Продолжение (начало
здесь и
здесь).
г) Избрание Монастырского Совета начинается и проводится согласно местному гражданскому и церковному законодательству, как правило, на основе Внутреннего Устава монастыря
[39].
В частности:
аа) Компетентная для этого церковная или монастырская власть определяет день и час избрания, принимая все необходимые меры, чтобы это стало своевременно известно всем имеющим избирательное право членам монашеского братства
[40], находящимся в тот день в монастыре или же по уважительной причине отсутствующим (указанное служение, отпуск, перевод и др.)
[41], как и для надлежащей подготовки проведения выборов чинно и по закону, преодоления возможных препятствий (протестов и т.п.), улаживания всякой неопределенности и своевременного воспринятия новой монастырской властью своих обязанностей.
бб) В определенный для выборов день прежде их начала совершается церковный обряд, после окончания Бож. Литургии, если выборы назначены на воскресный день или другой праздник
[42].
После этого в храме (кафоликоне) монастыря собирается монашеское братство, которое, согласно особо определяемому относительно каждого монастыря
[43], как выборный орган приступает к процессу избрания.
Выборами управляет, обычно, особый монастырский орган, образуемый по указанию местного законодательства.
Так в монастырях Элладской Церкви, где число братии не превышает двадцати монахов
[44], выборами управляет комиссия, состоящая из игумена и двух монахов, из которых один является старейшим в монастыре по возрасту, а другой назначается епископом из наиболее достойных братьев. В монастырях, где число братий превышает двадцать, выборы проводит комиссия, состоящая из игумена и четырех братьев, из которых два назначаются епископом как наиболее достойные, а два являются старейшими по возрасту
[45].
Отсутствующего или не имеющего возможности участвовать в выборах игумена замещает второй по чину монах или проигумен, или старейший из отцов
[46]. Старейших по возрасту замещают следующие в этом отношении сразу за ними, назначенных епископом ― их заместители на основании того же распорядительного документа.
Членами вышеуказанных комиссий могут быть и монахи, лишенные избирательного права. Обязанности секретаря несет самый молодой из отцов каждой комиссии.
Состав комиссии, своевременно и прежде выборов составленной, доводится до сведения монашеского братства монастыря посредством особого распоряжения епископа
[47].
Власть этих комиссий простирается на всякий вопрос, связанный с выборами от их начала и до окончания, если, например, возникают сомнения относительно вписания того или иного монаха в список голосования или по другому вопросу о порядке и благочинии в процессе избрания. Далее этого закон не признает за ними никакой власти. Поэтому они разрешают то, что могут и уполномочены, как сказано выше, а все прочее записывают в акте выборов, оставляя на суд поставленной по закону церковной власти
[48].
В киновиальных монастырях Святой Горы наблюдение за выборами осуществляет Собор Старцев
[49].
вв) Выборы проводятся спокойно и благопристойно, как правило, везде однообразно, с одним только различием, что где-то они бывают открытыми, а где-то тайными.
ааа) В монастырях Элладской Церкви избиратель подходит и совершенно свободно, без какого-либо постороннего влияния называет перед столом, за которым сидит комиссия, имена тех, которых считает достойными избрания, подписываясь своей рукой в специально заведенном для этого протоколе. Если он неграмотен, то перед двумя братьями, избираемыми, тем не менее, из членов комиссии, называет имена избираемых, а указанные свидетели письменно удостоверяют это своими подписями. Заботой секретаря составляется особый протокол, содержащий имена избирателей и тех, кого они посчитали достойными избрания.
После окончания выборов подсчитываются голоса, и внизу составленного секретарем протокола составляется особый акт, записываемый чисто, разборчиво и без зачеркиваний, стираний и приписок, показывающий число голосовавших и число голосов, набранных каждым кандидатом на возведение в соответствующее достоинство, который завершается объявлением имени набравшего большинство голосов. В случае равного количества голосов избираемый оглашается посредством жребия.
Акт выборов, подписанный всеми члеными комиссии и скрепленный монастырской печатью, передается вместе с подлинником протокола, содержащим подписи избирателей, местному епископу для совершения положенного законом относительно избранных
[50].
ббб) На Святой Горе избрание игумена киновиального монастыря осуществляется посредством тайного голосования в кириаконе монастыря перед Собором Старцев, и из списка кандидатов, как отцов монастыря, так и вне его подвизающихся, избираются двое. После этого проводится второе тайное голосование, на котором из двоих выбирается один. В случае равенства голосов решение принимает клир
[51].
Об избрании игумена сообщается Константинополькой патриархии посредством Св. Кинота, которому передается особый список с акта избрания, подписанный Епитропией и Собором Старцев и скрепленный монастырской печатью, для принятия к сведению и поставления избранного игумена по древнему обычаю. Причем процедура поставления не может быть отложена более, чем на месяц. Такое в законе условие ясно указывает на обязанность Св. Кинота принять результаты избрания и приступить к поставлению избранного, в противном случае он считается нарушающим Статут Святой Горы
[52].
Епитропия, состоящая из двух или трех членов, избирается Собором Старцев из своего состава каждый год. Документ о ее избрании посылается и сообщается Константинопольской патриархии Св. Кинотом
[53].
гг) В отношении акта избрания Монастырского Совета, игумена или просто советников разрешается в качестве легитимной меры выражать протест.
ааа) В монастырях Элладской Церкви предусмотренно применение меры выражения протеста перед епископом прежде всякого с его стороны признания этого избрания.
Епископ, получая протест, либо обоснованно его отвергает, либо признает его справедливость, и тогда распоряжается о проведении новых выборов, сообщая об этом своем решении всем, имеющим к этому законный интерес.
В отношении решений епископа, любого содержания, предусмотрено применение меры протеста перед Св. Синодом Элладской Церкви.
Обжалование осуществляется в течение пяти дней после сообщения всем, имеющим к этому делу законный интерес, обжалуемого решения епископа. Эта апелляция, сопровождаемая аргументацией, подается епископу, который обязан передать ее вместе с обжалуемым решением в Св. Синод для рассмотрения.
Св. Синод, рассмотрев апелляцию, либо утверждает решение епископа, либо отменяет его, сообщая ему об этом своем решении, а копию этого документа отправляя в министерство Народного Образования и Религии.
В любом из указанных случаев решение Св. Синода без промедления сообщается епископом монастырю. В случае отмены результатов имевших место выборов епископ отдает распоряжение о повторении выборов в течение пяти дней с момента сообщения решения Св. Синода монастырю
[54].
ббб) В киновиальных монастырях Святой Горы предусмотрено оспаривание законности канонического авторитета избрания игумена, осуществляемое посредством его обжалования перед Св. Кинотом в течение пяти дней после избрания. Св. Кинот, рассмотрев аппеляцию, принимает неподлежащее обжалованию решение о действительности подвергающегося сомнению избрания
[55], если же это до всех доведенное решение отменяет результаты выборов, избрание игумена повторяется в следующий после сообщения этого решения киновии воскресный день
[56].
дд) Издревле требовалось, чтобы избрание игумена совершалось путем голосования всех членов монашеского братства или же имеющей такую избирательную власть его частью
[57].
В некоторых же царских монастырях не было всеобщего голосования, и игумена избирал царь
[58].
Однако с течением времени утвердилась система избрания большинством голосов, чрезвычайно широко распространенная в действующем праве и наследующая древнее обыкновение в случае равенства голосов совершать избрание по жребию
[59].
Игумен киновии издревле избирался на пожизненное служение
[60]. Это установление соблюдается и по ныне на Святой Горе, в Кипрской и Критской Церкви
[61].
Однако советники выбираются на определенный срок, т.е. на один год на Святой Горе, на три в Критской Церкви и на четыре года в Кипрской. В монастырях же Элладской Церкви советники выбираются на пять лет
[62].
ее) Право повторного избрания игумена или советников, избранных на определенный срок, издревле признается
[63].
В монастырях Элладской Церкви признается право повторного избрания Монастырского Совета еще на пять лет. В качестве исключения это запрещается в том случае, если его члены были отстранены по решению Св. Синода за задержку текущего или окончательно отчета монастыря на больший, чем допускаемый законом месячный срок
[64].
жж) Игумен, вступая в свои обязанности, принимает на себя определенные должности и получает некоторые церковные привилегии
[65]. Так он называется архимандритом (ἀρχιμανδρίτης), протосингелом (πρωτοσύγκελλος), или сингелом (σύγκελλος), или кувуклисием (κουβουκλίσιος)
[66] по усмотрению и решению имеющей на это исключительное право церковной власти
[67]. Когда же он канонически поставляется
[68], из рук поставляющего его (патриарха, епископа) получает символы власти, т.е. крест, жезл (ράβδος, βακτηρία, δικανίκιον, ξύλον), а также носит по предоставлению ему такого права мантию (μαντίας, πάλλιον) и всегда клобук (ἐπανωκαλυμμαύχιον, ἐπιρριπτάριον, βῆμα)
[69].
[39] Ст. 3 Κ.Μ., 92 Κ.ΚΡ., 84, 85 Κ.ΚΥ., 114, 119 Κ.Χ.Α.Ο.
[40] Согласно Ὁλ. Σ.τ.Ε. 334/1938, церковная власть самостоятельно принимает решение об отстранении какого-либо монаха от участия в выборах игумена или советников.
[41] Факт своевременного оповещения находящегося вне монастыря монаха доказывается посредством составления соответствующей расписки о вручении приглашения, прикладываемой к акту выборов, см. также ст. 114 Κ.Χ.Α.Ο.
[42] Монахи и иеромонахи, временно переведенные в другой монастырь вопреки каноническому порядку, т.е. без получения канонической отпустительной грамоты от монастыря своего покаяния, могут участвовать в выборах, но не могут быть избранными, согласно под №2391/1989 от 13-10-1903 энциклике Св. Синода Элладской Церкви (Ε.Ι.Σ. τ. 1, σ. 46-47).
[43] Например, ст. 3 Κ.Μ. определяет днем выборов воскресенье или другой праздничный день и напоминает о совершении установленного законом обряда, согласно утвержденного Св. Синодом Элладской Церкви типикону.
[44] Согласно ст. 2 и 3 Κ.Μ., собираются отцы в соответствии с определенными ограничениями, согласно ст. 114 Κ.Χ.Α.Ο., приобретшие монашеский статус за шесть лет до дня выборов, согласно ст. 84 Κ.ΚΥ., собирается полнота монашеского братства без какого-либо ограничения и приступает к выборам по предусмотренному Внутренним Уставом монастыря чину.
[45] См. также под №257/687 от 11-11-1902 энциклику Св. Синода Элладской Церкви (Ε.Ι.Σ. τ. 1, σ. 27-28).
[46] Ст. 3 Κ.Μ. не уточняет, какое старшинство имеется в виду, по постригу, по хиротонии или по возрасту. Вероятно, по возрасту, потому что это принимается во внимание и при составлении Комиссии из трех членов.
[47] Ср. Σ.Ε. σ. 708.
[48] См. Ε.Ι.Σ. τ. 1, σ. 24-25, 27-28.
[49] Ст. 114 Κ.Χ.Α.Ο.
[50] Ст. 3 Κ.Μ. В монастыри, в которых есть только шесть монахов, из которых трое неграмотны, местный епископ посылает из соседнего монастыря указываемого ими и достойного их доверия, а также отличающегося добрым нравом монаха, чтобы тот своей подписью свидетельствовал об их воле в отношении законно проведенных выборов, о чем бывает сделано специальное упоминание в протоколе выборов. См. также под №9982/543 от 10-8-1859 энциклику Св. Синода Элладской Церкви (Σ.Ε. σ. 711).
[51] Ст. 113-114 Κ.Χ.Α.Ο.
[52] Ст. 114 п. β', 117 Κ.Χ.Α.Ο., 36 Ν.Δ.Α.Ο.
[53] Ст. 119 Κ.Χ.Α.Ο., 36 Ν.Δ.Α.Ο.
[54] Ст. 3 Κ.Μ., см. также Ε.Ι.Σ. τ. 1, σ. 27-28.
[55] Ст. 114 п. 4 Κ.Χ.Α.Ο. О том, что это решение Св. Кинота не подлежит обжалованию, см. также Σ. Σολιώτην, 9, 48, 79.
[56] Ст. 115 Κ.Χ.Α.Ο.
[57] Типикон монастыря Вседержителя (ΤΥΠ. τ. 1, σ. 674-675): «большинством, т.е. двумя третями», Типикон монастыря Архистратига Михаила на горе Авксентия (ΤΥΠ. τ. 1, σ. 774): «одного и того же единодушно выбирающе», Серафима II, патр. Конст., сигиллий от марта 1734 о монастыре Чиноначальника (ἐν Σερίφῳ) (Ζερλέντου, Ἱστορικαὶ ἔρευναι περὶ τὰς ἐκκλησίας τῶν νήσων τῆς ἀνατ. μεσογείου θαλάσσης, τ. 1, σ. 80): «общим мнением и избранием, когда все одобряют и соглашаются», Прокопия, патр. Конст., сигиллий от 1787 о кипрском Киккском монастыре Пресв. Богородицы Елеуса (Π.Α.Ε. σ. 593): «общим мнением и единодушным желанием и голосованием», Типикон монастыря Арии (Acta, τ. 5, σ. 186): «который всем или большинству приятен и угоден», Иеремии I, патр. Конст., ктитора монастыря Ставроникита, Завещание (Γ.Π. τ. 3, σ. 570).
[58] Типикон монастыря Архистратига Михаила на горе Авксентия (ΤΥΠ. τ. 1, σ. 774).
[59] Типиконы Михаила Атталиата, гл. 5 (Acta, τ. 5, σ. 310), монастыря Пресв. Богородицы Благодатной (Acta, τ. 5, σ. 340 и далее), монастыря Вседержителя (ΤΥΠ. τ. 1, σ. 673-674), монастыря Пресв. Богородицы Илиу Вомон (ΤΥΠ. τ. 1, σ. 717-718), ст. 3 Κ.Μ., 114 Κ.Χ.Α.Ο., 84 Κ.ΚΥ.
[60] Андроника II Палеолога и его сына Михаила VIII Палеолога, хрисовул от 1314/15 о монастыре Пресв. Богородицы Одигитрии в Мистре (J.G.R. τ. 1, σ. 676): «на протяжении всей его жизни», Андроника III Палеолога, хрисовул о монастыре Завландия в Трикале(Ζαβλαντίου Τρικάλων) (журн. « Βυζαντίς », τ. 2, σ. 57-58), Иоанна Кантакузина, хрисовул о монастыре Мега Спилео (J.G.R. τ. 1, σ. 594): «на срок его жизни», Типикон Григория Пакуриана, гл. 5 [Β.Χ. τ. 11 (прил.), σ. 44], Типикон монастыря Арии (Acta, τ. 5, σ. 186), Филофея I, патр. Конст., письмо-сигиллий о монастырях Свв. Кирика и Иулиты и Спасителя в Акрополите (Ἀκροπολίτου) (Acta, τ. 1, σ. 487-488, 502-503).
[61] Ст. 115 Κ.Χ.Α.Ο., 84 Κ.ΚΥ., 93 Κ.ΚΡ.
[62] Ст. 119 Κ.Χ.Α.Ο., 92 Κ.ΚΡ., 85 Κ.ΚΥ., 2 Κ.Μ.
[63] Ср. Устав (Κανονισμόν) монастыря Св. Георгия в Венеции (Μ. Γεδεών, Νεκταρίου Πατριάρχου Ἱεροσολύμων, αὐτόγραπτοι πέντε ἐπιστολαί, σ. 26, 1913).
[64] Ст. 2 п. 2 Κ.Μ., 16 п. 1 и 3 ν. ΓΥΙΔ'/1909.
[65] C. Korolevskij, Questioni e Risposte, №10 в журн. «Stoudion», τ. IV, σ. 162-169, 1928.
[66] Ср. Андроника II Палеолога и Михаила και Михаила IX Палеолога, хрисовул (1314-1315) о монастыре Пресв. Богородицы в Мистре (J.G.R. τ. 1, σ. 674), Иоанна Кантакузина, хрисовул (1348) о монастыре Мега Спилео (J.G.R. τ. 1, σ. 593), Максима III, патр. Конст., письмо-сигиллий от июня 1477 о монастыре Пресв. Богородицы Косиниссы (Κοσινίσσης), а также Митрофана III, патр. Конст., письмо-сигиллий от марта 1567 о том же монастыре [в τ. 17 (прил.) Церковного Филологического Общества в Конст-ле, σ. 20, 21, 1886], Григория V, патр. Конст., сигиллий от дек. 1797 о соединенных на Крите монастырях св. Елевферия и Живоносного Источника (Χ.Κ. τ. 2, σ. 224-225, 1914), см. также G. Schlumberger, Sigillographie de l'Empire Byzantin, σ. 141, 153, 401, 1884, см. также ранее, σ. 345 и далее.
[67] Иоакима III, патр. Конст., патр. письмо под №8012 от 14-12-1905 Св. Киноту Святой Горы (Ν.Π.Α. σ. 108): «раздавать церковные должности и, конечно, должность архимандрита, является исключительным правом суверена, которым является Патриарх.
[68] Μ. Εὐχολόγιον, Τάξις γινομένη ἐπὶ προχειρίσει Ἡγουμένου, σ. 395-396 (изд. J. Goar), σ. 148-149 (изд. Μιχ. Ἰ. Σαλιβέρου).
[69] Согласно Типикону монастыря τοῦ Λιβός, гл. 4 (Η. Delehaye, Deux typica Byzantins de l’époque des Paléologues, σ. 110, 1921), игумения получала жезл из руки императора.