Начало...
В лучших столичных и региональных вузах России растёт число студентов из небольших населённых пунктов, удалённых районов. По данным международных исследований, ученики наших начальных и старших классов добиваются хороших результатов и в гуманитарных, и в точных науках, да мы с вами это и видим по конкурсам, по различным универсиадам, которые проводятся в этой сфере. Всё это показатели качественных изменений в школьном образовании.
Если честно, то трудно комментировать столь разношерстную информацию, собранную в один абзац и призванную доказать качественные изменения в школьном образовании. Ну, посудите сами. В лучших вузах стало больше студентов с периферии. Больше в сравнении с каким периодом? На сколько больше? И это о чем говорит? Упал уровень образования в центральных городах в сравнении с небольшими населенными пунктами? Или система приема в вузы зависит от школьных оценок, которые легче завысить на периферии? Международные исследования говорят о том, что в начальных классах у нас есть успехи в точных науках? Это как? А мы с вами знаем только то, что школьники спецшкол именно центральных городов имеют некоторые успехи на международных олимпиадах. Как это коррелирует с повышением количества поступивших из малых городов в центральные вузы? Да, мы видим качественные изменения в школьном образовании, что в переводе соответствует вот какому тезису: российское школьное образование все дальше отходит от советского. Вот в чем качественность наблюдается. Но нам бы хотелось, чтобы росло качество образования в сравнении с советским, потому что прошло уже много лет тому. А как оно может расти, если есть вот такие цифры, которые показывают направление, в котором работает современный образовательный тренд. Естественно, что уменьшение количества школ позволяет проводить в них улучшения, о которых говорит президент:
Так, доля школ с современными условиями обучения выросла с 12 процентов в 2000 году (было всего 12 процентов) до 85 процентов в 2018-м. Но порядка 200 тысяч ребят всё ещё ходят в школы, где нет нормального отопления, водопровода и канализации.
Только за скобками остается вот какой вопрос: В 1991 году у нас было 69700 школ. В 2000 г. - 68100, в 2018 - 42000. Только за время правления В.В. Путина количество школ сократилось в 1,62 раза.
А 80% ликвидированных школ были сельскими. В результате средний радиус доступности сельской школы увеличился с 12,6 км в 1990 г. до 17,3 км в 2014 г. А наш президент на полном серьезе в послании рассказывает об общемировом увеличении скорости интернета, как о достижениях российской власти:
В 2006 году, напомню, при подключении школ к интернету ориентировались на скорость доступа в 128 килобит в секунду. Сейчас нужно 50 или 100 мегабит в секунду, то есть эта скорость должна вырасти минимум в 400 раз.
Не знаю, понимает ли он, что в мире есть более быстрый интернет, а решения, обеспечивающие скорость интернета, не имеют никакого отношения к нашему образованию. Как, впрочем, сомнительным выглядит и достижение, когда в школу ходят дети, чтобы там насладиться лекциями и уроками известных преподавателей, с которыми им никогда не придется встретиться. С чем трудно спорить, так это с тем, что в соответствии с веяниями времени
Должно меняться и содержание образования.
Вот только из послания не очень понятно, за счет чего это может происходить и что подразумевается под качественным образованием? И как улучшить качество образования, не за счет же вот этого «ноу хау»:
Предлагаю с 2020 года запустить аналогичную программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые захотят и переезжают работать в сёла и малые города.
Про увеличение финансирования, например, школ президент ничего не говорил. А ведь, школа работает не только на базе подросших доходов преподавателей, которые, правда, это увеличение дохода получили за счет и серьезного увеличения нагрузки. Рост нагрузки никак не способствует повышению качества подготовки к занятиям со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, в рамках национального проекта «Культура» целевым образом выделим более 17 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию сельских клубов и домов культуры и еще более 6 миллиардов рублей - на поддержку центров культурного развития в малых городах России.
Даже если все 23 миллиарда (менее 0,2% бюджета страны) истратить на строительство культурных центров, то сколько центров можно построить на такие деньги по стране? Только эксплуатация «ельцин центра» в год обходится в 6,5 млрд. рублей. Вот такие вот пропорции и распределения финансов в реальности, а не в посланиях.
Напомню также, что медицинские и образовательные организации освобождены от налога на прибыль. Однако эта льгота заканчивается 1 января 2020 года. Предлагаю не только сделать ее бессрочной, но и распространить на региональные и муниципальные музеи, театры и библиотеки. Это, кстати говоря, позволит им ежегодно экономить примерно 4 миллиарда рублей и направить их на свое развитие
Все-таки удивительна логика чиновников: они видят прибыль в школах и поликлиниках при всеобщем бесплатном образовании и медицине. Сами же финансируют образование и медицину, сами получают налоги с этого финансирования и сами же с барского плеча отказываются от налогов. Если честно, то это - какой-то абсурд, в который я погружаться не буду…
И, конечно, эта мера станет стимулом для частных инвестиций в культурные объекты на местах.
С чего бы это, господин президент? Размер прибыли бизнесмена обратно пропорционален культурной направленности объекта: бесплатное ТВ не даст соврать, потому что из часа вещания мы уже имеем треть рекламы, цели которой никак не заключаются в воспитании культуры и повышении образования населения.
Обращаю внимание глав субъектов Федерации: необходимо сохранить достигнутое соотношение оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой по экономике региона. Это очень важная вещь, коллеги. Я многократно, постоянно вам об этом говорю на встречах. Нельзя опускать эту планку.
А как сказанное президентом соотносится вот
с такими цифрами: Только в 11-ти регионах РФ из 85-ти доля з/п менее 15000 рублей составляет не значительную (менее 6%) от числа работающих в образовании. А вот в 51-м регионе такую зарплату имеет треть работающих. В 31 регионе зарплаты более 50000 рублей имеют не более 3% работников образовательной сферы. Можно предположить, что подобные зарплаты имеют только директора и руководящий состав образовательных учреждений.
В целом же по стране более 50 тысяч рублей в месяц получают всего 12,3 процента сотрудников образовательных учреждений.
В 2018 году в России средняя чистая зарплата сотрудников сферы образования равна 30 тысячам рублей, при этом по всем работникам по стране эта цифра составила 37,8 тысячи рублей.
Но и зарплата по экономике должна расти, должна повышаться. У нас более 40 миллионов граждан - это бюджетники, военнослужащие, неработающие пенсионеры - получают фиксированные доходы, и они должны расти не ниже уровня инфляции. Я прошу Правительство учитывать это в своей работе.
Как приятно, что президент просит правительство. А если оно не сможет или не пожелает? Наверное, президент пальчиком помашет или пожурит, потому что ответственность он не озвучивает. Вот такие у нас добрые отношения наверху. А если вдруг вы не согласитесь оплачивать изменяемые в соответствии с инфляцией налоговые поборы? Вас журить не будут. Вас высекут по всей строгости закона. Так что, все вслед за премьером или в бизнес, или в чиновники. Тогда доходов вполне хватит и на выплату налогов.
ps
Посмотрите еще раз, что же хотел и сказал президент про образование народа? Поневоле подумаешь, что широкое образование народа управленцам особенно и не нужно.
продолжение следует...