Продолжим знакомство с книгой Сидорова «Экономическое положение России в годы первой мировой войны» (предыдущие «серии»
1,
2,
3). Он пишет: «Опыт двух лет мировой войны показал промышленную и военную слабость России и огромную зависимость русской армии в боевом снабжении от союзников и Америки… обращаться за границу за всем, начиная от подков и сапог и кончая тяжёлой артиллерией, автомобилями, моторами для самолётов, станками, металлами.»
Поймите меня правильно. Если жить в глуши и не лезть в мировую политику или, как «цивилизаторы», загребать жар жизнями чужих народов, то скорость развития важнейших отраслей и внедрения хайтеха не так и важна. Гордитесь на здоровье лидерством в экспорте пшеницы или масла. Но зачем воспевать империю Николая 2, как образчик для подражания?
Даже Сухомлинов оправдывал свои грехи отсталостью экономики России и огромным влиянием иностранных капиталов, мешавших вооружить армию и развиваться самостоятельно.
В декабре 1915 наиболее чётко об ошибочности курса правительства на иностранные заказы в особом совещании (ОС) заявил Литвинов-Фалинский в докладе «О мобилизации русской промышленности». Стремление не качать лодку приводило к тому, что и программа Маниковского в ГАУ для снижения зависимости предлагала лишь расширение строительства казённых заводов, хотя они не доказывали своей конкурентности.
В высших сферах уверенно витало мнение, что наши капиталисты не способны организовать и развернуть сложные и дорогие производства. Но и Маниковский, и комиссия считали очевидным, что цены казённых заводов были значительно ниже частных и, тем более, заграницы: «…именно в следствие отсутствия своих заводов и необходимости прибегать к помощи заграницы мы и оказались столь беспомощными и не подготовленными во время настоящей войны». Он нисколько не идеализировал союзников и не верил их словам и щедрым посулам.
Ничего не меняется под капиталистической луной. Фирма Виккерс очень хотела построить на государственные деньги частный завод, чтобы свою прибыль привязать к заказам армии. Для этого выбрали толкачей Балинского и Утина. План подразумевал строительство и закупку оборудования Пратт и Витнеи на авансовый платёж за первую партию продукции. Чтобы на всё хватило, стоимость винтовки заложили в 1,5 раза дороже государственной. Поэтому власти решили отказать и построить самим второй казённый завод.
Патроны в огромном количестве заказывали в Англии и США. А у себя завод решили построить только в марте 1916. Все станки закупали за границей. Задержка запуска объяснялась противодействием синдиката, удерживавшего завышенные цены на медь, мешавшего выпуску латуни и мельхиора на казённом заводе. Так конкуренция двигает производство.
Можно перечислять в таком духе массу разноплановых примеров поиска быстрых и «выгодных» решений текущих проблем за границей. Или с пафосом рассказать об единичном успехе внедрения первого в мире производства взрывчатых веществ на базе получения азотной кислоты путём окисления аммиака из коксовых печей с платиновым катализатором. Что точнее отразит системное состояние экономики России?
Порох - яркий лакмус «эффективности» хозяйствования царских чиновников и буржуазии. Селитру для его производства завозили из Чили. За 5 лет до начала войны зав. хим. лабораторией инженерной академии Горбов подал докладную записку, где советовал: «в предвидении войны на западной границе иметь возможность добывать селитру или азотную кислоту в России…». Он предлагал построить завод на р. Суне в 1910. Лишь спустя 8 лет министерство частично реализовало проект в виде опытного заводика.
Годовая потребность пороха в 1916: 0,8 млн. пуд. - дымный, 7,5 млн. - бездымный. Наши заводы производили - 40% и 18% соответственно. Даже с учётом запланированного строительства ещё двух с окончанием в 1918 потребности в бездымном не покрывались и в половину. Значит закупки за границей подразумевались изначально и на постоянной основе! Тогда почему опережающе не развивали транспорт и пути сообщения?
Как монархия и буржуазия расставляли приоритеты, распределяли средства и прибыль для увеличения суверенности производства базового компонента обороноспособности страны?
Нельзя сказать, что элитарии не понимали проблем государства. Но все действия были недостаточны в объёме и бесконечно запаздывали. Например, ГАУ предложило в Туле построить завод по изготовлению особо точных станков. Потребность на ближайшие 5-6 лет рассчитали в 15-20 тысяч на сумму 40 млн. рублей. Казалось, это первый робкий шаг в направлении создания своего точного машиностроения. Но случился он только на бумаге… Лишь в 1916 приступили к строительству небольшого производства алюминия. До войны оптические приборы и стекло закупали в Германии. Подготовительные работы по созданию двух заводов начали в 1916 в Изюме. Этим и ограничились.
Подавляющее большинство предприятий планировали к вводу в 1918-20 годах. Дороговизну издержек военного времени тоже осознавали. Но что помешало сместить начало работ к 1912-13 или ранее? Ситуация в суверенной вооружённости могла быть иной.
Как видим, проблема России была в недостаточной эффективности управления и темпов развития, которые накладывал и строй. Недаром резкое смещение акцентов с личного обогащения на развитие страны в СССР дало
невероятные результаты буквально за 10 лет.
Отсутствие широкого фронта развития всех отраслей, не создавало и повсеместных компетенций и точного выбора прорывных задач у военных верхов. Никто серьёзно не пробивал производство самолётов, танков и бронированных автомобилей. В программе перспективного (!) развития военной экономики отсутствовало строительство мощного пулемётного завода. Артиллерист (!) Маниковский не заложил постройку производства тяжёлых калибров…
Одним словом, программа ГАУ даже в будущем не освобождала страну от иностранной зависимости и в главном, и во второстепенном. Она - прекрасное историческое свидетельство реального состояния высокотехнологичных отраслей царской России.
Несколько слов о металлургии. Общее производство металла (без Польши) сократилось. Особенно значительно упала выплавка чугуна. Недостаток металла на рынке в 1915 привёл к резкому росту цен. Летом обнаружили нехватку рабсилы в рудной отрасли и металлобработке. Пошли телодвижения по привлечению труда военнопленных, китайцев и женщин, что снизило производительность из-за их квалификации.
К началу 1916 к топливному и транспортному «голоду» добавился ещё и металлический, заставив заняться регулированием и этой отрасли. Был создан свой комитет при ОС. На Мышлаевского взвалили обеспечение военных заводов металлом. Заводчики по прежнему выполняли сначала выгодные заказы, тормозя более важные. Комитет вынужденно предложил остановить договора, не имеющие отношения к обороне. Цены на металл взлетели. Для удержания твёрдых цен грозили реквизицией продукции.
Плохая работа транспорта внесла и здесь свою лепту в дефицит и рост цен. Представитель Министерства путей сообщения признал: «в деле сокращения металлургического производства доминирующее значение принадлежит недостаточности транспорта». На заводах скопилось свыше 22 млн. пуд. готовых изделий. Но в это же время для уменьшения недостатка металла отпустили 30 млн. на его закупку за границей.
Я только не пойму, как его предполагалось доставить при коллапсе ж/дорог. Да, и такое латание дыр выглядело явно временной мерой. Член Госсовета В.И.Карпов: «Влияние, оказываемое на металлургическое дело расстройством перевозок, настолько велико, что… остальные… могут быть… отброшены из учёта».
Но антисоветчики будут молодым сосредоточенно рассказывать о строительстве великого Транссиба, не замечая его фактический недострой и в 1916. Порадуются дорогущему авралу прокладки в войну отсутствующей ж/дороги Мурманск-Питер. Забудут сообщить о том, что от Архангельска шла узкоколейка, явно не справлявшаяся с потоком доставляемых грузов. А они была крайне важны стране, зависящей от поставок из-за рубежа.
Вся работа управленцев походила на известное: вытащи нос - корма увязнет. Предлагалось, контролируя распределение недостающих металлов, уменьшить заявку минтранса на рельсы! Протесты размазали сокращение заявок по всем…
А Гучков и в октябре 1916 предлагал гасить кризис крупными заказами за границей... И правда: если в 21 веке у российских самолётов имеются трудности, то надо срочно всем авиакомпаниям попасть в зависимость от боингов и айрбасов. А потом от него освобождаться героическими усилиями и тратой бешеных средств. Такое впечатление, что некоторые никогда не смогут сменить подходы с лёгких посреднических на серьёзные производственные.
Можно сказать, что к концу 1916 подсчитанный полно дефицит великой державы в металле составлял 50%. Выступивший от ЦВПК Коновалов поправил и увеличил месячную недостачу с 8 до 10 млн. Указав, что в ближайшее время ждать рост российского производства не приходится. Другими словами во всех отраслях нарастал кризис и смягчить его можно было только попытками уменьшить потребление металла.
Естественно, решение ОС по обороне от 11.01.1917 видело «спасение» вне страны: «1. Поставить на обсуждение… междусоюзнического совещания вопрос о снабжении России металлами… 2. Просить министра финансов ускорить разрешение вопроса о новом японском займе… 3. Просить министра финансов… безотлагательно разрешить вопрос об отпуске валюты на 240 млн. рублей для заказов чёрных металлов за границей…» А средства на это предлагалось испросить у Англии и Франции. Но мы то помним, что все заказы, кроме печатания денег, заграница выполняла так себе и даже хуже…
Что аккуратно фиксировал Литвинов-Фалинский: правительство ставится в «положение, обязывающее принимать при заключении займов даже у союзников условия, не отвечающие ни достоинству, ни независимости страны...»
Состоявшаяся вскоре конференция дала отлуп-ответ: ввиду ограниченности морского тоннажа, слабой пропускной способности ж/дорог установить жёсткий лимит, исключавший поставки в заказанном размере.
В качестве резюме о качестве работы и согласованности действий российской элиты приведу такой факт. 12 декабря 1915 Особому Совещанию бывший военный атташе в Германии Михельсон доложил коротенькую «заметку о мобилизации германской промышленности». Генерал показал прекрасную осведомлённость и, в частности, заявил: «организация подготовки к войне Германии была нам вообще известна и чрезвычайного в ней нет ничего». А её успехи определены наличием хорошо подготовленных инженерных кадров, унификацией продукции, что облегчало её выпуск, и развитой мощной экономикой...