Ключевая точка в отношениях

Feb 15, 2011 00:57

В любых отношениях (в личных, с начальством, с клиентами) наступает такая точка, когда вас что-то не устраивает. И тут большинство людей видит простой выбор либо ссориться, либо терпеть. Однако этот выбор, который обычно виден, это не выбор вовсе. Выбор в другом: между эффективным поведением и неэффективным.
Сначала давайте разберемся, почему ссориться или терпеть - это по сути одно и тоже. Когда вы ссоритесь - отношения портятся. Всегда найдутся люди, которые считают, что ссоры, споры и критика укрепляют отношения. Однако исследования и жизненный опыт пожилых людей легко опровергают эти утверждения. Всегда найдутся люди, которые считают, что если устроить скандал, сделать замечание или как-то наказать человека, то это будет важным уроком. Человек, которому сделали замечание, на которого наорали, которого наказали обязательно задумается и изменит свое поведение. Если бы это действительно работало, то непослушные дети и даже преступники-рецидивисты отсутствовали бы в природе. Одно или серия наказаний решили бы проблему раз и навсегда. Конечно, изменение поведения происходит, но совсем в другую сторону. Кто-то хочет уйти от наказания обманом и хитростью, кто-то хочет наказать в ответ, но вот исправляться способны единицы.
Если вы выбираете терпеть, а не ссориться, то вы усугубляете свое и без того не особо комфортное положение. В таком состоянии вы будете больше совершать ошибок и получать больше негатива в ответ. Когда вы терпите, то вы просто ждете, что ваш партнер инициирует ссору. Иногда люди не просто ждут, а даже провоцируют партнера на ссору.
Ссора или терпение - это примеры неэффективного выбора. Как же выглядит эффективный выбор? Нужно сообщить партнеру, что конкретно вас не устраивает и предложить пути решения проблемы. Но чем же это отличается от ссоры? Давайте рассмотрим несколько примеров.
С детьми:
1) Ты ни к чему не годный человек, тебя ни о чем нельзя попросить, ты опять разбросал кубики по комнате!
2) Мне очень мешают разбросанные кубики, убери их, пожалуйста.
С подчиненными:
1) Сколько можно делать это неправильно? Что за безруких людей нанимают? Все время приходится переделывать.
2) Я очень расстроен тем, что много ошибок. Исправьте их пожалуйста. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы в следующий раз ошибок было меньше.
С клиентами или начальством:
1) Вы опять сами не знаете чего хотите. Всегда так, сначала заказывают то, о чем не знают, а потом еще и недовольны.
2) Я не понял, что вы хотите. Мне очень важно это знать, т.к. я хочу, чтобы вы остались довольны моей работой.
В личных отношениях, например с друзьями:
1) Какой же ты раздолбай. Ты всегда срываешь все мои планы.
2) Я очень расстроен от того, что мои планы сорваны. Что же мне теперь делать?
Все примеры под номером один ведут к ссоре. Причем все они имеют общие особенности. Во-первых, они начинаются с критики личности. Известно, что критиковать нужно не человека, а его действия. Когда мы критикуем личность человека, то в ответ получаем гнев, злобу, фрустрацию или замыкание. Когда мы критикуем действия, то есть больше надежды получить конструктивный результат. Во-вторых, все примеры под номером один не содержат решения. Из них не очевидно, что вы хотите и что нужно делать, чтобы вы были довольны.
Все примеры под номером два построены однообразно: сначала вы описываете собственные чувства, потом предлагаете что-то сделать или спрашиваете что делать. Совсем не обязательно, что вашему партнеру не наплевать на ваши чувства и что он хочет как-то вам помочь. Однако вы не провоцируете его на агрессию, и при этом он понимает, что вас текущее положение дел не устраивает. Это первый шаг для эффективного решения ситуации. Далее есть все шансы двигаться в конструктивном русле, даже если вы решите прервать отношения.
Каждый человек довольно часто получает от кого-то повод для ссоры в виде примера первого типа. И как же нужно себя вести, для эффективного разрешения ситуации? Конечно, первым делом хочется ответить агрессией, некоторым хочется уступить. Оба варианта проигрышны. Первым делом нужно сделать паузу, пресловутое «сосчитать до 10-ти». Пауза поможет немного остыть и подумать как вам, так и агрессору. А дальше нужно попытаться перевести пример номер один на язык примера номер два, вот так:
1) Какой же ты раздолбай. Ты всегда срываешь все мои планы.
2) Ты очень расстроен от того, что твои планы сорваны. Думаешь, что теперь делать?
Совсем не обязательно, что вы угадали. Не переживайте, вас поправят. Сразу же у вас появится шанс перейти от агрессии к конструктивному диалогу.
Итак, наброситься на обидчика с кулаками или же уступить, поджав хвост - это вред для здоровых отношений. Нужно добиваться своих целей не прибегая к этому. Лучший способ добиваться своих целей - это открыто делиться своими эмоциями со своими партнерами, но при этом не раня их. Для этого нужно критиковать действия, а не личность, нужно говорить про себя, а не про других, предлагать конструктивные решения, а не ждать пока кто-то сам догадается.
Конечно, не все будут в восторге от ваших чувств, следуя этой методике, вы поймете, что вам со многими людьми не по пути. Но это только к лучшему!
Previous post Next post
Up