http://www.bogoslov.ru/text/3191969.html«О людях и богах» - фильм, основанный на реальных событиях, в котором рассказывается история о смерти восьми французских монахов цистерцианского ордена из монастыря Божией Матери в Атласских горах Алжира (Abbaye Notre-Dame de l'Atlas), решивших не покидать свою обитель, когда в 1996 г. там поднялась новая
(
Read more... )
Вначале описываются идиллические отношения бескорыстных монахов и местного мусульманского населения. Затем невесть откуда взявшиеся террористы начинают всех терроризировать. За террористами гоняются тупые военные. Монахи спорят - уезжать или нет, в итоге решают остаться. Наконец, ночью приходят террористы, берут их в заложники и вскоре убивают.
Характеры персонажей плоские и лубочные: настоятель, как ему и положено, мудр и благороден, монах-врач - самоотвержен и сострадателен, главный военный - жесток, губернатор двуличен и т.д.
Фильм переполнен банальными рассуждениями, монологами, похожими на тоскливые воскресные приходские проповеди.
Апофеозом искуственности становится сцена последней трапезы в обители: крупным планом показываются задумчивые лица монахов, а фоном гремит патетическая музыка из "Лебединого озера" Чайковского.
Содержание фильма вовсе не духовное, а конъюнктурно-политическое и сводится к идее: ах, как же хорошо жили бы вместе христиане и мусульмане, если б не эти террористы, которым все почему-то неймется.
Трагическая история гибели реальных людей оказалась превращена в пропагандистскую поделку. Кондовую и скучную.
Reply
В вашем случае могу предположить такой подход, при котором распознавание закулисных политических конъюнктур становится важным компонентом мировоззрения, которое, в свою очередь, оказывает влияние на восприятие. И если я изначально выношу за скобки возможные конъюнктурно-политические мотивы режиссёра как неинтересные (речь именно о мотивах режиссера, а не о содержании фильма, который основан на реальной трагедии), так как для меня интересно в истории совершенно иное, более важное и содержательное, то вы, напротив, выносите за скобки важное и содержательное, сосредотачиваясь на пустом и бессмысленном, которое привлекло ваше внимание гораздо в большей степени, - и это показывает, в чем ваша заинтересованность. Отсюда глупым и совершенно надуманным звучит ваш вывод о "главной идее" фильма. Во-первых, смысл фильма не в том, что христиане и мусульмане жжили бы хорошо без террористов, а в принятии надвигающейся смерти - весь фильм и все ("банальные", на ваш взгляд) монологи посвящены именно этому. Во-вторых, конечно, было бы хорошо, если бы монахи продолжали жить в том районе со своими мусульманскими соседями (с которыми они были в прекрасных отношениях): не вижу в этом ничего неестественного. Что касается характеров, то и тут вы зависите от своей идеи восприятия этого фильма: видите то, чего нет, и не видите того, что есть. Настоятель и прочие монахи настолько похожи на реальных католических монахов, с которыми мне, например, доводилось общаться, что я ни за что бы не смог отличить, где кино, а где реальность.
Короче, вы нарисовали картину того фильма, который видели только вы, а не кто-то другой. А монологи - это самое блестящее, что есть в этом фильме: они взяты напрямую из личных записей настоятеля о. Кристофа (в частности, из "Завещания"), который был довольно известным богословом в католическом мире. На Амазоне есть его книги, можно полистать.
Reply
Reply
даже не два, а кол! ;)
Reply
Но более очевидным мне тогда показалось другое. Пожалуй, это можно назвать ностальгией по колониальной эпохе. Аборигены могут быть хорошие или плохие, но в них недостает какой-то взрослости, что ли. Это либо простодушные селяне, либо кровожадные солдафоны, либо вконец упоротые террористы. Истинно мудры и гуманны только монахи, белые люди, способные по-настоящему думать и чувствовать. Они и наставники, и благодетели, и всё для всех. Монастырь (основанный при французской власти, разумеется) - единственное светлое и чистое место посреди сурового жесткача (воцарившегося после того, как страна получила независимость). Помнится, там еще монахи нисходили из своей райской обители в грязноватый и страшненький поселок, чтобы озарить своим присутствием местное варварское празднество. Не берусь судить, можно ли назвать такую атмосферу исторически достоверной. Не исключено, что можно. Но меня в то время поразило, как "высокая духовность" сочетается с воспеванием белого человека и его религии. В конце концов, по исламу режиссер тоже неслабо оттоптался.
Reply
Про ислам вашу мысль не понял. Насчет избытка пафосности местами - согласен, мне это тоже бросилось в глаза, но не сильно. Может, режиссер, будучи французом, не смог избавиться от искушения показать частичку "французской души": но это я готов ему простить :)
Reply
Потому я и обратил внимание на "колониальный" пафос фильма. Возможно, для Вас это недостаток, для меня - отнюдь нет, даже напротив, изрядно покормило мою любознательность. Мне тогда показалось, что аборигены в фильме изображены нарочито просто, у каждой группы второстепенных персонажей - своя функция (одни воплощают наивную рустичность, другие - брутальную и неуверенную власть и так далее). Творчество и созидание остаются уделом культурного героя, белого человека, будь то монахи или рабочие, которые строят дорогу. В том-то и дело, что настоятель читает Коран и изучает ислам, а монастырь убог совсем "по-другому", чем деревня (я имею в виду скорее его функцию, нежели облик, хотя облик тоже важен). В фильме не предусматривается, что среди аборигенов есть люди, способные на равных говорить с монахами. Или там все-таки есть алжирский улем, серьезно задумавшийся над томиком Sources Chrétiennes?
Когда-то мне приходилось слышать выражение "русское говно монологично". Именно такими в фильме изображены аборигены, даже главный террорист так и не становится благоразумным разбойником.
Впрочем, это все дело вкуса; а я, признаться, уже и подзабыл сам фильм. Не уверен, но, быть может, именно после "людей и богов" я стал немного интересоваться историей миссии, прежде всего иезуитскими проектами.
Reply
Напротив, то как показана эта часть фильма, отражает совершенно нормальную исламскую духовность и дает прекрасный пример сосуществования в мире и любви двух авраамических религий. Меня напротив это очень сильно подкупило, потому что так действительно бывает, но именно там, где религия укоренена веками в духовную жизнь уммы (общины), где нет прозелитизма, смотрящего на христиан как на убогих, которым скрыта (отсюда - куфаар) истина таухида (единобожия). Тем более, в Исламе к монахам особое отношение: Сура 5 аят 82.
Ислам также неоднороден, как неоднородно и Христианство, где есть и православные, и православнутые, и католики-"паписты", и протестанты-"еретики". И один "варвар"-исламист приносит монахам извинения за то, что побеспокоил тех в святую ночь Рождества пророка Исы, а другие ведут монахов-"куфар" на смертную казнь....
Reply
Кстати, нарочитое внимание и уважение к аборигенским традициям были характерны для европейских миссионеров с конца XIX века, например, в Китае. Как дело обстояло у pères blancs, я хуже себе представляю, но в Магрибе и условия были иные.
Reply
Да.
Немало в фильме чувственного. Но католики (и создатели фильма и в жизни) сделали всё, что могли, наверное, по максимуму. Поэтому, с этой точки зрения, фильм удачный.
Но, тут подумал, а если бы на месте католического монастыря был там буддистский монастырь? Те ведь тоже учат любви и готовятся к смерти. И не только словом, но и делом - для всех окружающих. Или была бы там какая-нибудь гуманитарная миротворческая миссия? Была бы тогда какая-нибудь разница для местного населения? Вопрос интересный.
Да, за братскую любовь между людьми и презрение к смерти и язычники и атеисты немало ратовали, да и примеры любви и бесстрашия на практике показывали не хуже христиан.
А вот проповедовать не с намеками, а явно Благую Весть и единственное спасение во Христе Иисусе среди нехристианского населения, обращать их ко Христу не через абстрактную любовь и философские рассуждения, а по вере в Спасителя в жизни вечной - это значит тут же быть гонимым среди любого населения, а не только среди экстремистов. Хотя по проповеди и по слушанию Благой Вести, думаю, немало было бы Господом приведено к вере и местных жителей. Но таких, почти, вообще в фильме не видно. Одиноки там католики со своим богослужением. Оно идет как бы параллельно и в другом измерении с их жизнью «по любви» с местным населением.
Да. А, если бы на том месте стоял бы православный монастырь? Я думаю, что тогда на их службах присутствовало бы немало местных жителей и было бы немало уверовавших в Евангелие. Если, конечно, вообще возможно существование в тех условиях православного монастыря.
Reply
Leave a comment