загадка Чернышевского

Jan 16, 2024 20:55

Внезапно подумала, что вот ведь - роман «Что делать?» вне всякого сомнения играл в тогдашних либеральных кругах роль Нового Завета (был императивно обязателен к прочтению, буквальному уверованию и следованию словом, делом и помышлением), но почему-то властям не было никакого дела до этой злой ереси. Срок Николаю Гавриловичу впаяли и вовсе не за ( Read more... )

параблагочестивые размышления, русские классики

Leave a comment

once_for_all January 16 2024, 20:31:17 UTC

Он же в Петропавловской крепости писал. Если пропустили на волю, то значит крамолы не нашли

Reply

mmekourdukova January 16 2024, 21:29:22 UTC
Тюремные цензоры, ясен пень, прохлопали. Цензор "Современника" за допуск романа к печати потерял место.

Судили автора уже после выхода романа в свет, когда уже было понятно, что это - бомба. А дальше стало ещё понятнее, роман запретили. А церковные власти так ничего и не заметили.

Reply

xoxlobandera January 16 2024, 22:44:44 UTC

Простите, какие церковные власти? Синод, члены которого назначались императором? Это скорее имперские чиновники, а не церковные власти.

Reply

mmekourdukova January 17 2024, 01:00:15 UTC
Да какая разница, называть ли власти чиновниками или властями. Если других всё равно не было.

Reply

wyradhe February 4 2024, 07:11:54 UTC
Его не могли бы наказать, покольку он свой текст подал в цензуру, и при этом текст не содержал ничего такого, за что судили бы в случае, если бы издание вышло без предварительной цензуры, но тоже по установленному законом порядку, а цензура его запретила бы постфактум . Изъяснение образа мысли, осуждаемого как вредный, в формах, не запрещённых законами, не каралось. А церковные инстанции, как мне кажется по своей инициативе вообще в то время ничего на эту тему не делали, по крайней мере по отношению к образованным, невозможно себе представить, как мне кажется, чтобы человека церковные инстанции не допустили к церковному обряду потому, например что он был явный атеист и они это точно знали. Отлучение , а точнее заявление о добровольном отпадении Толстого от. Православной Церкви только лишний раз подтверждает это правило, так как последовало через 15-20 лет после начала распространения приверженцами Толстого его запрещённых и напечатанных помимо цензуры сочинений, прямо отрицавших ряд догматов и установлений Церкви и обличавших ее ( ... )

Reply


Leave a comment

Up