Как флагман частного капитала доил империю в 1МВ.

Mar 23, 2024 11:23





Не имея возражений по сути, радетели булкохрустной империи и «эффективного» капитализма «в бессильной злобе» опять сподобились лишь на пустые негативные оценки моих взглядов. Факты и цифры из книги Сидорова «Экономическое положение России в годы первой мировой войны» напрочь проигнорированы за невозможностью их оспорить. Зато повторены сказки о большевиках, что-то «укравших» у царя-батюшки. Как часто бывает у неучей, истинные могильщики Российской империи остались без внимания. Если кто и обворовал монархию, воспользовавшись 1МВ для развала отечества, то это «временные» из буржуев к радости своей и союзников по Антанте.

Что же не устраивало частный капитал в жизни родины? Предложу одну из причин: та самая ответственность за воровство, хотя именно её на словах просили либерал-демократы для правительства у монарха. Мир - это война, свобода - это рабство. Право безнаказанно наполнять свой карман требует своей власти. Некоторые доводы - снова из вышеупомянутой книги.

Путиловский завод (точнее, группа кампаний) вполне заслуженно числился флагманом частного бизнеса империи. Но через 13 месяцев после начала 1МВ проверяющие инспектора от особого совещания (ОС) Кривошеин и Гагарин поодиночке дали отрицательный отзыв на труды правления завода и положительный о работе инженеров. Поневоле обозначилась оценка «эффективности» работы менеджеров даже в привилегированных условиях и при избытке заказов.



Оправдываясь, Путилов большие простои, недопоставку 30% годового плана орудий и снарядов (это во время войны!) объяснил так:

«Когда заказанные станки не доставляются, привозимые из-за границы машины оказываются без отдельных нужных частей, когда уголь не доходит в достаточном количестве и постоянные мобилизации уменьшают ряды опытных рабочих, невозможно ручаться за своевременность заказов».

Цитата от «рафика, который сам ни увиноват ни в чём», ни за что не отвечает, но прибыль прихватизирует, прэлестна иформативностью. А мы можем её сопоставить с настоящим и задуматься о сходстве. Ей богу, «печально я гляжу на наше поколенье»… Путилов изложил детали в одном флаконе:

1. Недопоставки оборудования из-за границы, знакомые и нынче. Как их не называй, играя словами, но санкции партнёров или такая помощь союзников успешно вставляют палки в колёса страны.

2. Разбалансированность экономики, недостаточность мощностей предприятий и транспорта. Лозунг «что понадобится, купим за ресурсы у партнёров» придуман не гайдаром. Запасы на чёрный день от «не эффективного» СССР тогда ещё не образовались. Отсюда и проблемы у «передовой, лидирующей» местами империи...

3. Удивительно «прозорливая» работа чиновников государства, легко и патриотично отправивших под пули крайне малую профессиональную прослойку рабочих с предприятий. Как много параллелей «чудных» готовит просвещенья дух...

Дебаты разделили комиссию ОС надвое. Одни оправдывали Путилова с управленцами и причисляли завод к числу наиболее справных. Другие требовали немедленно перевести под госконтроль важное, но больное предприятие. Оно при основном капитале в 25 млн. оказалось должно 108… Критики вскрыли явную зависимость Общества «Путиловский завод» от банков, что лишь по краткосрочным кредитам увеличивало расходы предприятий на 7 млн. Русско-Азиатский банк ростовщически получал 10-16%. Долг объединения делился так: 47,7 млн. - по авансам госказначейству; Госбанк - 11,3; Частные учреждения - 23,6; Разные лица и учреждения - 25,7.

Завод выполнял орудийные договора с сильным опозданием, чреватым гибелью людей на фронте. На основании убийственных фактов предлагали разумное. Так банки часто поступают с должником. Раз, больше всего средств вложила казна, она и должна управлять заводами. Только войти в прямое руководство, а не отобрать! Частные акционеры от секвестра не пострадают. Страна сохранит миллионы, что вместо прибыли банкам пойдут на развитие производства. Как же-с...

Интересно, что Стахович оправдывал управленцев завода тем, что у них срыв поставок меньше, чем у Виккерса и американских фирм. И снова наблюдаем засилье присосавшихся партнёров, как отложенный эффект мирового разделения труда, полезного для всех, кроме нашей, слегка «суверенной» и хлебосольной империи...

А Марков указывал, что правление отказалось выплачивать рабочим жалованье… Разве в ходе войны это не «раскачивает лодку» и не тянет на примерное наказание, хотя бы схожее с таковым за антивоенную пропаганду (что тогда, что сейчас)?

Шингарёв клеймил банки за безответственность, но чрезвычайную могущественность. Прям, как у нас нынче. Прибыль гребут лопатой, ссужая госденьги. Пеленают производство долгами, агрессивно скупают по дешёвке и под шумок всё, что подвернётся... Как с таким кредитом (ставкой ЦБ) выжить, а не то что развиваться?

В результате продолжительных дебатов победителями, всё равно, оказались банки. Голоса комиссии поделились поровну. А председатель отменил огосударствление… Минфин сразу вынужденно выделил 10 млн. кредита «заплатой» на зарплату и за поставки другим заводам…

Один из главных аргументов, звучавший из уст председателя, знаком и нам сегодня: боязнь испугать… промышленников. Какие они в трудные времена пугливые, а не патриотичные.

Естественно, подобные методы спасения банкиров, а не производства, ничего не выправили в долгую. Дело дошло до забастовки «пролов», которая продолжалась весь февраль 1916. Политические требования добавились к экономическим, а к ним простои…

Полная безысходность достигнутого доказала недюжинные «умения» управленцев и «верность» решений в пользу финансистов. И тут завод совершенно непоследовательно секвестировали, дабы частнику и банкирам не отвечать за навороченное. Расценки рабочим увеличили, чтобы они пахали, а не бузили.

Если на этот случай смотреть системно, то хорошо видна очевидная неэффективность косвенного государственного управления частными предприятиями при капитализме. Даже лучшими… Лебедь, рак и щука имеют разные устремления.

Удивительно, но война не очень улучшала дисциплину выполнения договоров. Царицынский артиллерийский завод должен был запуститься не позже сентября 1915 (часть цехов даже в феврале). Но пеняя на войну (!), правление перенесло срок готовности завода на декабрь, хотя ещё летом приняло заказы на 3-дюймовые орудия. Нет на такое безобразие товарища Сталина?

В январе 1916 проверяющий Дроздов обнаружил (!) «недооборудование сталелитейного и кузнечного цехов…», что не позволило заводу приступить к выпуску продукции. Постройку сталелитейного уже планировали закончить к концу 1916. В качестве репрессии управленцы снова подверглись критике. Они, по мнению проверяющего, не принимали никаких энергичных мер. А кто из них был способен на это? Часть правления, как обычно, представляла крупнейшие банки, которые были озабочены только своими интересами...

Резюме. Разговор идёт о самых передовых капиталистических частных производствах России. У меня никак не складывается в голове картина, как страна с такими лидерами экономики могла в тяжёлые годы войны выстоять и, тем более, опередить конкурентов, стартуя позади них...

1МВ, экономика, управляемость экономикой при капитализме

Previous post Next post
Up