прориси Катарины Кляйн

Mar 08, 2023 19:56

Обещанное продолжение. Предыдущий-то постинг про розочки я запостила не с кондачка, а по веской причине. Подумала - вдруг кто-то не знает этих знаментитых роз, так вот вам предварительный ликбез.
А по-настоящему дело в том, что ангели Блошки порадовали меня не просто открыточками, а целым учебником по насаждению этих розанов, изданным ровно сто лет назад.



Он, правда, растрёпанный, потерявший несколько страниц и немножко испещрённый пометками, но таки есть чему поучиться.

Признаюсь сразу, что учебником я его назвала для красного словца, а в действительности это скорее техническое пособие. Он без текста и весь состоит из одних только образцов - и прорисей к каждому образцу. Это же иконы розочек - а иконы пишутся по прорисЯм, всё сходится.





Вот из таких парных картинок, цветной и контурной, состоит всё пособие.





Поворот влево, поворот вправо.





Головку вверх, головку вниз, плие, балансе, гран батман - .





Прориси выполнены, как видите, с известным графическим шиком и невероятной (немецкой) дотошностию. Интересно, что в линейную, а местами даже и тональную трактовку переведены не только контуры объектов, но и контуры различно освещённых зон, т.е. пятен (о чём у нас, кто помнит, недавноча был диспут и опросник, спасибо ещё раз всем там голоснувшим). Почему так - понятно: чисто контурные прориси всей этой травы имели бы вид нерасчленённой каши, в которой неприятно запутался бы даже и самый автор, не говоря уж о кобелирующих личностях копирующих дамах.

Вы скажете - тут и всё равно запутаешься, хоть с тоном, хоть без тона? пральна. Особенно когда вот это всё будет перенесено копирующей дамою на её превосходный лист акварэльного папира. Копирующая дама, уж мне ли не знать, - это особенное животное. Наделённое от диавола способностью, сводя под копирку что бы то ни было, едва заметно, на десятые доли мм, менять углы наклона, удлинять или укорачивать линии, сдвигать их туда и сюда, изгибать чуть больше или чуть меньше - и в результате получать - ещё до начала раскраски красочкой - уже изрядно изгаженный и потушенный рисунок. А уж что будет дальше, при раскраске, догадаться нетрудно.

Главный-то челлендж неподражаемых розочек Катарины Кляйн - не в дотошном и "точном" рисунке, не в "реализме" цвета, и даже не в чистоте его (что, кстати, для копирующих дам тоже составляет отдельный непреодолимый барьер), а совсем в другом.



Челлендж состоит в сбалансированности цвета и тона, в ритмической организации, в единстве композиции.



И учатся этому не через копирование, а только путём самостоятельного решения (всё усложняющихся) задач. Тому, кто в принципе уже способен организовать (по всем сложным правилам игры) в красивый пучок россыпь цветных пятен, не нужны костыли, не нужны чужие готовые контуры этих пятен. Тому же, кому нужны готовые контуры - они однозначно не помогут.

Уж не знаю, что это было со стороны Катарины Кляйн - бессознательный ли обман жаждущих научиццо розочкам или же обман сознательный, дидактическая ли наивность или холоднокровный коммерческий расчёт. Но альбомчик этот во всяком случае очень трогательный и эпошистый.

Я даже не удержалась от мастер-класса сеанса розонасаждения.







Угадайте с трёх раз, копировала ли я эти удобные и полезные прориси.
И вообще - брала ли в руки карандаш.

прошлый век, школа

Previous post Next post
Up