Стало понятно, что статья Л. Бенакиса «Проблема общих понятий и концептуальный реализм византийцев» очень плохо прочитана учёными (в частности, К. Иеродиакону), а нашими вообще можно сказать не читана целиком ни разу. А между тем, там очень много полезных вещей. Особую трудность представляет понимание довольно пространных цитат, которые, к тому же, настолько важны для истории византийской философской традиции, что даже излишне говорить о каких-то работах в этом направлении прежде, чем эти тексты будут переведены и осмыслены (см. для примера
мою старую запись по поводу перевода Д. Афиногенова одного из важнейших текстов Фотия). Вот, кому интересно, перевод отрывка из Апории 5 Иоанна Итала «О том, что роды и виды существуют реально и что они бестелесны» (изд. Joannou, p. 7-8):
«Платон, первый из греческих мудрецов… утверждал, что идеи сущих, отделенные от материи, Бог содержит в самом себе, а именно: жизнь как таковую (αὐτοζῷον), человека как такового (αὐτοάνθρωπος), и подобным же образом всех других сущих. Большинство [философов] называют все это родами, то есть родами, существующими прежде многого: ведь надо иметь в виду, что одни из родов существуют прежде многого, другие - во многом, а третьи - вслед за многим. Что же они называют многим? Это не что иное, как индивиды, всегда существующие во времени, как об этом ясно свидетельствуют чувства… А то, о чем Платон строил свои предположения, [то есть идеи], он назвал родами, существующими прежде многого, поскольку в них содержатся первичные и причинные [основания вещей] и вследствие которых многое получило бытие… они пребывают у Бога, будучи образцами сущих…
Итак, с [платоновскими идеями] ясно. Что же касается родов, то они, как было сказано, разделяются согласно трем [способам бытия]. Из них некоторые существуют (а) прежде многого: это бестелесные логосы сущих, очищенные от материи и независимые от всего посюстороннего, о которых мы говорим, что они не сказываются о здешних телах, либо о количествах, либо о качествах, и вообще ни о чем подобном. Роды же, которые являются сказуемыми, - это роды, мыслимые на основе отвлечения, если выражаться по-аристотелевски; ведь душа подобно Богу - поскольку Он есть ее образ - содержит в себе некоторым образом идеи сущих, по аналогии с первообразом образа (παραδειγμα τῆς εἰκόνος) Богом, которые отделяет от материи. Разница же между родами, которые существуют прежде многого, и родами, о которых мы говорим сейчас, заключается в том, что первые находятся в Боге, а последние - в человеческой душе; поэтому первые греки называют первичными и причинными, а последние - возникающими впоследствии и на основе отвлечения; первые существуют отделенно и безотносительно, а состояние последних - в некотором смысле среднее, поскольку они существуют в душе как отделенные, а в вещах как неотделенные.
(б) [Род] же, который обрел бытие неотделенно в каждом из индивидов, называется существующим во многом: ведь [род] живого существа в Сократе и в Платоне - это не одно и то же, так же как и [виды] разумности и телесности, по-тому что каждый из этих видов имеет бытие только в том, в чем он его получил. И таковы роды существующие во многих [сущих], согласно которым они распределяются и разделяются; и [эти роды, существующие во многих индивидах], не сказываются о многом, но каждый сказывается о том [индивиде], от которого причаствуется.
(в) Что же касается рода, существующего вслед за многим, то он существует не так [как эти два предыдущих], но он одновременно один и тот же, когда сказывается и об одном, и обо всех [индивидах]… Итак, все, [существующее вслед за многим], то есть роды, виды и различающие признаки, говорятся одновременно и о каждом сущем и обо всех сущих вместе».
PS. Да, забыл сказать: Бенакис считает, что Итала незаслуженно осудили за учение платоновским идеям и что на самом деле он не выходил за рамки общепринятого для византийских философов образа мысли. Пока никто не доказал, что это было не так.