали не менее 0,7 от величины пропускной способности полосы движения".
Предложение:
- описать в федеральных нормативах (в том числе в СП 42.13330.2011) случаи, когда рекомендуется организовывать выделенные полосы (например, когда совокупное потенциальное число пассажиров маршрутов общественного транспорта на данном участке превышает провозную способность одной полосы автомобильного движения);
- запретить на региональном уровне устанавливать какие-либо дополнительные ограничения по организации выделенных полос для ОТ.
Заездные карманы для ОТ
Проблема: в последние годы в российских городах стали массово появляться новые заездные карманы для общественного транспорта. Карманы делают для повышения удобства автомобилепользования, но зачастую забывают об удобстве работы самого общественного транспорта. Одновременно с этим существуют проблемы с парковкой на остановках, которые приводят к снижению качества транспортного обслуживания.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги. Элементы обустройства":
" 5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман»;
... "
Предложение:
- на улицах с двумя и более полосами движения запретить делать заездные карманы для общественного транспорта;
- на улицах с разрешённой парковкой в правой полосе движения рекомендовать предусматривать
антикарманы вместо организации заездных карманов.
Низкий штраф за непредоставление преимущества ОТ, в том числе отъезжающего от остановки
Проблема: текущий штраф за непредоставление преимущества автобусам или троллейбусам, отъезжающим от остановок общественного транспорта, составляет всего 500 рублей. Также в виде наказания предусмотрено только предупреждение. По причине несущественного наказания ГИБДД мало штрафует за такое правонарушение, а водители не соблюдают данное правило. В конечном итоге это приводит к увеличению времени поездки, а также к тому, что автобусы перестают заезжать в карманы.
Предложение:
- увеличить штраф за непредоставление преимущества общественному транспорту до 3-5 тыс. рублей (ч.1 ст.12.17 КоАП РФ);
- исключить возможность отделаться лишь предупреждением;
- вынести отдельной частью статьи штраф за непредоставление преимущества автомобилям с синими маячками, оставив за такое нарушение предупреждение или штраф 500 рублей.
Ширина правых полос для общественного транспорта
Проблема: Примечание 3 к таблице 8 в п.11.5 СП 42.13330-2011 "Градостроительство" определяет следующую ширину полосы движения для ОТ:
"3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м."
Чрезмерные требования к ширине правых полос усложняет проектирование качественного дорожного профиля и притягивает автомобилистов для проезда и/или парковки по этой полосе. Также "украденная" площадь дороги могла бы использоваться намного рациональнее - под парковку, велодорожку или полосы для посадки деревьев.
![](http://www.livestreets.ru/wp-content/uploads/2013/04/bolsh-section-fat.jpg)
(в обоих вариантах ширина профиля одинаковая - 15 метров)
ПодробнееДанный норматив зачастую не соблюдается в регионах, где не всегда есть возможность выделять столь широкую правую полосу на узких дорогах. Упомянутая выше Таблица 8 и примечания к ней не входят в перечень
обязательных к исполнению национальных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ. Однако, проектировщики и чиновники всё равно им следуют, потому что соблюдения этих норм требует госэкспертиза, хотя формально не имеет на это права.
Предложение: Сократить ширину крайних полос при движении автобусов и троллейбусов с 4м до 3,5м.
Трамвайные остановки у рельсов
Проблема: во многих городах до сих пор выход из трамвая осуществляется прямо на проезжую часть под колёса автомобилей. Это неудобно и небезопасно, а также вызывает негатив со стороны автомобилистов, которые из-за этого предлагают закрыть трамвай.
Предложение: ввести в СП 98.13330.2012 (и при необходимости в СП 42.11330.2011) обязательные посадочные площадки у рельсов для всех действующих трамвайных линий. При необходимости сохранения левого поворота площадку можно сделать после перекрёстка, либо одновременно с уширением проезжей части вправо.
Подробнее о площадках у рельсов
В случае недостатка места возможно поднятие проезжей части в местах посадки и высадки пассажиров по
пражскому типу
Расстояние от жилых домов до новых трамвайных линий
Проблема: в действующих нормативах СП 98.13330.2012 "Трамвайные и троллейбусные линии" установлены
"5.5 Минимальное расстояние от оси пути на прямых участках до зданий, сооружений и устройств надлежит принимать, м:
жилых и общественных зданий - 20,0"
По данному нормативу проблематично строить новые трамвайные линии в центрах наших городов. Современные технологии позволяют размещать трамвайные линии ближе к жилым зданиям при допустимых уровнях шума и вибраций.
(пример из Чехии)
Предложение: сократить минимальное расстояние от оси путей до жилых зданий с 20 м до 10 м, либо вообще исключить данное требование, заменив техническими требованиями по шуму и вибрациям.
Расписания ОТ на остановках
Проблема: ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов ..." предлагает размещать поминутное расписание при интервалах более 20 минут:
"п.3.5 При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах."
За последние 25 лет требования пассажиров к качеству работы общественного транспорта значительно возросли. Мало уже кто захочет ждать общественный транспорт более 15 минут.
Предложение: пункт 3.5 сформулировать следующим образом: "При интервале движения подвижного состава: не более 15 мин - допускается указывать только почасовой интервал движения в минутах, более 15 мин - должно быть указано расписание движения в часах и минутах."
Обозначение трамвайных остановок у рельсов
Проблема: трамвайные остановки у рельсов, на которых отсутствуют приподнятые посадочные площадки, либо на которых реализован пражский вариант с поднятием проезжей части в местах пасадки пассажиров, зачастую малозамечаемы автомобилистами. Поэтому не все автомобили при посадке и высадке вовремя притормаживают, чтобы пропустить пассажиров. Необходимо сделать места посадки/высадки заметнее.
Предложение: добавить в ГОСТ Р 52289-2004 необходимость применения разметки 1.17 на трамвайных остановках непосредственно у путей в случае отсутствия посадочной площадки у рельсов
Подробнее про
эксперимент с такой разметкой в Москве.
UPD:
Изменением №3 в ГОСТ Р 52289-2004 от 28.02.2014 введён рисунок В.14.1, наглядно показывающий, как это делать:
Остановка далеко от посадочной платформы
Проблема: общественный транспорт в Твери часто останавливается на остановочных пунктах далеко от посадочной площадки. Как результат пассажиры вынуждены шагать лишнюю ступеньку прямо на проезжую часть. Причём зачастую люди вынуждены ещё и прыгать через лужи, грязь, сугробы и так далее.
![](http://ic.pics.livejournal.com/proboknet_tver/55024946/119240/119240_original.jpg)
Предложение: ввести отдельный штраф за остановку автобусов, троллейбусов и маршруток дальше 20 см от каждого колеса транспортного средства до посадочной площадки остановочного пункта. Общественный транспорт должен останавливаться вот так:
Определение мини-ТПУ
Проблема: жители наших городов не любят пересадки и стараются по максимуму использовать прямые маршруты. Это происходит не только из-за отсутствия гибких выгодных билетных решений, но также и из-за неудобных пересадок между различными маршрутами. В ключевых узлах пересечения маршрутов зачастую отсутствуют компактные пересадочные станции с возможностью быстрой пересадки - так называемые мини-ТПУ. Самое интересное, что такого понятия нет в действующих транспортных нормативах. Возможно поэтому удобные мини-ТПУ так редко и встречаются в российских городах?
Предложение: определить в СП Градостроительство понятие мини-ТПУ (небольшой транспортно-пересадочный узел) как максимально компактный пересадочный узел открытого типа без легальной/нелегальной торговли и рекламы.
А также описать случаи применения таких ТПУ: Мини-ТПУ играют связующую роль в транспортных потоках, позволяя осуществлять удобные, прежде всего короткие, пересадки между одним или несколькими видами транспорта.
Подробнее ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Следует понимать, что в подобных коллективных работах всем и всегда угодить невозможно. Итоговый материал так или иначе написан через призму моего восприятия действительности.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
•
Рекомендации по выделенным полосам для ОТ•
Заездные карманы•
Штраф за непредоставление преимущества•
Ширина правых полос для ОТ•
Трамвайные остановки•
Расстояние от жилых домов•
Расписание на остановках•
Разметка остановок у рельсов•
Остановка далеко от посадочной платформы•
Определение мини-ТПУ UPD: Серия постов по изменению нормативных документов РФ:
1)
Пешеходы2) Общественный транспорт (текущий пост)
3)
Дороги и автомобили4)
Развитие регионов