Преп. Афанасий Паросский о почитании мучеников

Nov 07, 2009 13:39

Преподобный Афанасий Паросский - один из самых выдающихся богословов так называемой эпохи "филокализма" в Греции. Он жил на рубеже XVIII-XIX вв., был другом и соратником преп. Никодима Святогорца. Особненного внимания заслуживает его учебник догматического богословия, написанный под сильным влиянием паламитского богословия. К слову сказать, преп. Афанасий, преп. Никодим и другие монахи, связанные с "колливадским движением" (см. об этом статью С. Говоруна), прекрасно знали богословие св. Григория Паламы и в своем богословии исходили из той интерпретации Православного Предания, которая была утверждена на исихастских соборах XIV в. Преп. Афанасий даже написал целую книгу о св. Григории Паламе, где подробно описал его биографию и богословие, сопроводив все это своими комментариями...

Привожу здесь свой перевод его письма, которое, по всей видимости, было написано в ответ на письмо одного из бывших его учеников. В своем письме преп. Афанасий разрешает затруднение ученика, возникшее в результате спора о том, можно ли почитать память мучеников до официальной канонизации.

Преп. Афанасий Паросский

О НОВОМУЧЕНИКАХ

Возлюбленный во Христе мой брат, радуйся о Господе!

1. Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви [1], а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема - не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?

2. Что иное есть праздник, как не ублажание, прославление и чествование празднуемого святого, как не желание иметь его перед Богом ходатаем и заступником нашим, чтобы получить от Бога исцеление своей души от страстей? Чем же еще может быть праздник, кроме этого? Вероятно эти умники, чтобы не называть их каким-либо неблагозвучным именем, никогда не слышали, что как только упадет на землю глава мученика, присутствующие при этом христиане, радуясь от всей души и сердца, прославляя Бога и ублажая мученика, с крайним благоговением делят между собой его окровавленные одежды и даже веревки, которыми он был связан или на которых повешен. Даже землю, которая была обагрена его кровью, христиане берут и хранят со всей честью, желая иметь готовую помощь в своих нуждах.

3. И все это делают христиане везде, и почитают, и прославляют, и чествуют пострадавшего без всякого официального разрешения Великой Церкви. Поэтому «ученые» эти несут такой же вздор, как и неученые. Чем больше знаний они имеют, тем большего смеха бывают достойны, когда повторяют мнения неученых. Это церковное разрешение требуется и дается, брате, только в отношении преподобных, святость которых не всем известна. Церковь, совершив точное дознание и убедившись из жития и чудес преподобного, что его прославил Бог, уверяет своим церковным авторитетом всех христиан, что такой-то отец свят и всякий желающий может беспрепятственно праздновать его память. Кроме этого, почитай в «Томосе любви» [2]  речь патриарха Филофея о святом Григории Паламе, и ты узнаешь оттуда, что он как патриарх Константинопольский постановляет, чтобы монахи его монастыря [3] беспрепятственно праздновали память Григория прежде соборного постановления. И они не только праздновали его память, как он говорит, но и принесли его икону на праздник торжества Православия в великую церковь, еще прежде, чем его канонизировала Церковь. Ведь праздновавшие память преподобных мужей и жен, поскольку они знали их [при жизни] как святых, не осуждались как нарушители закона.

4. Будут ли препятствовать, таким образом, эти неученейшие люди воздавать победоносным, божественным и святым мученикам сразу и на месте подобающую и принадлежащую им честь? И неужели эти безумцы не думают о том, что не только справедливо - и в высшей степени справедливо - почитать и праздновать память добре подвизавшихся, но что это еще и весьма полезно, поскольку такое почитание согревает души верующих и побуждает их к подражанию. Чтобы подтвердить истину сказанного, не надо далеко ходить и искать, где празднуется память новомучеников без официального разрешения Великой Церкви. Вот даже сегодня в храме св. Георгия празднуется память мученика Феофила Закинфского [4], службу которому составил сразу же после его кончины мудрейший Георгий Корессий [5], во дни которого этот мученик пострадал. После него впоследствии пострадал Никита Низирский [6], и присутствовавший при его кончине учитель Афанасий Ивиритис, он же Линдосский [7], ставший очевидцем его подвигов, сразу же составил ему службу и много лет затем совершал празднование дня его памяти в храме св. Николая «на Болоте», как об этом свидетельствуют многие люди, достойные доверия. Я удивляюсь твоему преподобию, как ты не привел эти примеры, чтобы заставить молчать тех, кто говорит противное истине. Ведь они некомпетентны относительно канонического церковного порядка по сравнению с теми мудрейшими мужами, о которых я упомянул, т.е. по сравнению с Корессием и Афанасием. Одинаково с этой нелепицей высказывается и тот твой знакомый, который дерзает говорить, что отрекшиеся от веры, но искупившие свой грех мученической кровью, не есть мученики. Но, как кажется, те, кто так думает, ставят ни во что суждение Вселенской Церкви, а, будучи развращенными, хотят утвердить только свое собственное мнение. Неужели же, по их мнению, ни Иаков Персидский [8], ни Мейракс Египетский [9], ни Панхарий Римский [10]  и бесчисленное количество других мучеников - не святые, и Церковь не ведает, что творит? Да не увидит славы мучеников тот, кто лишает мучеников божественной славы!

Все это я написал тебе сейчас, потому что ты мне рассказал о приключившемся с тобой. Я же и раньше много и писал и говорил на эту тему.

13 мая, 1801 г.
______________________________

[1] В эпоху турецкого владычества Великой Церковью обычно именовалась кафедра Константинопольского патриарха.

[2] «Томос любви» - известный на Востоке сборник догматического и полемического содержания, составленный патриархом Иерусалимским Досифеем.

[3] По всей видимости, речь идет о монастыре Филокалу в Салониках, в котором патриарх Филофей был игуменом до своего патриаршества.

[4] Пострадал на Хиосе 24 июля 1635 г.

[5] Георгий Корессий (1570-1659/60) - один из наиболее значительных греческих писателей и ученых XVII в. Жил на Хиосе.

[6] Пострадал на Хиосе 21 июня 1732 г.

[7] Т.е. с острова Линдос в Эгейском море.

[8] Пострадал 10 апреля (ок. 380 г.). в гонение персидского царя Шапура II.

[9] Пострадал 11 декабря (ок. 640 г.) в Египте.

[10] Пострадал в Никомидии 19 марта (ок. 302 г.).


Афанасий Паросский

Previous post Next post
Up