http://www.bogoslov.ru/text/3191969.html«О людях и богах» - фильм, основанный на реальных событиях, в котором рассказывается история о смерти восьми французских монахов цистерцианского ордена из монастыря Божией Матери в Атласских горах Алжира (Abbaye Notre-Dame de l'Atlas), решивших не покидать свою обитель, когда в 1996 г. там поднялась новая
(
Read more... )
Потому я и обратил внимание на "колониальный" пафос фильма. Возможно, для Вас это недостаток, для меня - отнюдь нет, даже напротив, изрядно покормило мою любознательность. Мне тогда показалось, что аборигены в фильме изображены нарочито просто, у каждой группы второстепенных персонажей - своя функция (одни воплощают наивную рустичность, другие - брутальную и неуверенную власть и так далее). Творчество и созидание остаются уделом культурного героя, белого человека, будь то монахи или рабочие, которые строят дорогу. В том-то и дело, что настоятель читает Коран и изучает ислам, а монастырь убог совсем "по-другому", чем деревня (я имею в виду скорее его функцию, нежели облик, хотя облик тоже важен). В фильме не предусматривается, что среди аборигенов есть люди, способные на равных говорить с монахами. Или там все-таки есть алжирский улем, серьезно задумавшийся над томиком Sources Chrétiennes?
Когда-то мне приходилось слышать выражение "русское говно монологично". Именно такими в фильме изображены аборигены, даже главный террорист так и не становится благоразумным разбойником.
Впрочем, это все дело вкуса; а я, признаться, уже и подзабыл сам фильм. Не уверен, но, быть может, именно после "людей и богов" я стал немного интересоваться историей миссии, прежде всего иезуитскими проектами.
Reply
Напротив, то как показана эта часть фильма, отражает совершенно нормальную исламскую духовность и дает прекрасный пример сосуществования в мире и любви двух авраамических религий. Меня напротив это очень сильно подкупило, потому что так действительно бывает, но именно там, где религия укоренена веками в духовную жизнь уммы (общины), где нет прозелитизма, смотрящего на христиан как на убогих, которым скрыта (отсюда - куфаар) истина таухида (единобожия). Тем более, в Исламе к монахам особое отношение: Сура 5 аят 82.
Ислам также неоднороден, как неоднородно и Христианство, где есть и православные, и православнутые, и католики-"паписты", и протестанты-"еретики". И один "варвар"-исламист приносит монахам извинения за то, что побеспокоил тех в святую ночь Рождества пророка Исы, а другие ведут монахов-"куфар" на смертную казнь....
Reply
Кстати, нарочитое внимание и уважение к аборигенским традициям были характерны для европейских миссионеров с конца XIX века, например, в Китае. Как дело обстояло у pères blancs, я хуже себе представляю, но в Магрибе и условия были иные.
Reply
Leave a comment