Эта статья была написана в 2011 году, но так и не была опубликована. Тем не менее, мне хочется представить её на суд моей немногочисленной аудитории.
Последнее время в наших левых кругах всё сильнее обретает популярность одна из звёзд перестройки, участник событий октября 1993-го Сергей Кургинян.
Чем берёт: кричит, ругается, сыплет умными терминами собственного изобретения. Этакий Кара-Мурза с хорошей дикцией. Не удивительно: Сергей Ервандович много лет руководит собственным театром и манипулировать аудиторией умеет превосходно.
Несмотря на то, что он любит рядиться в одежды оппозиционера, его охотно приглашают на телевидение все те, против кого он якобы борется (5 канал, суд времени; регулярно - в передаче «К барьеру!» В. Соловьёва и пр.).
Та часть населения, которой обрыдла телевизионная пропаганда, но которая при этом не в силах отказаться от телевизора, ликует: наконец-то трибуна предоставлена умному человеку оппозиционных взглядов, который не стесняясь в выражениях и не жалея воды в стакане поливает своих противников. В собственном «анти-шоу» - Кургинян даёт ответы на все вопросы. Он очень любит повторять обороты вроде «всё, что я говорю - это закон», «я - один из самых эффективных политических консультантов».
Свою «эффективность» в качестве политического консультанта Сергей Ервандович демонстрировал неоднократно. По какой-то таинственной закономерности, почти все политики, пользовавшиеся его услугами, очень быстро шли ко дну. В 1993-м он консультировал Руцкого и Хасбулатова, подстрекая их поскорее призвать народ к восстанию. Как известно, именно на этой провокации они и «погорели». Он сотрудничал с Коржаковым перед самым его увольнением, консультировал генерала Лебедя.
И никто не задал вопроса: а почему человек так стремительно «воскрес» после почти 20 лет относительного затишья? Почему его вдруг стали приглашать на центральные каналы буржуазного телевидения? Там ведь не идиоты работают, и своих откровенных противников они раскручивать ни в коем случае не станут.
Выступая перед всем Интернетом или по телевидению волей-неволей приходиться себя ограничивать, дабы не сболтнуть лишнего. Выступать же только перед «своими» - это совсем другое дело: можно расслабиться и поговорить начистоту.
Не так давно Кургинян приезжал в Красноярск, встречался со своими последователями и говорил, что называется, от души.
Аудитория была забита народом, восторженно ловящим каждое слово своего гуру. «Я знаю всё, у вас нет лучшего эксперта», - говорит Кургинян и рисует на доске «схему Ильи Муромца». Чем-то это напоминает знаменитую учебную аудиозапись "шизофазия". Вообще он обожает уснащать свою речь метафорами, символами, недосказанностями, намёками. Среди его последователей ведутся серьёзные споры о том, что Сергей Ервандович имел в виду под тем или иным термином, ссылаются на различные тексты Кургиняна. Причём упоминать на подобных собраниях других авторов считается дурным тоном. Зачем? Зачем что-то читать или делать самостоятельные выводы? Главное внимательнее ловить каждый вздох учителя. Сам он так и говорит: «Ищите учителей. Если у вас есть в городе хоть один интеллигент - пусть он вас учит». То есть задача думать самому больше не стоит.
Выступал Сергей Ервандович долго. Около четырёх часов. Так что даже самые стойкие и преданные стали ёрзать на стульях. Все эти четыре часа были наполнены ворохом идеалистического бреда, разбирать который я сейчас не буду. Меня занимало другое: почему же этого болтуна всё-таки пускают на буржуйское ТВ? Откуда столь резко возросшая популярность?
Я, в соответствии с марксистской методой, задался вопросом: интересы какого класса выражает Кургинян?
Главным своим проектом Кургенян объявляет борьбу с так называемой Десталинизацией. Под этим словом он подразумевает шельмование советского прошлого в средствах массовой информации. По телевизору (и не только) можно увидеть как передачи, документальные и художественные фильмы, шельмующие Сталина, сталинизм и СССР. Чего стоят только последние шедевры Никиты Михалкова или поделки Сванидзе. С другой стороны раздаются другие, пусть пока осторожные, голоса о «необходимости жёсткой руки», об успешной индустриализации, проведённой сталинизмом, победе в войне и т. п. И это уже не крайне маргинальные круги КПРФ или разнообразных сталинистских сект. Есть Вассерман с Гоблином, есть Кара-Мурза, есть Мухин, количество книжек которого на полках крупнейших книжных магазинов стремительно увеличивается, есть бывший декан истфака СпбГУ Фроянов, а, по слухам, в рядах вооружённых сил и спецслужб немало яростных поклонников Сталина. Появился и Кургинян - образованный (в отличие от Гоблина), умеет говорить (в отличие от Кара-Мурзы или Вассермана).
Согласно неофициальной но весьма навязчиво повторяемой версии, носителем «либеральной» идеи Десталинизации является президент Медведев, представителем противоположного крыла является премьер Путин. Государственная пропаганда создаёт впечатление назревающего между Медведвым и Путиным конфликта. Есть или нет реальные основания под конфликтом - не важно (я лично склонен считать, что оснований нет, и это просто уловка).
Зачем это властям?
Это создаёт иллюзию общественно-политической борьбы, иллюзию участия широких масс в важных идеологических дискуссиях. «Левые патриоты» проливают слёзы умиления, когда накануне годовщины Победы в ВОВ на троллейбусах рисуют портреты Сталина, либералы грозят «возвращением тоталитаризма». И вот эти бессодержательные препирания и конспирологические фантазии выдаются у нас за демократическое обсуждение.
Но дело не только в том, чтобы развлечь (отвлечь) обывателя, выпустив на сцену ещё одного краснобая. Давайте всё-таки вникнем в суть кургиняновской демагогии. Для этого обратимся к прочитанной им в Красноярске лекции. О чём шла речь?
Во-первых, Кургинян - империалист. По его собственным словам, главная задача России в ближайшие 20 лет - стать одной из трёх мировых держав. Другие страны, по собственному выражению Сергея Ервандовича «под нас лягут» и предоставят нам необходимое для модернизации оборудование. Россию он хочет видеть империей, а русских считает «имперским народом». То есть он приветствует мировое неравенство и международную эксплуатацию. Уже за один этот пункт Кургиняна можно причислить к правым и впредь не именовать леваком, как бы он сам себя ни называл.
Во-вторых, Кургинян - националист. Это также не позволяет ему считаться политиком левого толка. Сергей Ервандович охотно пускается в рассуждения о «будущем белой расы». Спасение белой расы он возлагает на русский народ: «Русские - последний живой народ белой расы. Американцы - полуживые». В чём же, по его мнению, заключается особое превосходство русского народа? Оказывается, в «способности творить чудеса». «Весь мир ждёт от русских чуда. А это именно то, что мы умеем». «У русских есть огромные перспективы, как только будут поставлены цели. А цель - духовное производство». «Особенность русских заключается в умении помимо мозга, ноздрями, чувствовать запах гари». И этот человек смеет негодовать по поводу забвения роли советского народа в разгроме фашизма! Сам рассуждает, как типичный нацистский демагог, о «возрождении великой империи», о «покорении слабых народов». Да попади он в свой ненаглядный сталинский СССР - мигом встал бы к стенке.
И, наконец, третье. Я долго ждал, когда же Кургинян заговорит об общественных классах, о взаимоотношении различных социальных слоёв, о неравенстве. И, наконец, Сергей Ервандович осыпал нас жемчугами своего глубокомыслия. Главную надежду в возрождении страны он возлагает на крупных бизнесменов. Видите ли, если буржуазия начинает сотрудничать с государством, то она превращается из «класса для себя» в «класс для народа»! Успокойся, нищий пролетариат, разжимай кулаки и роняй булыжники. Оказывается, крупный бизнес нам не враг, а главный соратник. И работаем мы с утра до ночи на олигархов ради собственной же пользы. И дворцы на берегу моря они себе строят исключительно ради блага государства.
В чём же заключается это «сотрудничество» с государством. Уж точно не в возвращении предприятий в государственную собственность. Чего уж там, лишь бы Сталина любили, а остальное приложится.
Точно такое же благосклонное отношение у «самого эффективного политического консультанта» и к чиновничеству. По его словам, «Единая Россия», заслуживает презрения, но ни в коем случае не расправы. Ибо она может пригодиться в борьбе против пресловутой Десталинизации. Кстати, он не против альянса с КПРФ и даже с Православной церковью. А упрекать эти структуры в воровстве и бюрократизме, по мнению Кургиняна, просто неприлично. «А то, что в «Единой России» воруют, так ведь везде воруют, не в этом сейчас дело, дело в том, чтобы нас завтра не перерезали китайцы». «А кто хочет раньше времени [то есть до проведения референдума против Десталинизации] выйти на площадь - пусть отправляется к Лимонову».
Вот так ненавязчиво Кургинян усмиряет народный гнев против озверевшего бизнеса и ожиревшего чиновничества. «Всё будет хорошо. Мы уже победили», - повторяет он.
Итак, на площадь нельзя, протестовать нельзя, что же можно? К чему же призывает Кургинян (кроме как внимать его речам)?
Голосовать. За Путина. Ибо тот, по заверениям Кургиняна должен вскорости «полеветь». Что в терминологии Кургиняна значит «полеветь», я сказать затрудняюсь. Наверное, это значит стать наёмным болтуном при крупном капитале.