Бурятия . Улан-Удэ

Mar 11, 2015 09:02

http://kirill-anya.ru/2012/weekends/bur.html

14-21 октября В Бурятии мы были в командировке ровно неделю. Работали с утра до вечера, но все же успевали полчаса в обеденный перерыв погулять по старому деревянному центру, да еще короткий промежуток между концом работы и темнотой тоже посвящали прогулкам.
В первый день (воскресенье) мы сходили на литургию в собор, съездили в Этнографический музей и Иволгинский дацан, а в последний день - на Байкал...

Улан-Удэ



Одигитриевский собор



14 октября



Одигитриевский собор, 1785 г.



Этнографический музей



Старообрядческая "семейская" церковь

После литургии в соборе поехали в этнографический музей на открытом воздухе и попали совершенно случайно на праздник шаманистов. По местному шаманскому календарю 14 октября - Новый год. По этому поводу в музее были устроены всякие фолклорные мероприятия. Сначала выступления народных бурятских коллективов, а потом настоящее заклинание духов с жертвоприношениями. Мы не сразу разобрались в чем дело. Думали, что это что-то вроде театрализованного представления, но потом, когда народ потянулся кидать в костры еду, доставая ее из своих сумок, обходить костры под бой бубнов и причитания шаманов, мы спешно ретировались.





































Шаманы

После фольклорных песен весь праздник переместился в другой конец скансена. Там уже был заготовлен круг из костров. Под доски запихали газету и разожгли костры. Откуда-то пришли четыре шамана с веревками, прикрывающими лица. Они очень долго пританцовывая били в бубны и что-то ритмично говорили.



Приготовили жертвы для духов



Потом кто-то типа ведущего объявил, что духи предков уже с нами, шаманы стали приносить жертвы - сыпать зерно в костер и кланяться огню.



Когда к нам подошли и сказали, что мы тоже теперь должны троекратно обойти вокруг жертвенных костров, мы ушли смотреть Живой уголок этнографического музея.



Жертвоприношение



Призывают духов





Льют сметану на огонь





Приносят жертвы



В Живом уголке собраны представители местной фауны. Есть здесь двугорбые верблюды, олени, волки, лисы, зайцы, медведь, тигр, орлы и еще какие-то хищные птицы. Сделано все неплохо. Детям здесь было бы интересно.



Олени





Интерьеры купеческих изб



Купеческая изба

Дальше мы смотрели собственно музей под открытым небом. Мы читали отзывы, что это очень хороший скансен, чуть ли не самый лучший в России. Не знаю, откуда взялись такие восторженные мнения. Музей сделан очень бестолково. Здания вырваны из своего природного и архитектурного окружения. Здесь в музее даже не пытались его как-то имитировать. Многие избы и юрты, да и другие здания стоят просто так в лесу. Непосвященный человек и не поймет, как это все выглядело в жизни. Вот мы так и не поняли, как стоят юрты в реальной жизни. Как расположены друг относительно друга, какие мелкие строения и приспособы их окружают.
По местным меркам соседний (километров 700) музей под открытым небом - Иркутский скансен на Ангаре, вот он очень хорош. Его создатели не просто свозили в него ценные деревянные строения, но пытались воспроизвести архитектурно-художественную среду вокруг них.



Старообрядческая "семейская" Никольская церковь. начало XX в.



Интерьер





Перегонный куб



В одном из концов музея мы вновь наткнулись на продолжение праздника. Здесь посвятили в воины молодого бурята и повели свататься в соседнее русское село. Все выглядело несколько аляповато, русские у них тоже почему-то показаны полуязычниками с какими-то колдунами и магическими кругами...



В русской избе



Ворота в усадьбу





Часовни



Русская изба



Юрта

В Бурятском секторе представлено несколько юрт. Интересно, что под русским влиянием стали появляться постоянные непереносимы рубленные восьмигранные юрты.



В юрте



Еще одна юрта



Рубленая восьмигранная юрта



в Юрте



Еще одна деревянная юрта



интерьер

В XVII веке из Монголии в Бурятию стал проникать ламаизм. Сначала ламаисты использовали обычные юрты, а с переходом на оседлую жизнь стали появляться буддийские храмы в виде квадратных домов с пагодообразными крышами.





Дуган "Деважин"





Ворота музея

Иволгинский дацан

В 1945 году, когда уменьшился гнет власти на все религии, здесь в улусе Средняя Иволга разрешили открыть буддийский храм. Потом постепенно он оброс домами лам и другими храмами. Сейчас Дацан претендует на название буддийского центра всей России.





Дома лам



Надо сказать, что Дацан застроен довольно стихийно. Его архитектурный облик не просто смутен, такое впечатление, что о нем вообще не думали при строительстве зданий дацана. Дома лам представляют из себя баракообразные невзрачные избы, выкрашенные и покрытые как попало. Все это больше напоминает неисторические села, коих в России появилось множество после укрупнения колхозов. Сами дуганы сосредоточены в одной части территории и архитектурно никак не связаны друг с другом.



Чойра Дуган, 1946 г. Первый буддийский храм в дацане



Чойра Дуган, 1946 г. Первый буддийский храм в дацане





Дэважен Дуган, 1970 г.



Согчен Дуган, 1976 год





Маанин дуган



Молельные колеса Хурдэ и храм Зеленой Тары



Молельные колеса Хурдэ



Храм Зеленой Тары







Майдари Сумээ, 1972 г. и Джуд Дуган, 2001 г.



Согчен Дуган, 1976 год



Джуд Дуган, 2001 г.









Храм-дворец Интигэлова

В Дацане в специальном дворце-храме хранится главная святыня бурятских буддистов - нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова - Пандито Хамбо-ламы XII.
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году. В детстве сбежал в один из монгольских дацанов, где долго-долго учился. В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину и начал преподавать буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы местного дацана. Во время Русско-Японской и Первой мировой войн он организовывал сбор помощи фронту продуктами, одеждой, медикаментами, оборудовал на собранные деньги госпиталь у линии фронта, оказывал помощь семьям погибшим. Тогда же он стал настоятелем местного дацана и был награжден за свою деятельность правительственными орденами Монголии и России.
В 1911 году Даши-Доржо Итигэлова избрали Пандито Хамбо-ламой XII, и до 1917 года он был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия.
Он предсказывал религиозные гонения и аресты лам.
По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении, в котором находился в момент ухода.



Храм-дворец Интигэлова

Согласно завещанию в 1955 году группа лам тайно от властей подняла саркофаг в местности Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в куб.
В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела.
В 2002 году XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.
Мумифицированное тело Итигэлова 8 дней в году показывают народу, остальное время доступ к нему закрыт. Во время этих дней тело существенно набирает вес, а потом вновь его теряет, очевидцы говорят, что лама даже потеет. Это объясняют тем, что последние 20-30 лет тело ламы было в скаркофаге засыпано солью, которая его высушила. Во время доступа народа высушенное тело вбирает в себя много влаги, которую потом вновь отдает.
Утверждают даже о постоянной температуре тела, и о том, что в нем происходят какие-то жизненные процессы. Но серьезного научного исследования не было, кроме нескольких проб кожи, ногтей и волос.

Кроме 8 дней в году, лама Итигэлов "может сам кого-то пригласить к себе". Цитирую с официального сайта: "Первыми из светских людей, которых «пригласил» Хамбо лама Итигэлов в свой дворец, оказались совсем даже не буддисты, но, несомненно, достойные люди. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын вместе со спикером Народного Хурала Матвеем Гершевичем приехали в резиденцию нынешнего Хамбо ламы Дамбы Аюшеева к окончанию молебна «Дашинима рамнай» и к церемонии торжественного сопровождения «драгоценного тела» из Согчен дугана в новую обитель. "



Храм-дворец Интигэлова



Храм-дворец Интигэлова



Храм-дворец Интигэлова

Улан-Удэ



Большой театр



Площадь Советов



"Башка"

А потом были будни работы и час в день, когда мы могли погулять по городу. Люди тут удивительно благожелательные.
Советскую площадь мы посетили еще в первый день. На ней стоит главная советская достопримечательность Улан-Удэ - 12-тонная голова Ленина, как ее называют местные - "башка". Монумент производит впечатление. Это, конечно, серьезное произведение социалистического искусства. "Башка" получила гран-при на выставке в Монреале. Мы разговаривали с человеком, который был свидетелем открытия памятника. Он говорит, что, когда сдернули ткань с "башки", народ в ужасе ахнул, потом 5 секунд молчал потрясенный, а уже потом коммунистическое воспитание взяло верх, все закричали "Ура!".
Еще очень хорош Бурятский театр на этой же площади.





Гостинный двор

Улан-Удэ имеет весьма представительный и хорошо сохранившийся Гостинный двор. Торговые ряды используются и сейчас по назначению. Площадь у Гостинного двора и площадь советов, где стоит "Башка" соединяет улица Ленина (бывшая Большая). Она сейчас пешеходная, и местные называют ее Арбатом.



Часовня и Гостинный двор



Ул. Ленина (Большая). "Арбат"





Купеческие дома

Дом "С атлантами" купца Капельмана



Вдали увеличенная копия 2006 года арки XIX века в честь цесаревича Алексея и дом Советов



Здание напротив Гостинного двора





Клоннада





Троицкая церковь



Улан-Удэ, Этнография, Дацан

Previous post Next post
Up