абзац

May 29, 2012 18:10

Читаю тут статью Афиногенова в ПЭ о Георгии Амартоле (опубликовано:14 января 2011г.) и вычитываю: "существование у противников иконопочитания какой бы то ни было разработанной системы богословских взглядов до сих пор не доказано (хотя часто подразумевается a priori ( Read more... )

наука, Византия, и так тоже бывает

Leave a comment

algol65 May 31 2012, 12:46:41 UTC
Да сколько угодна там филологии. По списку:

1. К кому обращена апология Татиана?// ВДИ 1 (1990), с.167-174.

Филология. Выяснение авторства и окружения автора относится к критике источника.

2. Об одном малоизученном явлении в истории византийской литературы (патриарх Мефодий и его "кружок") // Балканские чтения, 1, М., 1990, с. 70-71 (резюме доклада).

Филология. То же, что и в 1.

3. Представления Георгия Амартола об идеальном императоре // Византийские очерки. М., "Наука", 1991 с.163-183.

Филология. Выяснение взглядов автора тоже относится к критике источника.

4.Композиция хроники Георгия Амартола// Византийский Временник52 (1991), с. 102-112.

Филология. Автор сразу же удивляется, почему это хронику Амартола всегда рассматривали только в качестве исторического источника, причём ценность имеет только период 813-843 гг., и почему никто так и не догадался провести литературоведческий анализ. И сразу делает предположение, что популярность хроники можно объяснить тем, что это именно литературное произведение. Собственно исторической информации там немного. А дальше пошёл анализ.

17. Об идейно-политической ориентации хроники Георгия Амартола // Византийские Очерки. М., "Индрик", 1996, с. 88-96.

Выяснение политической направленности автора и выявление его мировоззрения относится к внутренней критике источника. Филология.

24. Патриаршество св. Мефодия I (843-847): борьба за преемственность в византийской церкви //  Византийский Временник 57, 1997, с. 130-156.

На первый взгляд, церковная история. Однако же если заглянуть внутрь, то там полемика с Даррузесом по поводу интерпретации различных фрагментов жития Мефодия. С кем отождествить оппонентов Мефодия, как перевести оптативный условный период (как предположительную ситуацию или реальное будущее время).

35. The Date of Georgius Monachus Reconsidered// BZ 92 (1999) p. 437-447.

Отвергается старая датировка хроники (не раньше 866 и возможно после 872) и доказывается новая (844-845 гг.). Определение происхождения источника включает в себя и время его составления, что относится к его внешней критике. Нефилологический аргумент там только один, да и тот принадлежит Шестакову: крайне враждебное отношение автора к Фоме Славянину указывает, что тот был его современником.

39.Переводы как основа для реконструкции раннехристианской литературы: методологические проблемы на примере славянских переводов // История древней Церкви в научных традициях XX в. СПб, 2000, с. 37-39.

Установление первоначального текста, а также его реконструкция также относится к филологии.

55. Что погубило императора Льва Армянина? (история и мифы) // Мир Александра Каждана. СПб, «Алетейя», 2003, с. 194-222.

Автор опровергает своих предшественников, излишне доверявших источникам и на их основании делавших вывод о порочном Михаиле II, из властолюбия убившего своего благодетеля. И опять нападает на нелюбимого им Феодора Студита, стараясь доказать, что или он, или близкие к нему люди сочиняли памфлеты, очернявшие Михаила. Причиной он выставляет то, что аристократические кланы потеряли своё влияние на политику в результате смены курса Михаилом в первой половине 821 г.

Много спекуляций, гипотетических конструкций и недостаточно обоснованных предположений, так что не очень убедительно. Автор оправдывается состоянием источников и информационными завалами, однако же это не повод фантазировать.

Reply

mon_kassia May 31 2012, 18:22:26 UTC
У нас с Вами, видимо, разные понятия о филологии.

Reply

algol65 June 1 2012, 20:11:30 UTC
О, да :-) Филология - она очень разная бывает.

У меня понятие такое: историк не должен копаться в текстах при помощи филологических/текстологических/литературоведческих инструментов, как это постоянно делает Афиногенов. Ему (историку) надо дать критические издания источников, а дальше он знает, что делать.

Вот посмотрите текст (он небольшой):

http://janaberestova.narod.ru/istmetod.html

Участие филолога там в основном на первом уровне исторического исследования.

Reply

mon_kassia June 2 2012, 08:57:06 UTC
Вы только что сказали, что А. не историк, а теперь говорите, чего он не должен делать как историк. Странно. По мне, он делает очень интересные и нужные вещи. А критические издания это дело как раз текстологов, лично мне сами по себе издания не интересны, равно как и текстология сама по себе. Мне интересно то, что можно вытащить из текста любыми методами, в т.ч. филологическими, как можно его понять, истолковать, и как на его основе можно реконструировать реальность. А просто изданный текст это мертвый текст, он ничего никому дать не может, это основа для исследований, не более того, и вовсе не дело историка издавать тексты. Дело историка - на основе текстов реконструировать историю как можно ближе к реальности.

Reply

algol65 June 2 2012, 18:20:22 UTC
Афиногенов - не историк, так как:
1) не имеет профильного образования, а является классическим филологом;
2) является преподавателем филфака МГУ и профессором кафедры византийской и новогреческой филологии;
3) в публикациях использует исключительно филологические методы и немножко лингвистики.

А что не должен делать историк - это к Афиногенову как раз не относится. Там было сказано, что если бы Афиногенов был историком (а он таковым не является), то он бы не использовал филологических методов, а при необходимости ссылался бы на работы специалистов по филологии. Текстология и историко-филологическое комментирование приведены только для примера. Историко-филологический комментарий - обязательная часть критического издания и, как ясно из названия, совместный продукт историков и филологов.

А с Кассией ситуация совсем другая. Я не обобщаю выводы для конкретного филолога Афиногенова и не распространяю их на Кассию. Её научные заслуги надо изучать и анализировать отдельно :-)

Я к чему всё это написал? Историк Кассия предъявляет к филологу Афиногенову требования, которые он просто не способен выполнить. А именно стать специалистом широкого профиля и читать, а главное понимать публикации, относящиеся к разным специальностям. Нет у него Ваших способностей и мастерства.

Reply

messala June 4 2012, 14:36:33 UTC
Разделение на филологию и историю (по крайней мере в области древностей) - не такое уж давнее новшество, причем скорее вредное. Вон Вы, скажем, почему-то любую работу с текстами (источниками) записываете в филологию, а что у Вас остается делать историкам, не очень понятно.

"если бы Афиногенов был историком (а он таковым не является), то он бы не использовал филологических методов, а при необходимости ссылался бы на работы специалистов по филологии"

А это... гхм... знаете... перл.

Reply

algol65 June 4 2012, 19:05:04 UTC
Ну вот, Вы сами и доказали, что филологи не знают элементарных вещей, знакомых студенту-историку младших курсов по курсу источниковедения :-) .

1) Исторические источники не ограничиваются только текстами.
2) Не всякий текст является историческим источником, но только введённый в научный оборот. Для того и предназначены критические издания текстов, чтобы историк не занимался тем, в чём он мало смыслит.

Как же их можно допускать к серьёзным историческим исследованиям? Никак, только к уровню 1 (повторю ссылку):

http://janaberestova.narod.ru/istmetod.html

На уровни 2-3 их можно приглашать только в качестве экспертов в случае необходимости. А уж уровень 4 (энциклопедии и обобщающие работы по итогам многолетней научной деятельности) - без них; в этом празднике участвуют только историки, всё это время занимавшиеся соответствующими темами.

Уточнение: Православная Энциклопедия навряд ли относится к высокой науке. Там филологам можно :-) Я о приличных изданиях вроде ODB, RE или OCD.

Ну и было московское МИФЛИ и ленинградское ЛИФЛИ, выделенные из местных университетов и потом возвращённые обратно? Что они от этого выделения выиграли? Да ничего, упала у нас гуманитарная наука ниже некуда - вот и весь результат.

МИФЛИ за 11 лет выпустил всего лишь 32 аспиранта и 230 студентов. То есть получилось на 1 профессора и 2 доцентов начального состава МИФЛИ выпущено по 1 аспиранту. Даже простого воспроизводства не произошло.

Не перл, а реальное положение дел. Историки сейчас настолько завалены информацией, что расширять кругозор за пределы своей специальности у них возможности никакой. Не успевают читать публикации и изучать источники даже по узкой теме. В результате страдают обязательные в начале публикации историографические введение: кто раньше писал по той же теме, как они друг друга критиковали и чем дело закончилось. Это нужно для того, чтобы потом доказать новизну и актуальность своего шедевра 8)

Я потому за Афиногенова и заступаюсь. Не по силам ему выполнить квалификационные требования Кассии к мегавизантинисту. И в силу его некоторой рассеяности и склонности к мечтаниям, и по внешним обстоятельствам.

Reply

messala June 4 2012, 19:19:51 UTC
Все понятно, спасибо.

Reply


Leave a comment

Up