Максим Исповедник и платонизм

Jan 30, 2009 15:13

Подготавливая к изданию книгу замечательного богослова митрополита Вселенского патриархата Иоанна (Зизиуласа), я наткнулся на одно очень интересное место, в котором митрополит Иоанн обращает внимание на небольшой отрывок из преп. Максима Исповедника относительно Божественной Литургии, который помогает уяснить общие вопросы, связанные с богословием ( Read more... )

Иоанн Зизиулас, Максим Исповедник, богословие, философия

Leave a comment

Comments 17

Интересно kiprian_sh January 30 2009, 13:11:00 UTC
А вообще у Зизиуласа много в книге о символе (и о символе в контексте учения св. Дионисия Ареопагита и прп. Максима)?

Reply

Re: Интересно mondios January 30 2009, 14:54:30 UTC
В этой - нет. У него есть отдельная статья о символе: "Символизм и реализм в православном богослужении". Но она, к сожалению, не вошла в эту книгу. Надеюсь, в будущем подготовить второй сборник его статей. Но надо сначала первый издать:)

Reply

Re: Интересно kiprian_sh January 30 2009, 14:59:18 UTC
Будет очень полезно. А то у нас в России много доморощенного, возросшего еще на серебряновековской почве, символизма стало :)

Reply

Re: Интересно kiprian_sh January 30 2009, 15:15:55 UTC
А Вы уверены в том, что автор текста адекватно оценивает Аристотеля? Не хотелось бы подменить те крайности, на которые указываете Вы, другими крайностями, как говорится... Каким, образом "целевая причина" (например) "преодолена" Максимом (если следовать мысли автора текста)?

Reply


Странно vmour January 30 2009, 14:07:56 UTC
>>>Для древнегреческой мысли и западного видения, как и для обычной логики, причина предваряет (логически и хронологически) следствие.

1) "логически и хронологически" ведь не одно и то же.
2) а причина-цель, РАДИ ЧЕГО что-то происходит. о ней ведь, как о "ради блага" говорили еще Сократ и Платон, и в более общем смысле о "телос", как причине - Аристотель.
Разве тут "будущее Царствие" не "телос"?

Reply


anonymous January 30 2009, 15:06:21 UTC
В качестве ключевого элемента, опрокидывающего платоновскую связь между первообразом и образом, выступает категория времени. Чтобы от образа перейти к первообразу, требуется не бегство из времени, а ожидание некоего будущего в хронологическом отношении «события» или состояния... опровергая, таким образом, ... аристотелевские представления об «энтелехии» и причинности.
-------------
?

Reply


mondios January 30 2009, 19:14:44 UTC
Ребята ( ... )

Reply

mondios January 30 2009, 19:24:10 UTC
Вы так много всего назидательного говорите - спасибо Вам большое!

Reply

mondios January 30 2009, 20:09:10 UTC
Вам спасибо на добром слове.

Reply

vmour January 31 2009, 15:06:59 UTC
Спасибо большое за подробный ответ!
Что-то прояснилось, что-то - не совсем, но это нормально.

А когда и где выходит книга?
Будем ждать с нетерпением.

Reply


Leave a comment

Up