Сказки для взрослых или сказание о том, как я смотрел «Движение вверх».

Jan 03, 2018 14:07


Днями мне неожиданно довелось плотно приобщиться к современному кинематографу. Зомбоящик порадовал сказкой «Последний богатырь», а жена - походом на «сказку» с названием «Движение вверх». Давненько не попадал в залы, где громкость слегка болезненным давлением на перепонки мешает восприятию картины.



Телевизионный просмотр прошел именно в том состоянии и на тех децибелах, когда «находка» авторов, отправивших на сторону «зла» веками положительных сказочных героев, не сильно задела. Вяло подумалось о явном засилье среди киноподелок фантастики и фэнтези. Полезно ли это головам зрителей? Каникулы, сэр! - ответил мне мозг. Купание в грёзах виртуала - уместный десерт к новогоднему недосыпу и ещё не выветрившимся винным парам. 😊



Зачем мазать негативом давнего доброго героя русских сказок? На роль «зла» не нашли никого, лучше богатыря Добрыни. Хитрый умысел и отсутствие воображения только и могли отправить Кащея в положительные персонажи! Но современным художникам чёткость ориентиров не грозит: где право, а где лево, где «рай», а где «ад» есмь… Ищите сами. Кто найдёт, если способность зрителя мыслить оценена в 12+?

Думаю, не стоит сеять сомнения в значении сигналов светофора. Стоять надо на «красный», чтобы не умереть, а на «зелёный» топать. Когда-то лет 60 назад машин было мало. Но сейчас эксперименты с цветом таят аж до летальной недетскую опасность. Совет: на художественные вольности в жизни лучше не ориентироваться. Тогда и разочарований не будет.

Но это - сказка и в ней всякое случается. А почему вполне реальный случай из жизни СССР оброс мифами до степени, когда начинаешь сомневаться в своей памяти? Такое объяснимо лишь строгим конкретным заданием, полученным создателями.

В основе ленты «Движение вверх» - патриотичный и добротный материал об успехах советского спорта, победе над американскими баскетболистами сборной СССР на Олимпиаде 1972. Какая ещё тема нужна знающему, что это - лучший период в жизни моей Родины? Но выдуманные лживые эпизоды, как «ложки дегтя», портят представление молодёжи от «бочки мёда». 😊 Зритель не анализирует правдоподобие возникающих картин. Он впитывает захватывающий по-голливудски сюжет. Что ему внушают через детали?

Не опасно осовременивание баскетбольных сцен, где, аки роботы, качки с надутыми мышцами летают в слэм-данках над зоной «3-х секунд». Хотя в те годы баскетболисты скорее походили на дистрофиков, а не на штангистов. Не страшно, что в студенческом баскетболе США, формировавшем состав на Олимпиаду, броски сверху были запрещены. Авторы - не в курсе нюансов и, как обычно используют историю лишь в качестве «задника» для своих целей.

Но зачем придумали сцену, где штатовец в игре колет на глазах у «русских» себе (!) укол, после чего носится, будто колено превратилось у него в здоровое. Больные фантазии сценариста продолжились просьбой С. Белова к сопернику снабдить его этим снадобьем. Авторы не слышали о противостояния систем социализма и капитала, шпиономании тех лет? Нынче обыватель некритично и с интересом съест гниловатый киношный «фрукт» про 70-е, завлекательно упакованный, но исторически невозможный. Зато в напряжении держит фабула!

Страх повисает, когда в не менее идиотичном эпизоде, наши баскетболисты в кейсе врача сборной находят среди пузырьков направленный секретный микрофон. Щупальца КГБ вездесущи только в бездоказательных болезненных фантазиях авторов.

Им приснилось и запрещение вступать в брак для спортивной элиты в СССР. Тот же С. Белов был женат с 1966 года. Антисоветские мифы - важнее правды.

Судя по реакции зрителей, лента захватывает, подтверждая художественные качества картины. Тем важнее - идеология, которую несёт фильм «достоверными» деталями. Горький опыт учит: либеральные творцы вольно трактуют реальные факты. Конечно, эпохальная победа наших ребят в 1972-м пробуждает патриотизм и её не отобрать у зрителя. Позитив ностальгических эмоций приятен всем, кто узнаёт, что именно СССР первым обыграл «штаты» за 36 лет баскетбола на олимпиадах.

Но детали…

Полфильма сборная готовится к играм под тенденциозным присмотром авторов. Негативно подкрашиваются эпизоды, частью выдумываются подробности случавшегося с героями. Во всех возникающих проблемах, конечно, виноват социалистический строй. 😊

Моя неспортивная жена просто смотрела кино о больных детях и взрослых, попавших в неприятные ситуации. Картина её захватила, приоткрыв заодно остроту, обнажённую жесткость спортивных отношений. Я, будучи чуть лучше знаком с подноготной игры, чертыхался от несоответствия «варева» на экране моим знаниям и воспоминаниям. Постоянно натыкался на мелкие и крупные негативные «подтасовки». Зачем ещё и ещё неявно намекать на набивший оскомину лозунг: «в СССР побеждали вопреки, а не благодаря руководству и строю»? Чтобы молодежь наконец уяснила, что лишь личности, находившиеся в оппозиции к власти, «пробили стену» и добились результата. Так ли? Для опровержения этого посыла, мне хватило часа, который не нашли создатели.

У них все: руководство спорта, сборных, делегация на игры - конформисты, карьеристы в худшем смысле этого слова. К тому же, повсюду стукачи и тайно ненавидящие СССР. Но реальные факты из биографий героев переворачивают сюжет. В сборную собрали совсем не ангелочков. Руководство разного уровня их не выкидывало за любые проступки. Наоборот, кого-то воспитывали и растили в прямом смысле этого слова. Неоднократное нарушение законов отправляло в тюрьму и знаменитых спортсменов.

Правда не очень интересовала сценариста. Плохие чинуши и подневольные хорошие спортсмены - многократно изжёванный рефрен. Авторы его навязывают зрителю с упорством, достойным лучшего применения.

Почему руководитель баскетбола предлагает в качестве главного тренера не простого и колючего человека, хотя осознаёт, что может за это поплатиться креслом? Ответ очевиден и советскому чиновнику: почти все великие игроки и тренеры - сложные неуживчивые характеры.

Сегодня тасуют тренеров и без конца реформируют биатлон РФ, не достигая успешных результатов. В «ужасном» СССР вопреки идеям авторов уживались в спорте и результаты, и чиновники, у которых, если верить ленте, гордости и смелости не было, только подхалимаж и боязнь партийного руководства. Это противоречит фактам? Тем хуже для них. Поэтому один из чинуш ведёт себя в придуманных эпизодах, как трус и подлец, а в реальных, как друг тренера и ответственный руководитель.

Жившие в Союзе знают, что не только спортсмены везли для продажи из-за рубежа электронику и шмотки. Это случается и сейчас. Но авторы придумали тошнотворную сцену на таможне. Унизительно и бессмысленно шерстят всех, не найдя ничего серьёзного, на что никак не тянет убогий чемодан пряжи (!) у одного из баскетболистов. Правила никто не отменял. У спортсменов, как и везде, случались проблемы с таможней. Гротескно неприятные сотрудники - лицо всей службы? Мазнули и хоккей репликой: «почему хоккеистам можно завозить барахло вагонами?»

Один из руководителей якобы сознаётся тренеру, что он сам затеял «шмон». Зачем? Нехороший режим еще и издевается извращенно над спортсменами. Вот, вам и победа «вопреки»…

В жизни у некоторых баскетболистов случались не придуманные, а вполне серьёзные проблемы с провозом запрещённого. Не смехотворная библия или икра для перепродажи. Одна версия из интернета упоминала иконы, другая - оружие. Зачем выдумывать, если хочется правдивой таможни и не идеальных спортсменов?

В биографии Александра Белова, которому в 72-м был только 21 год, и вовсе имеется не презентабельный факт:

В 1969-м, едва попав в сборную Союза, во время едва ли не первого же выезда за рубеж, в Штаты, он вместе с Болошевым вляпался в историю в супермаркете… Историю замяли, оплатив товар и заручившись обещаниями полиции и администрации супермаркета не предавать ее огласке. Разумеется, следующей же ночью «Голос Америки» оповестил весь Союз о том, что самый талантливый молодой советский спортсмен был задержан после кражи в магазине… эта история, которая стоила бы карьеры любому другому, сошла ему с рук…»

Но страну и таможню тут никак авторам не обвинить.

Сценарий выдумал и антисоветизм Паулаускаса, «чудом не сбежавшего» из СССР и из команды прямо в Мюнхене. Он много лет был капитаном сборной и после олимпийского триумфа. В ВИКИ есть цитата, явно подчеркивающая нежизненность придумки: С 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам»[1].

Если бы авторы хотели интересных и глубоких реальных подробностей из биографий игроков, то их - полно! Забористые подробности для создания «жареных» эпизодов можно было почерпнуть в книге Сергея Белова. Но в них нет ничего плохого про советскую систему.

Ещё одна мелочь резанула. Авторы соорудили в виде машины с шашечками маленький Москвич 402, выпускавшийся до 1963. Их не было в такси Москвы в 1971. Конечно, всё объяснят акцентами, когда крошечный авто диссонирует с ростом баскетболиста…



Но, молодой зритель углядит лишь техническую отсталость СССР в сравнении с нынешней реальностью, завезённой с Запада.

Но и тут - откровенная негативная манипуляция, потому что Москвич несколько лет подряд выпускался на экспорт, причем около 50 процентов выпуска. Экспортировали его в такие страны как Франция, Бельгию, Скандинавию, Канаду, Англию, Мексику и в другие страны. Для стран с левосторонним движением выпускали «леворукие» модификации «Москвича», ...получил золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе.

В московском такси помню лишь «Волги», хотя нашёл и упоминания о двух пробных наборах 408-х и 412-х, но не 407-го.

Я не ставил целью запомнить все манипуляции и передёрги. Не ясно, зачем они в этом фильме вообще? Ведь, «антисоветчики» к концу перековались и превратились в дружную команду тех, кто ценил данное им страной и строем. Игроки вместе с чиновником в выдуманном эпизоде передают премиальные тренеру, что - вполне в духе советского понимания разной ценности денег и человеческой жизни.

Как по мне, легче оценить тот факт, что семьи Кондрашина и А. Белова требовали исключить некоторые выдуманные негативные эпизоды из сценария. Часть - выкинули (!), но, недостаточно по их мнению. Поэтому в картине тренер сборной не имеет реальной фамилии.

Справедливости ради замечу, что вторая половина фильма, где внимание сосредоточено на баскетбольной площадке, зритель воспринимает крайне эмоционально и позитивно. Но и тут не обошлось без обязательного гарнира из «труса-чинуши». Зачем ему уворачиваться от решающей игры, если, выйдя в финал, сборная и чиновники уже ничем не рисковали, выполнив поставленную реально задачу.

Знатоки утверждают, что Кондрашин не говорил публично о цели обыграть американцев. В СССР баскетбол не был столь популярен, чтобы внимание чиновников и публики вокруг него накалилось до экзальтации. Когда мы выиграли, это было событием для всех, интересующихся спортом, но не более. Зачем фильм о позитивном факте обставлен грязноватыми выдумками? Сам «Петрович» (Кондрашин) так в реальности отзывался об этой победе:

… та команда (США), что в 72-м перед Олимпиадой приезжала в Советский Союз и провела с нами серию контрольных матчей, была посильнее. Там была пара-тройка ребят, которые в одиночку могли решить судьбу матча. Но из той команды в Мюнхен не взяли никого. Да и вообще, я бы не преувеличивал значение той победы. Кого мы обыграли? Студентов! Сильнейшие-то баскетболисты Америки в НБА играют», - вспоминал Петрович. В этих словах не было ни капли рисовки, хотя Кондрашин ни в коей мере не принижал значения олимпийского успеха в Мюнхене.

Но нам сняли сказку для полувзрослых, кому втирают лубочные, упрощённые до нежизненности отношения и декорации. От того в фильме мы ездили на матчи в США, там напивались и дебоширили в барах. И реплики спортивных чиновников доведены до абсурда фантазиями автора: мол, баскетболисты разбазаривают государственные деньги… Зачем «пчёлам против меда кудахтать»: поездки за границу многими ценились в СССР, а не только спортсменами… 😊

Забавно: пропаганда хочет и «присуседиться» к успехам Союза и полить его одновременно лживым дерьмецом… «Кто более матери истории ценен», лакировщик современности или прошлого очернитель? Сразу и не сказать… Связь этих персонажей попробую раскрыть в следующем материале. 😊

ps

Видел документальный фильм «Три секунды» про наш великий баскетбольный финал. В нём - интервью с американцем, участником того матча. Он рассказывает, что сборную США закрыли на 26 дней готовиться к играм на военной базе Пёрл Харбор без права ее покидать. Но никто из комментаторов не фокусировал внимание на этом «унижении» свободных граждан США. Посмотрите нашу художественную ленту. В ней педалируются «тюремные условия» подготовки советских спортсменов. Да, и где она не педалируется в воспоминаниях либералов? 😊

движение вверх, манипуляции в истории, манипуляциисознанием, кино наш блокбастер движение вверх, кино

Previous post Next post
Up