Читаю тут статью Афиногенова в ПЭ о Георгии Амартоле (опубликовано:14 января 2011г.) и вычитываю: "существование у противников иконопочитания какой бы то ни было разработанной системы богословских взглядов до сих пор не доказано (хотя часто подразумевается a priori
(
Read more... )
И Баранов тоже не историк, а философ. Он диссертацию защитил совсем недавно, в 2010 году ("Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества"):
http://www.dissercat.com/content/filosofskie-predposylki-ideologii-vizantiiskogo-ikonoborchestva
Когда все занимаются не своей специальностью (филологи историей, а философы теологией), не удивительно, что так получается :-) Да и невозможно сейчас прочитать все работы даже по одной теме, их слишком много.
Reply
Reply
Reply
Хуже для него другое: что он светский учёный, а для данной темы это не очень хорошо - нет достаточной свободы исследования. Светский догматизм мешает.
Reply
Правда, с тех пор, он, кажется, сошел в какой-то степени с этих позиций - по кр. мере в сборнике Лидова в комм. к переводу слова о перенесении мощей Феодора Студита он признал, что как Мефодий ни пер на студитов, а ничего у него не вышло, они так и не сдались.
Другое дело, что он византийцам приписывает слишком много светской мотивации в ущерб церковной, вплоть до того, что якобы для патриархов была не догматика важна, а церковная независимость от иконоборческих императоров. Это да, есть такое.
Reply
Не было там никакого цезарепапизма, этот термин вообще другое означает: не зависимость церковной власти от светской, но скорее вид теократии.
Если бы монашество изначально подчинялось епископам, то студитов можно было бы упрекнуть в непочитании начальства. Но ведь это было не так. Епископы нуждались в поддержке монахов, а не наоборот. Монахи отлично бы и без них прожили.
Reply
если человек столько лет занимается иконоборчеством и претендует о нем все знать и писать статьи в энциклопедии (хотя бы и в православную), то должен следить за литературой. тем более, что в принципе ему об этой диссертации было известно, раз его даже оппонировать приглашали, как выяснилось.
Баранов в 2010 уже второй диссер защитил, а не первый, первый был давно и именно по богословию.
Reply
Это библиография Афиногенова. Там сплошь филология и классическая лингвистика. Немножко церковной истории. А статьи в ПЭ только биографические, я таких за день могу больше написать, чем в этом списке, а Каждан писал для ODB их сотни. Да и не совсем научное издание эта ПЭ, тут нельзя так строго оценивать качество.
А теперь посмотрите список своих работ. Много там французской филологии? Не очень :-) Как может она мешать заниматься историей?
Reply
если Вы можете за день написать столько статей (в чем я, уж простите, сомневаюсь, не так уж это просто), так чего ж не пишете? и что Вы вообще пишете, или это государственная тайна? уметь быстро найти в интернете кучу сведений по какой-н. теме это еще не есть научная деятельность.
я фр. филологией не занимаюсь вообще, но у Вас первоначально речь шла не о занятиях ею, а просто о том, у кого какие дипломы, так что я не понимаю, при чем тут это.
Reply
Reply
Reply
У меня понятие такое: историк не должен копаться в текстах при помощи филологических/текстологических/литературоведческих инструментов, как это постоянно делает Афиногенов. Ему (историку) надо дать критические издания источников, а дальше он знает, что делать.
Вот посмотрите текст (он небольшой):
http://janaberestova.narod.ru/istmetod.html
Участие филолога там в основном на первом уровне исторического исследования.
Reply
Reply
Reply
"если бы Афиногенов был историком (а он таковым не является), то он бы не использовал филологических методов, а при необходимости ссылался бы на работы специалистов по филологии"
А это... гхм... знаете... перл.
Reply
Reply
Leave a comment