«О людях и богах» («Des hommes et des dieux»). Франция, 2010. Реж. Ксавье Бовуа

Mar 07, 2013 09:39

http://www.bogoslov.ru/text/3191969.html«О людях и богах» - фильм, основанный на реальных событиях, в котором рассказывается история о смерти восьми французских монахов цистерцианского ордена из монастыря Божией Матери в Атласских горах Алжира (Abbaye Notre-Dame de l'Atlas), решивших не покидать свою обитель, когда в 1996 г. там поднялась новая ( Read more... )

de profundis, кино

Leave a comment

Ложка дегтя chateaubriand March 7 2013, 13:07:07 UTC
Я смотрел этот фильм, правда, уже давно. Хотя он основан на реальных событиях, действие выглядит искусственным, лубочным ( ... )

Reply

Re: Ложка дегтя mondios March 7 2013, 17:11:05 UTC
Да, тоже вполне объяснимая и понятная точка зрения. Фильм можно смотреть совершенно по-разному - и это, как я считаю, не всегда зависит напрямую от самого фильма и от профессионализма/непрофессионализма режиссера (сценариста, оператора и т.п.). Например, когда вы говорите, что содержание фильма вовсе не духовное, то я бы даже добавил к этому, что содержание никакого фильма никогда не бывает "духовным". Духовным может быть восприятие некоего содержания (часто это содержание может быть вполне "материальным"), и это всегда зависит от субъективных причин ( ... )

Reply

Re: Ложка дегтя chateaubriand March 8 2013, 07:35:54 UTC
Ну, Ваш ответ похож на нотацию школьной учительницы литературы, заявлящей ученику, что тот все понял и оценил не так, как надо понимать. В общем, садись, "два" :)

Reply

Re: Ложка дегтя mondios March 8 2013, 08:02:02 UTC
именно :))
даже не два, а кол! ;)

Reply

Re: Ложка дегтя smirennyj_otrok March 7 2013, 22:00:27 UTC
Помнится, меня этот фильм поразил нехилой концентрацией того, что принято называть "духовностью". Почему-то мне кажется, что это именно французская спиритюалитэ, хотя, конечно, могу ошибаться. Пафос зашкаливает, с этим не поспоришь ( ... )

Reply

Re: Ложка дегтя mondios March 8 2013, 04:27:27 UTC
Ну да, я сам могу назвать множество более существенных недостатков фильма (и в сценарии, и в режиссуре), но как-то не хочется об этом говорить просто. У меня не сложилось, однако, впечатления того, что белые люди в фильме - всё для всех и что тут как-то выделяется роль французской власти (на которую даже намёков нет): просто показано, что монахи живут одной жизнью с местным населением и их очень любят, что монастырь стал для местных очень важным местом, независимо от цвета кожи и религии. Показано еще, что настоятель пытается "вписаться" в менталитет местных жителей, принимая их такими, какие они есть - именно поэтому он читает Коран, использует в своих письмах арабскую лексику, ходит на рынок в город (кстати, на рынке монахи не слишком выделяются из толпы), посещает семейные праздники людей, близко связанных с монастырём. По-моему это всё очень естественно и объяснимо - даже странно, если бы было по-другому. Вы употребили выражение "нисходили из своей райской обители" - но это полная фигня, потому что обитель довольно убогая, бедная ( ... )

Reply

Re: Ложка дегтя smirennyj_otrok March 11 2013, 02:37:54 UTC
Заметьте - о "недостатках" я ничего не говорил. Просто Вы подошли к фильму как к религиозно-философской новелле, а у меня скорее исторический подход. Христианский месседж фильма трудно не распознать, но меня заинтриговало то, как эти идеи помещаются в конкретно-исторический контекст. Хотя, конечно, этот контекст максимально размыт ("даже намеков нет"). По моим представлениям, те вещи, которые в фильме не проговариваются, очевидны для французской аудитории, - хорошо известные события недавнего прошлого, перетекающего в настоящее ( ... )

Reply

Re: Ложка дегтя irenered March 11 2013, 09:20:55 UTC
Любопытно, как Вы поставили это в исторический контекст. Разумеется, фр. аудитория найдет больше значимых для отсылов, нежели остальная аудитория... Но я бы не сказала, что фильм прошелся по Исламу.
Напротив, то как показана эта часть фильма, отражает совершенно нормальную исламскую духовность и дает прекрасный пример сосуществования в мире и любви двух авраамических религий. Меня напротив это очень сильно подкупило, потому что так действительно бывает, но именно там, где религия укоренена веками в духовную жизнь уммы (общины), где нет прозелитизма, смотрящего на христиан как на убогих, которым скрыта (отсюда - куфаар) истина таухида (единобожия). Тем более, в Исламе к монахам особое отношение: Сура 5 аят 82.
Ислам также неоднороден, как неоднородно и Христианство, где есть и православные, и православнутые, и католики-"паписты", и протестанты-"еретики". И один "варвар"-исламист приносит монахам извинения за то, что побеспокоил тех в святую ночь Рождества пророка Исы, а другие ведут монахов-"куфар" на смертную казнь....

Reply

Re: Ложка дегтя smirennyj_otrok March 11 2013, 10:51:39 UTC
Вот как интересно. Честно говоря, у меня нет настроения пересматривать, поэтому скажу только о том, что в памяти осталось. На каком-то теоретическом уровне, наверно, там можно говорить о мире и любви авраамических религий. Но я человек приземленный и узко мыслящий. Поэтому в фильме я увидел представителей двух религий, из которых одни представлены как родные и близкие, другие - как варвары (да, именно такое слово подходит), хорошие или плохие. Позиция, представленная в фильме, исключает "объективный" подход к исламу - в нем может быть что-то хорошее, что-то плохое, но он остается религией аборигенов. Меня "подкупили" как раз такие мотивы, общие для современного режиссера и для западных путешественников и миссионеров многих столетий.

Кстати, нарочитое внимание и уважение к аборигенским традициям были характерны для европейских миссионеров с конца XIX века, например, в Китае. Как дело обстояло у pères blancs, я хуже себе представляю, но в Магрибе и условия были иные.

Reply

Бочка меда :) grgy March 11 2013, 08:33:34 UTC
/// …крупным планом показываются задумчивые лица монахов, а фоном гремит патетическая музыка из "Лебединого озера" Чайковского ( ... )

Reply


Leave a comment

Up