«О людях и богах» («Des hommes et des dieux»). Франция, 2010. Реж. Ксавье Бовуа

Mar 07, 2013 09:39

http://www.bogoslov.ru/text/3191969.html«О людях и богах» - фильм, основанный на реальных событиях, в котором рассказывается история о смерти восьми французских монахов цистерцианского ордена из монастыря Божией Матери в Атласских горах Алжира (Abbaye Notre-Dame de l'Atlas), решивших не покидать свою обитель, когда в 1996 г. там поднялась новая ( Read more... )

de profundis, кино

Leave a comment

Re: Ложка дегтя smirennyj_otrok March 11 2013, 02:37:54 UTC
Заметьте - о "недостатках" я ничего не говорил. Просто Вы подошли к фильму как к религиозно-философской новелле, а у меня скорее исторический подход. Христианский месседж фильма трудно не распознать, но меня заинтриговало то, как эти идеи помещаются в конкретно-исторический контекст. Хотя, конечно, этот контекст максимально размыт ("даже намеков нет"). По моим представлениям, те вещи, которые в фильме не проговариваются, очевидны для французской аудитории, - хорошо известные события недавнего прошлого, перетекающего в настоящее.

Потому я и обратил внимание на "колониальный" пафос фильма. Возможно, для Вас это недостаток, для меня - отнюдь нет, даже напротив, изрядно покормило мою любознательность. Мне тогда показалось, что аборигены в фильме изображены нарочито просто, у каждой группы второстепенных персонажей - своя функция (одни воплощают наивную рустичность, другие - брутальную и неуверенную власть и так далее). Творчество и созидание остаются уделом культурного героя, белого человека, будь то монахи или рабочие, которые строят дорогу. В том-то и дело, что настоятель читает Коран и изучает ислам, а монастырь убог совсем "по-другому", чем деревня (я имею в виду скорее его функцию, нежели облик, хотя облик тоже важен). В фильме не предусматривается, что среди аборигенов есть люди, способные на равных говорить с монахами. Или там все-таки есть алжирский улем, серьезно задумавшийся над томиком Sources Chrétiennes?

Когда-то мне приходилось слышать выражение "русское говно монологично". Именно такими в фильме изображены аборигены, даже главный террорист так и не становится благоразумным разбойником.

Впрочем, это все дело вкуса; а я, признаться, уже и подзабыл сам фильм. Не уверен, но, быть может, именно после "людей и богов" я стал немного интересоваться историей миссии, прежде всего иезуитскими проектами.

Reply

Re: Ложка дегтя irenered March 11 2013, 09:20:55 UTC
Любопытно, как Вы поставили это в исторический контекст. Разумеется, фр. аудитория найдет больше значимых для отсылов, нежели остальная аудитория... Но я бы не сказала, что фильм прошелся по Исламу.
Напротив, то как показана эта часть фильма, отражает совершенно нормальную исламскую духовность и дает прекрасный пример сосуществования в мире и любви двух авраамических религий. Меня напротив это очень сильно подкупило, потому что так действительно бывает, но именно там, где религия укоренена веками в духовную жизнь уммы (общины), где нет прозелитизма, смотрящего на христиан как на убогих, которым скрыта (отсюда - куфаар) истина таухида (единобожия). Тем более, в Исламе к монахам особое отношение: Сура 5 аят 82.
Ислам также неоднороден, как неоднородно и Христианство, где есть и православные, и православнутые, и католики-"паписты", и протестанты-"еретики". И один "варвар"-исламист приносит монахам извинения за то, что побеспокоил тех в святую ночь Рождества пророка Исы, а другие ведут монахов-"куфар" на смертную казнь....

Reply

Re: Ложка дегтя smirennyj_otrok March 11 2013, 10:51:39 UTC
Вот как интересно. Честно говоря, у меня нет настроения пересматривать, поэтому скажу только о том, что в памяти осталось. На каком-то теоретическом уровне, наверно, там можно говорить о мире и любви авраамических религий. Но я человек приземленный и узко мыслящий. Поэтому в фильме я увидел представителей двух религий, из которых одни представлены как родные и близкие, другие - как варвары (да, именно такое слово подходит), хорошие или плохие. Позиция, представленная в фильме, исключает "объективный" подход к исламу - в нем может быть что-то хорошее, что-то плохое, но он остается религией аборигенов. Меня "подкупили" как раз такие мотивы, общие для современного режиссера и для западных путешественников и миссионеров многих столетий.

Кстати, нарочитое внимание и уважение к аборигенским традициям были характерны для европейских миссионеров с конца XIX века, например, в Китае. Как дело обстояло у pères blancs, я хуже себе представляю, но в Магрибе и условия были иные.

Reply


Leave a comment

Up