Амфилохия 231.
Воспринял ли Христос «человека вообще» или конкретного человека?
Примечание. Св. Фотий пользуется следующей терминологией: под «человеком вообще» (ὁ καθόλου ἄνθρωπος) подразумевается низший вид (человек) в иерархической структуре родов и видов, который объединяет индивидов данного вида, согласно Аристотелю, «вторая сущность»; «
(
Read more... )
В этом случае инертность можно назвать общим (идиоматическим) свойством материальных тел, обеспечивающим сохранение состояния их движения, а отклонения от этого состояния - акциденциальным качеством.Но эти отклонения не являются производной скорости (хотя и определяют ее).
Как я понял из этого описания, вы имеете ввиду, что скорость может быть получена путем сложения инерционной и случайной компонент, которые рассматриваются как равноправные слагаемые-векторы.
Это конечно имеет право на существование применительно к скорости, но применительно к данной беседе я имею ввиду немного другой дискурс, более простой: скорость это производная от координаты по времени, а ускорение - от скорости по времени.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скорость
например, говорят о скорости изменения температуры, скорости химической реакции, групповой скорости, скорости соединения, угловой скорости и т. д. Математически характеризуется производной функции.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ускорение
Ускорение производная скорости по времени - векторная величина, показывающая, насколько изменяется вектор скорости точки (тела) при её движении за единицу времени (т.е. ускорение учитывает не только изменение величины скорости, но и её направления).
в отношении словосочетания "свойства свойств" не усматриваю возможности уяснения его смысла.
Попробую теперь пояснить.
Носатость - это природное свойство всякой ипостаси. Носатость составляет природу человека, то общее, что усматривается во всех ипостасях.
А вот курносость - это акциденция, случайное привходящее свойство носатости, то, что по словам Дамаскина получает свое бытие именно в субстанции/носатости.
Как всякая другая акциденция своей материей она имеет субстанцию, т.е. носатость (согласно Дамаскину ФГ 13/39). Курносость может быть выраженной у курносых людей, или невыраженной (равной нулю) у прямоносых людей. И те и другие будут обладать носатостью, но курносость последних равна нулю.
Про равномерно движущийся предмет точно также говорится, что он обладает нулевым ускорением. Это нулевое ускорение подставляется в общую формулу закона движения и мы получаем частный случай формулы: равномерное прямолинейное движение x=vt
Reply
Так и природные свойства/ипостасные идиомы это матрешки. Первые сказываются о ипостаси, а вторые сказываются о первых.
Reply
Акциденция есть (очень грубо) некое возможное добавление к безусловно присущей ипостаси природной идиоме.
Внешнее воздействие на тело также производит некое добавление к его скорости, соответствующей безусловно присущей ему природной инертности (ипостасной идиоме тела).
В этом и заключается аналогия между парами "идиома - акциденция" и "скорость - изменение скорости".
Но изменение скорости движения тела не является его ускорением: ускорение движения тела есть производная скорости, то есть скорость изменения скорости.
Ускорение - динамическая характеристика, характеристика процесса.
Акциденция - характеристика статичная.
Reply
Некоторое время раздумывал, но не уверен, что понимаю это.
"Изменение скорости тела не является ускорением", но "ускорение это скорость изменения скорости".
А как же по вашему выглядит "скорость изменения скорости"? Это будет всегда "изменение скорости" за эталонную единицу времени. То есть ускорение это как раз всегда "изменение скорости". Эти два определения эквивалентны, между ними нет особого различия.
Ускорение - динамическая характеристика, характеристика процесса.
Акциденция - характеристика статичная.
Это не имеет значения для нашего языка, говорим мы о динамике или статике. Все равно:
субстанция - подлежащее, акциденция - сказуемое о субстанции; это просто по-моему эксплицитно сказано Дамаскином. Как иначе понимать его слова, что субстанция является материей для акциденция? Нельзя же так это понимать, что акциденции состоят из субстанции?
скорость - подлежащее, ускорение - сказуемое о скорости, ее характеристика;
Я привел другую аналогию по той причине, что считаю Вашу не соответствующей сути взаимоотношения между идиомой и акциденцией.
Акциденция есть (очень грубо) некое возможное добавление к безусловно присущей ипостаси природной идиоме.
Вот это и вызывает у меня некоторое сомнение.
Мне кажется, акциденции и природные свойства нельзя складывать как равноправные слагаемые. Акциденция получает свое бытие в природном свойстве, поэтому природное свойство является ее "материей"-подлежащим.
Reply
Мне кажется, акциденции и природные свойства нельзя складывать как равноправные слагаемые.
То есть когда я вижу у кого-то из св.отцов фразу, что ипостась это "природа с прибавлением случайных особенностей/акциденций", я склонен понимать это не как сложение равноправных по существу свойств, а как то, что природные свойства "уточняются" акциденциями в допустимых пределах.
Например носатость (созерцаемая нами в виде человеческого носа) может быть курносой или горбоносой - это допустимые пределы изменения формы носа. Но носатость не может быть "вчерашней" или "плюшевой". Это запрещенные значения для свойств носа.
Reply
Вы можете измерить величину, на которую скорость тела изменилась, но не иметь ни малейшего представления о том, с какой скоростью (как быстро) это изменение произошло, то есть не знать ускорения тела.
Поэтому "вкладывать" их друг в друга, как матрешки, не получится: именно потому, что одна характеристика - статическая, а другая - динамическая.
Субстанция является материей для акциденций точно так же, как изменение скорости является "материей" для ускорения: второе не существует без первого.
А "прибавление случайных особенностей" и есть "уточнение" - здесь нет никакого противоречия.
Reply
Субстанция является материей для акциденций точно так же, как изменение скорости является "материей" для ускорения: второе не существует без первого.
А "прибавление случайных особенностей" и есть "уточнение" - здесь нет никакого противоречия.
Может быть... кажется у нас некоторое разногласие о терминах, а не о сути, значит, нужно еще продумать терминологию.
Reply
Leave a comment