Dec 04, 2014 23:49
Часть вторая. Почему профессия стала пониматься как работа по найму.
Пока общество традиционное (хоть и отчасти рыночное), выбор профессии обычно происходит естественным путем. Ремесло наследуется - переходит от отца к сыну вместе с мастерской и всем инвентарем. Мало кто профессию меняет. Пока дело не доходит до промышленной революции.
Промышленная революция делает ненужными одни профессии и одновременно создает другие. Был ты кузнецом в десятом поколении, а кузнецы уже не нужны. Нужны доменщики, рабочие к мартенам и прокатным станам. Изволь переучиваться. И совершенно необязательно, что новая работа станет твоим призванием.
И тут мы сталкиваемся с довольно неприятным (для многих) явлением.
Промышленная революция означает рост производительности труда. Один металлруг при домне и мартене оставляет без работы не одного металлурга, варившего железо в дедовской печке, а пятерых, десятерых или даже сотню. И на этом жизнь не остановится. Бессемеровский конвертер выгонит на улицу десяток доменщиков и мартеновцев на одно новое рабочее место, внедрение СВЧ - печей высвобождает десять бессемеровцев и так далее. И процесс этот бесконечен. Хорошо когда профессии хватит на одно твоё поколение, но не всем так везет.
Отметим: технический прогресс неизбежно оставляет людей без профессии, и чем он быстрее, тем больше людей вынуждены искать себе новое занятие.
И ещё одно явление, ставшее повсеместным именно в ходе промышленной революции.
В традиционном рыночном обществе профессионал обычно самозанятый, т.е. и труженик, и собственник в одном лице. По найму работает подмастерье (ученик) и до тех пор, пока не научится. Одновременно профессионал (кузнец, сапожник, булочник) несет и все предпринимательские риски - купят ли его продукт, заработает ли он и сколько, вернет ли оне стоимость своего прошлого труда, вложенного в мастерскую, инструмент, деньги, потраченные на сырьё и т.п. В промышленном обществе эти задачи и риски эти задачи распределяются между разными людьми, и чем дальше, тем это разделение глубже.
Другая сторона того же самого явления. Риски ремесленника допромышленной эпохи просты, понятны и одинаковы на протяжении поколений. Ответы на эти риски тоже понятны: работай прилежней, экономь каждый грош и каждый кусок материала, к накопленному добру относись бережно. И ничего не выдумывай - дороже обойдется.
Промышленная революция выворачивает этот уютный мир наизнанку. Большинство ремесленников в фабриканты не годятся: фабриканту надо изобретать, а ремесленников от этого жизнь отучала много поколений. Зато появляется возможность работать по найму, переложив большинство рисков на фабриканта - работодателя. И при этом возникает новый риск - быть уволенным, то есть работу по найму потерять.
Получилось раздвоение: фабрикантами стало явное меньшинство бывших ремесленников. Для остальных профессией и способом заработать себе на жизнь стала работа по найму, которую можно потерять.