Френд
пишет -
«въ XVII в. русскій клиръ былъ весьма невѣжественъ въ вопросахъ богословія, сегодня, по-видимому, положеніе тоже не слишкомъ хорошо, но XVII в. сильнѣе отличается отъ XXI, чѣмъ богословскія познанія клира въ ту и другую эпоху».
По-моему, следует различать познания собственно богословские, познания общего характера и богословскую харизму.
У Отцов классического периода, например, по первому пункту был почти ноль, потому что христианского богословия до них почитай что не было. А зато по богословской харизме и по общенаучной-общекультурной подготовке у них были пятерки с плюсом.
А дальше весы, три вышеуказанных чаши весов, пошли колебаться и выделывать фигуры. А в какой-то момент, кроме, скажем так, абсолютной оценки, прибавился ещё и относительный пункт - как соотносятся оные три пункта, наблюдаемые в клире, с теми же пунктами, наблюдаемыми среди современных оному клиру мирян (-ок).
То есть, конечно, прошу прощения за оговорку по фрейду константность мышления, этот относительный пункт существовал всегда, а я хотела сказать - в какой-то момент соотношение изменилось не в пользу клира.
Уж во всяком случае по второму и третьему пунктам.
И вилка всё расширяется.