К проблеме мифологизации истории.

May 01, 2013 12:02

Этот текст был написан примерно в 2010 году, когда я работал специалистом образовательного отдела ККИМК.

К проблеме мифологизации истории. На примере экспозиций Красноярского культурно-исторического музейного комплекса.

Как говорил Геродот, «Нет истории, есть истории». Нашему поколению довелось убедиться в правдивости этой фразы. Буквально на наших глазах вместе со сменой режима и официальной идеологии радикально изменился взгляд на историю России. Одни факты и цифры заменились другими, оценки событий и личностей изменились на прямопротивоположные.
То, что гуманитарные науки идеологически обслуживают те или иные политические силы - не новость. Так было в Советском союзе, так было в Российской Империи, так есть и сейчас.
Но на заре 21-ого века мы столкнулись с удивительным явлением: превращением истории в фарс. Массовая культура и философия постмодернизма готовы сделать шоу из чего угодно. Причём, от обывателя и не скрывают, что его обманывают, но делают это так ловко и ярко, что потребитель предпочитает весёлую и яркую ложь вместо обыденной правды.
Неплохим примером вышеизложенного могут послужить экспозиции Красноярского культурно-исторического музейного комплекса. Изначально комплекс создавался как Музей Ленина, это был большой пропагандистский проект, большинство экспозиций были связаны с личностью «отца мирового пролетариата», было собрано много исторических документов, экспонатов, созданы художественные композиции.
В 90-е годы Музей полностью сменил свою ориентацию. Большая часть площадей была освобождена под сменные выставки «современного»  искусства. Экспозиции, посвящённые Ленину и Октябрьской Революции, сохранились только на третьем этаже, но они были дополнены другими агитационными материалами, связанными с жертвами сталинских репрессий. Однако, и старые и новые экспозиции «красных залов» базировались на документальных материалах.
Со временем, музей стали заполнять экспозиции совсем другого толка. Например, неизменным успехом пользуются видео-работы Олега Суслова, совмещённые с макетами квартир, в которых жил Ленин. Благодаря оптической иллюзии действие как бы проходит в пространстве этих комнат. Персонажи короткометражек превращаются в Ленина, либо сам Ленин предстаёт странным многоголовым существом с лицами Сталина и Троцкого. Фильмы, бесспорно, увлекательные, но к реальной истории не имеющие никакого отношения.
Так же и выставка фотомонтажей Рината Волигамси «Неофициальный альбом», представляющих фантастическую биографию В.И.Ленина. Развёрнутые комментарии повествуют об участии Владимира Ильича, принявшего ислам, в поисках мистического артефакта и многих других вымышленных событиях.
Оба этих проекта неизменно привлекают внимание публики. Посетители куда охотней рассматривают чудеса цифровых технологий, чем реальные исторические экспонаты, как посвящённые прославлению русской Революции, так и нацеленные на её дискредитацию.
О чём это говорит? О том, что современный обыватель с лёгкостью отказывается от исторической памяти, меняет её на заведомую выдумку. Сознание, воспитанное массовой культурой, не в состоянии вместить сложность исторического процесса, вообще любое научное знание, оно предпочитает мыслить в формате видеоролика, сказочной саги. Все исторические деятели превращены в сознании обывателя в персонажей большого постмодернистского шоу, наделённых минимумом индивидуальных атрибутов и идеологических ярлыков.
Таким образом, речь ведётся уже не о той или иной идеологической окраске нашей памяти, а о добровольном отказе от памяти, как таковой.

статьи

Previous post Next post
Up