2) Общественный транспорт. Необходимые изменения в нормативные документы РФ v.2.0

Sep 10, 2015 15:08



Пост о необходимых изменениях в нормативных документах РФ вызвал бурные дискуссии длиной в 300 комментариев. Огромное спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Через месяц правок и дополнений поста все предложений заняли так много места, что ЖЖ начал ругаться на длину поста.:) Как итог всего этого - у нас с вами получился отличный набор предложений по улучшению нормативки федерального уровня. Принятие большей части предложений позволит существенно сократить ужасающее число ежегодно гибнущих на наших дорогах россиян (27 000 человек в год)!

Первый пост претерпел сотню правок, соответственно не все ознакомились с итоговым вариантом. Поэтому я переписал его "на чистовик", предварительно классифицировав предложения по целевым аудиториям изменений (под целевой аудиторией понимается функциональная группа, на которую изменения окажут максимальное воздействие или принесут максимальную пользу). Определил 4 понятные всем группы: пешеходы, общественный транспорт, дороги и автомобили, развитие регионов. Деление по большому счёту условное, сильно не придирайтесь. По каждой группе будет отдельный пост с развёрнутым описанием предложений, так как материала получилось довольно много. В этом посте - про общественный транспорт.

UPD: дописать про длинные перестроения через ВП

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
Рекомендации по выделенным полосам для ОТ
Заездные карманы
Штраф за непредоставление преимущества
Ширина правых полос для ОТ
Трамвайные остановки
Расстояние от жилых домов
Расписание на остановках
Разметка остановок у рельсов
Остановка далеко от посадочной платформы
Определение мини-ТПУ


Рекомендации по организации выделенных полос для общественного транспорта
Проблема: в нормативных документах федерального уровня отсутствует детальная информация о ситуациях, при которых возможно организовывать выделенную полосу. Из-за этого во многих крупных городах до сих пор таких полос нет (если есть, то как правило в небольшом количестве), что существенно сдерживает развитие общественного транспорта и города в целом. В Москве, например, при отсутствии федеральных норм ввели свои неправильные нормы:

МГСН 1.01-99, п. 9.2.24 "Самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует выделять при заторовых ситуациях в движении транспортных средств на перегонах улично-дорожной сети при числе полос движения не менее 3-х в одном направлении.
На регулируемых пересечениях - самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует предусматривать при транспортной загрузке магистрали не менее 0,7 от величины пропускной способности полосы движения".

Предложение:
- описать в федеральных нормативах (в том числе в СП 42.13330.2011) случаи, когда рекомендуется организовывать выделенные полосы (например, когда совокупное потенциальное число пассажиров маршрутов общественного транспорта на данном участке превышает провозную способность одной полосы автомобильного движения);
- запретить на региональном уровне устанавливать какие-либо дополнительные ограничения по организации выделенных полос для ОТ.

Заездные карманы для ОТ
Проблема: в последние годы в российских городах стали массово появляться новые заездные карманы для общественного транспорта. Карманы делают для повышения удобства автомобилепользования, но зачастую забывают об удобстве работы самого общественного транспорта. Одновременно с этим существуют проблемы с парковкой на остановках, которые приводят к снижению качества транспортного обслуживания.


ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги. Элементы обустройства":
" 5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман»;
... "
Предложение:
- на улицах с двумя и более полосами движения запретить делать заездные карманы для общественного транспорта;
- на улицах с разрешённой парковкой в правой полосе движения рекомендовать предусматривать антикарманы вместо организации заездных карманов.


Низкий штраф за непредоставление преимущества ОТ, в том числе отъезжающего от остановки
Проблема: текущий штраф за непредоставление преимущества автобусам или троллейбусам, отъезжающим от остановок общественного транспорта, составляет всего 500 рублей. Также в виде наказания предусмотрено только предупреждение. По причине несущественного наказания ГИБДД мало штрафует за такое правонарушение, а водители не соблюдают данное правило. В конечном итоге это приводит к увеличению времени поездки, а также к тому, что автобусы перестают заезжать в карманы.


Предложение:
- увеличить штраф за непредоставление преимущества общественному транспорту до 3-5 тыс. рублей (ч.1 ст.12.17 КоАП РФ);
- исключить возможность отделаться лишь предупреждением;
- вынести отдельной частью статьи штраф за непредоставление преимущества автомобилям с синими маячками, оставив за такое нарушение предупреждение или штраф 500 рублей.

Ширина правых полос для общественного транспорта
Проблема: Примечание 3 к таблице 8 в п.11.5 СП 42.13330-2011 "Градостроительство" определяет следующую ширину полосы движения для ОТ:
"3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м."
Чрезмерные требования к ширине правых полос усложняет проектирование качественного дорожного профиля и притягивает автомобилистов для проезда и/или парковки по этой полосе. Также "украденная" площадь дороги могла бы использоваться намного рациональнее - под парковку, велодорожку или полосы для посадки деревьев.



(в обоих вариантах ширина профиля одинаковая - 15 метров)
Подробнее
Данный норматив зачастую не соблюдается в регионах, где не всегда есть возможность выделять столь широкую правую полосу на узких дорогах. Упомянутая выше Таблица 8 и примечания к ней не входят в перечень обязательных к исполнению национальных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ. Однако, проектировщики и чиновники всё равно им следуют, потому что соблюдения этих норм требует госэкспертиза, хотя формально не имеет на это права.
Предложение: Сократить ширину крайних полос при движении автобусов и троллейбусов с 4м до 3,5м.

Трамвайные остановки у рельсов
Проблема: во многих городах до сих пор выход из трамвая осуществляется прямо на проезжую часть под колёса автомобилей. Это неудобно и небезопасно, а также вызывает негатив со стороны автомобилистов, которые из-за этого предлагают закрыть трамвай.
Предложение: ввести в СП 98.13330.2012 (и при необходимости в СП 42.11330.2011) обязательные посадочные площадки у рельсов для всех действующих трамвайных линий. При необходимости сохранения левого поворота площадку можно сделать после перекрёстка, либо одновременно с уширением проезжей части вправо. Подробнее о площадках у рельсов


В случае недостатка места возможно поднятие проезжей части в местах посадки и высадки пассажиров по пражскому типу


Расстояние от жилых домов до новых трамвайных линий
Проблема: в действующих нормативах СП 98.13330.2012 "Трамвайные и троллейбусные линии" установлены
"5.5 Минимальное расстояние от оси пути на прямых участках до зданий, сооружений и устройств надлежит принимать, м:
жилых и общественных зданий - 20,0"
По данному нормативу проблематично строить новые трамвайные линии в центрах наших городов. Современные технологии позволяют размещать трамвайные линии ближе к жилым зданиям при допустимых уровнях шума и вибраций.


(пример из Чехии)
Предложение: сократить минимальное расстояние от оси путей до жилых зданий с 20 м до 10 м, либо вообще исключить данное требование, заменив техническими требованиями по шуму и вибрациям.

Расписания ОТ на остановках
Проблема: ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов ..." предлагает размещать поминутное расписание при интервалах более 20 минут:
"п.3.5 При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах."
За последние 25 лет требования пассажиров к качеству работы общественного транспорта значительно возросли. Мало уже кто захочет ждать общественный транспорт более 15 минут.


Предложение: пункт 3.5 сформулировать следующим образом: "При интервале движения подвижного состава: не более 15 мин - допускается указывать только почасовой интервал движения в минутах, более 15 мин - должно быть указано расписание движения в часах и минутах."

Обозначение трамвайных остановок у рельсов
Проблема: трамвайные остановки у рельсов, на которых отсутствуют приподнятые посадочные площадки, либо на которых реализован пражский вариант с поднятием проезжей части в местах пасадки пассажиров, зачастую малозамечаемы автомобилистами. Поэтому не все автомобили при посадке и высадке вовремя притормаживают, чтобы пропустить пассажиров. Необходимо сделать места посадки/высадки заметнее.
Предложение: добавить в ГОСТ Р 52289-2004 необходимость применения разметки 1.17 на трамвайных остановках непосредственно у путей в случае отсутствия посадочной площадки у рельсов


Подробнее про эксперимент с такой разметкой в Москве.
UPD: Изменением №3 в ГОСТ Р 52289-2004 от 28.02.2014 введён рисунок В.14.1, наглядно показывающий, как это делать:


Остановка далеко от посадочной платформы
Проблема: общественный транспорт в Твери часто останавливается на остановочных пунктах далеко от посадочной площадки. Как результат пассажиры вынуждены шагать лишнюю ступеньку прямо на проезжую часть. Причём зачастую люди вынуждены ещё и прыгать через лужи, грязь, сугробы и так далее.



Предложение: ввести отдельный штраф за остановку автобусов, троллейбусов и маршруток дальше 20 см от каждого колеса транспортного средства до посадочной площадки остановочного пункта. Общественный транспорт должен останавливаться вот так:


Определение мини-ТПУ
Проблема: жители наших городов не любят пересадки и стараются по максимуму использовать прямые маршруты. Это происходит не только из-за отсутствия гибких выгодных билетных решений, но также и из-за неудобных пересадок между различными маршрутами. В ключевых узлах пересечения маршрутов зачастую отсутствуют компактные пересадочные станции с возможностью быстрой пересадки - так называемые мини-ТПУ. Самое интересное, что такого понятия нет в действующих транспортных нормативах. Возможно поэтому удобные мини-ТПУ так редко и встречаются в российских городах?
Предложение: определить в СП Градостроительство понятие мини-ТПУ (небольшой транспортно-пересадочный узел) как максимально компактный пересадочный узел открытого типа без легальной/нелегальной торговли и рекламы.


А также описать случаи применения таких ТПУ: Мини-ТПУ играют связующую роль в транспортных потоках, позволяя осуществлять удобные, прежде всего короткие, пересадки между одним или несколькими видами транспорта. Подробнее

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Следует понимать, что в подобных коллективных работах всем и всегда угодить невозможно. Итоговый материал так или иначе написан через призму моего восприятия действительности.

ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСТА
Рекомендации по выделенным полосам для ОТ
Заездные карманы
Штраф за непредоставление преимущества
Ширина правых полос для ОТ
Трамвайные остановки
Расстояние от жилых домов
Расписание на остановках
Разметка остановок у рельсов
Остановка далеко от посадочной платформы
Определение мини-ТПУ

UPD: Серия постов по изменению нормативных документов РФ:
1) Пешеходы
2) Общественный транспорт (текущий пост)
3) Дороги и автомобили
4) Развитие регионов

нормативы, ГОСТ, СНиП, остановки, ОТ, выделенные полосы, штрафы, трамваи

Previous post Next post
Up