Лидский замок. Прошлое и будущее. Часть IІI. Археологические раскопки.

May 17, 2011 01:33

В начале ХХ века Лидский замок осмотрел русский архитектор, деятель в области реставрации памятников средневековой архитектуры, сотрудник Императорской Археологической Комиссии Петр Петрович Покрышкин. В поездках он вел подробный дневник, знаю точно, что фотографировал замок, и должен был написать отчет. Его альбомы с многочисленными снимками 1903-1916 гг., сделанные во время поездок по поручению ИАК, хранятся в Институте истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Надеюсь, найдется любопытный человек.




Благодаря П.П.Покрышкину Лидский замок получил статус неприкасаемого, из средств МВД были выделены двумя траншами 1943 рубля, и в 1909-10 гг. проведен первый ремонт замка.

Очень возможно, что в 1920-х годах раскопки в замке провели польские археологи, были возведены две тонкие стенки в юго-восточном и юго-западном углах, деньги кто-то выделил, не покопать они не могли.

Первые документально подтвержденные археологические работы в Лидском замке провел аспирант института истории АН БССР Михаил Александрович Ткачев.




В 1970 г. он обмерил стены и заложил несколько шурфов в замковом дворе: около башен, у западной и восточной стен, у северо-западного угла и посреди замкового двора. Были найдены фрагменты глиняной и стеклянной посуды 14-17 ст., обломки черепицы, изразцов и облицовочной полихромной плитки. М.А.Ткачев определил, что юго-западная башня строилась одновременно со стенами замка, а северо-восточная - позже стен. Он установил, что до высоты в 8 м. сохранилась нижняя часть северо-восточной башни.

По материалам раскопок и печатным источникам во втором номере журнала “Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi” за 1971 г. опубликовал статью “Лiдскi замак”. Статья была иллюстрирована литографией Н. Орды и 4 снимками конца Х1Х века. Два из них демонстрировались во второй части (фото 2 и фото 7), два других плохого качества известны только по этой журнальной публикации.







Праём у паўднёвай сцяне замка

Первый снимок “Руіны паўночна-ўсходняй вежы” сделан в конце Х1Х века. Верхняя кирпичная часть восточной стены еще не разобрана, участок стены над Больщим проемом оштукатурен, хорошо виден аркатурный пояс. О втором снимке предпочитаю отмолчаться.

В 1970-е годы Лидский район БССР, как у коммунистов было принято, соревновался с Тракайским районом ЛССР. Руководители районов выезжали друг к другу в гости, демонстрировали достижения. Среди своих достижений литовцы показывали Тракайский замок, который в то время реставрировался. Председателем Лидского горисполкома в те годы был Владимир Михайлович Логош - толковый хозяйственник и человек замечательный, строитель по образованию. У него возникла идея реставрации Лидского замка. Осенью 1973 г. эту идею он ввел в уши председателя облисполкома Григория Филатовича Фомичева и второго секретаря Гродненского обкома партии Сергея Терентьевича Кобяка, бывших первых секретарей Лидского горкома в 1961-67 и в 1968-72 гг. Идея обоим понравилась. Г.Ф.Фомичев переговорил с тогдашним министром культуры БССР.

Нашлись, однако, и противники, которые считали, что нет необходимости восстанавливать замок, построенный литовским феодалом Гедимином, где он скрывался от гнева белорусского народа. Такие тогда были представления о Великом Княжестве Литовском.

В 1974 г. в замковом дворе 12 небольших шурфов заложил научный сотрудник института истории АН БССР кандидат исторических наук Ярослав Генрихович Зверюго. «Исследователю не повезло, так как во всех шурфах, сделанных по периметру стен на расстоянии 10 метров от них, находился перемешанный культурный слой».

Но в деле были серьезные люди, и в 1975 г. реставрацию Лидского замка включили в план работ Специальных научно-реставрационных мастерских (СНРМ) Министерства культуры БССР. В сентябре 1976 г. были проведены архитектурно-археологические исследования, которые подтвердили уникальность этого сооружения. Научный руководитель работ архитектор Сергей Георгиевич Багласов предложил проект полного восстановления замка.

По его концепции следовало сначала собрать исторические сведения и графические материалы о замке, провести раскопки, изучить культурный слой, затем осуществить консервацию остатков замка, составить проект реставрации и только потом приступить к восстановительным работам. Предложения были приняты Лидскими горкомом партии и горисполкомом, были выделены необходимые денежные средства, которые позволили провести широкомасштабные археологические исследования. Руководил археологическими раскопками аспирант института истории АН БССР Олег Анатольевич Трусов.



Фото 1. Руководитель раскопок в 1977-78, 1980 и 1985 гг. О.А.Трусов



Олег Анатольевич в 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию. Написал книжку о Лидском замке. Был депутатом Верховного Совета знаменитого 12 созыва. Является председателем общества белорусского языка имени Скорины. Преподает в Институте культуры.



Фото 2. Южная стена. 1976 г.


Фото 3. Западная стена

К 1977 г. в хорошем состоянии была только южная стена замка. Это единственная стена, в которой уцелели бойницы и гнезда от консольных балок боевой галереи. Высота стены достигала 13 м. Западная стена сохранилась хуже других, имела высоту 6 м и отклонялась от вертикали в наружную сторону на 30 см. С юга к ней примыкала тонкая стенка реставрации 1920-х годов.


Фото 4. Северо-восточный угол

Восточная и северная стены сохранились на высоту 8 м. Северо-восточный угол к этому времени природой или человеком был освобожден от кирпичной облицовки.



Фото 5. Работы на раскопе у западной стены. Лето 1977 г.

Летом 1977 г. в замковом дворе были заложены 5 раскопов: 1 -в юго-западном углу для вскрытия фундаментов юго-западной башни; 2- в северо-восточном углу для вскрытия руин северо-восточной башни; 3- у северной стены для определения глубины залегания ее фундамента; 4 - в юго-восточном углу с целью поисков предполагаемой лестницы на галерею; 5 - у западной стены с целью поисков предполагаемых построек. Археологические работы выполняли студенты строительного отряда имени В.И. Пичеты, сформированного на историческом факультете Белорусского государственного университета.

Будущие историки трудились самоотверженно. На снимке 8 студентов- 5 юношей и 3 девушки - слоями по 20 см снимают культурный слой у западной стены и выносят его за пределы раскопа. Мальчики по моде 1970-х с пышными прическами и поныне девушкам недоступными. Девушки, заметьте, в кофточках и пупки у них закрытые. Хотелось бы узнать кто эти ребята, где живут, чем занимаются. Спиной с рейкой в правой руке О.А.Трусов.



Фото 6. Первичная обработка археологических находок

На досках разложены фрагменты керамики, изразцов, подкова. Позади нивелир на треноге. Девушки- техники записывают находки в журнал, нумеруют их и производят зарисовки наиболее интересных артефактов. На заднем плане западная стена и отвалы из раскопа.



Фото 7. Раскопки северо-восточной башни

На месте северо-восточной башни был высокий холм, заросший бурьяном. Из -под крупных валунов выступал массивный останец западной стены башни. Раскопки башни оказались чрезвычайно тяжелыми. Тысячи камней вынесла за два месяца бригада из семи студентов. Были обнаружены вход в башню, четыре ниши в северной и восточной стенах, два камина в южной стене, а внутри западной стены - лестница, которая когда-то вела на верхние этажи. Нижний этаж башни имел площадь 40 м2 со сторонами 6.2х6,5 м.



Фото 8. Вход в башню



Фото 9. Выход из башни

Вход в башню обнаружился в западной стене. Ширина его 1,2 м. «Вход был оформлен в виде двухступенчатой арки, выложенной из специального фигурного кирпича». На фото 9 виден останец западной стены толщиной в 3 м, похожий на сфинкса. Внизу - 8 рядов кирпичной кладки с пазом в средней части.



Фото 10. Ниши (№ 1 и № 2) в северной стене башни

Северная и восточная стены башни были пристроены к стенам замка без перевязки с замковыми стенами, их толщина в пределах 85- 90 см. В нижней части обеих стен имелись четыре ниши. Так их назвали, по сути это проемы в стенах башни.



Фото 11. Западная ниша (№ 1) в северной стене башни

Ниши (проемы) были устроены изначально. Свод ниш выкладывался по кружалам с установкой кирпича на торец с уширением кверху растворного шва. В своде этой ниши наблюдается замковый клинообразный кирпич. Выше укладывались валуны на известковом растворе. Как то читал статью, в которой сообщалось о том, что такие проемы и ниши компенсировали просадки в фундаменте и исключали появление трещин в стенах. Изнутри стены башни были обмазаны слоем раствора, из массива стен на поверхность проступали только крупные камни и арки кирпичных сводов.



Фото 12. Северо-восточный угол башни с остатками нервюрного свода и двумя нишами (№ 2 и № 3)

Первый этаж башни был перекрыт нервюрным крестовым сводом. «Во всех углах башни имелись остатки крестового нервюрного свода. Однако уцелевшие стены находились в очень плохом состоянии: кирпич крошился и осыпался прямо на глазах». В нише № 2 был обнаружен раздавленный керамический сосуд.



Фото 13. Северная ниша (№ 3) в восточной стене башни

В этой нише были найдены фрагменты керамики с линейным орнаментом, а также рыбья чешуя, уголь и фрагмент сосуда с зеленой поливой. В южной нише этой стены (№ 4) был найден небольшой металлический сосудик с овальной крышечкой и двумя небольшими ушками на горловине и подковка с тремя шипами.



Фото 14. Восточный камин

В южной стене башни, толщина которой достигала 3 м, были вскрыты два камина. Восточный камин внутри был выложен кирпичом. В верхней части камина был обнаружен дымоход квадратного сечения (0,3х0,3 м). На высоте 1,5 м дымоход суживался и разветвлялся на два. На дне камина были обнаружены фрагменты печных изразцов XV века, уголь и зола.



Фото 15. Западный камин

При расчистке западного камина были обнаружены фрагменты горшкообразных изразцов, много золы и угля. Каменный пол камина был обмазан толстым слоем глины. Пол на первом этаже был деревянный.



Фото 16. Лестница внутри западной стены башни

Внутри западной стены сохранилась каменная лестница, которая вела на верхние этажи башни. Ширина ее 100-105 см. Остатки лестницы насчитывали 10 ступенек шириной от 20 до 31 см. В давние времена на каменных ступенях лежали прямоугольные деревянные брусья, концы которых были вмурованы в кирпичную облицовку боковых стен.



Фото 17. Фундамент постройки у западной стены

У западной стены был вскрыт фундамент постройки, как позднее определили деревянной казармы. Жилые помещения разделялись перегородками на отдельные комнаты. В каждой комнате стояла изразцовая печь.



Фото 18. Водосток в юго-восточном углу

В юго-восточном углу ниже фундамента был вскрыт водосток, который обеспечивал в 1930- годы удаление воды с растаявшего ледяного катка.



Фото 19. Раскоп у Большого проема восточной стены

Три раскопа были заложены снаружи: у южной стены замка под проемом, у восточной стены под Большим проемом, на стыке южной и восточной стен замка.



Фото 20. Раннее утро 1978 г.

В 1978 г. детальному изучению был подвергнут замковый двор. Территория двора была разбит на квадраты (4х4 метра), каждый из которых раскапывался как отдельный раскоп. Всего было заложено 17 раскопов. В разных местах замкового двора были выделены охранные зоны, где культурный слой должен был сохраняться для будущих исследований.



Фото 21. Общий вид замка из окон гостиницы. Июль 1978 г.

Летом 1978 г. замок неоднократно посещали экскурсии лидских школьников. Несколько экскурсий было организовано для руководителей городских предприятий.


Фото 22. Общий вид раскопок. Август 1978 г.

В культурном слое было обнаружено большое количество булыжников и валунов. В ХIV веке стройматериалов было завезено больше, чем понадобилось. На заднем плане снимка восточная стена, юго-восточный угол и южная стена. В двух раскопах были обнаружены деревянные срубы древних колодцев.


Фото 23 . Раскоп у северной стены



Фото 24. Фрагмент кирпичной кладки

В северной стене вблизи основания фундамента были выявлены два участка кирпичной кладки, которым не придали большого значения.



Фото 25. «Малая брама» или «фортка». Вид со двора

Малый проем восточной стены был раскопан до основания. Высота его в центральной части 2,5 м. На коне в такой проем не въедешь. Проем облицован крупномерным кирпичом. В нижней части проема обнаружились два больших отесанных валуна с круглыми гнездами -отверстиями для поворотного механизма ворот. М.А.Ткачев видит здесь «стрельчатую арку», а О.А.Трусов- «полуциркульной формы».

В 1980 г. в раскопках замка принимали участие Нина Ивановна Зданович и Игорь Мефодьевич Чернявский. В центральной части двора были заложены 4 раскопа. Детально исследовались 2 древних колодца. В ближнем к северо-восточной башне и меньшем по размеру колодце на глубине 4,5 -5 м была найдена керамика ХIV-ХV веков, на глубине 5,8 м появилась вода. Дальний от северо-восточной башни колодец был завален керамикой и изразцами первой половины 17 века. Глубина колодца 5.5 -6 м. Сруб имел овальную форму.

Изучение культурного слоя замкового двора продолжились в 1985-87 гг. под руководством мл. научного сотрудника Института истории АН БССР, ныне доктора исторических наук Александра Константиновича Кравцевича.



А.К.Кравцевич

В 1985 г. были заложены 4 раскопа возле северной и южной стен. Был вскрыт фундамент деревянного строения, которое располагалось в северной части двора. Подняты сотни фрагментов изделий из стекла, тысячи фрагментов бытовой посуды и изразцов, десятки металлических изделий, черепица, изделия из камня, собраны и определены остеологические остатки.



Фото 26. Раскоп вблизи южной стены. Культурный слой



Фото 27. Раскоп вблизи северной стены. Остатки пода печи

В июле 1986 г. у восточной стены замка на двухметровой глубине студенты неожиданно раскопали склад авиабомб. Авиабомбы лежали штабелями в несколько рядов, каждый из рядов был пересыпан слоем песка. Археологические работы были остановлены. Саперы Юрий Маршалко, Сергей Запорожец и Игорь Чижиков откопали, перенесли на руках, сложили в машину и вывезли из замка 300 авиабомб.

В последующие годы в замке неоднократно находили мины, снаряды и бомбы. Очередные находки обнаружились совсем недавно- в феврале 2011 г. при копке котлована под трибуны. До сих пор неизвестно кто же свез снаряды и бомбы в замок и там их закопал. Вариантов немного, всего два.

В мае-июне 1987 г. на замковом дворе работали Кравцевич А. К., Акинчиц Г.Н., Дардыкина С.В. Исследовались участки культурного слоя, оставшиеся после понижения уровня дневной поверхности двора на 1.5 - 2 м. Раскопки проводили рабочие Лидского участка НПО «Белреставрация». Заложены были два раскопа у юго-западной башни, один у юго-восточного угла и три шурфа вдоль ул. Советской: с северной стороны Фарного костела глубиной 1.1 м., во дворе дома № 1 глубиной 1.05 м. и во дворе дома № 5 глубиной 1,7 м. Это были последние археологические выработки.

Начиная с 1979 г. в Лидский краеведческий музей, были переданы 18 тысяч артефактов - главным образом фрагменты керамической посуды, а также обломки кирпичей, изразцов, черепицы, стеклянной посуды, металлические замки, ключи, инструменты, подковы, арбалетные болты, каменные ядра, монеты. Самые интересные артефакты уехали в Минск. Часть из них хранится на полках института истории АН Беларуси.

По результатам археологического изучения М.А. Ткачев, С.Г.Багласов и О.А.Трусов предложили свои реконструкции Лидского замка.



Рис. 28. Реконструкция М.А. Ткачева. Рисунок Ш.Бектенеева. 1971 г



Рис. 29. Реконструкция С.Г.Багласова. 1981 г.



Рис. 30. Реконструкция М.А. Ткачева. Рисунок Е. Кулика



Рис. 31. Реконструкция О.А. Трусова. 1990 г

Основные итоги раскопок в отношении обустройства замкового двора (по О.А. Трусову).
- В замке имелись две башни, юго-западная строилась вместе со стенами, северо-восточная - пристраивалась к стенам. Обе башни были накрыты черепицей. СВ башня отапливалась.
- Изнутри к замковым стенам с трех сторон, кроме южной, примыкали деревянные одноэтажные здания - казармы шириной около 4 м., разделенные на отдельные помещения с печами.
- Недалеко от западной стены стояло отдельное прямоугольное в плане строении (6х4) с каменным фундаментом, выложенным на глине. Его помещения отапливались кафельной печкой.
- В восточной части двора имелись два колодца, меньший и больший.
- Середина замкового двора и некоторые другие участки были выложены булыжником.
- В замок можно было попасть через три входа, два из них Большой и Малый были прорезаны в восточной стене, третий в южной. Через Большой проем можно было проехать только с помощью подъемного моста.



В 2005 г. была выпущена почтовая марка по рисунку Я.Кулика

По материалам старшего научного сотрудника Лидского музея Сливкина Валерия Васильевича.

Продолжение следует...
 

Лидский замок, Лидский район, Лідскі замак, Гродзенская вобласць, Гродненская область, горад Ліда, Беларусь, город Лида, Лідскі раён

Previous post Next post
Up