Лидский замок. Прошлое и будущее. Часть IV. Реконструкция и реставрация замка

May 22, 2011 02:49


В прошлых частях была детально рассмотрена история легендарного замка, все этапы его становления, рассвета и забытия, а также ход ахеологических работ в замке. Начиная с 1979 г. в Лидский краеведческий музей, были переданы 18 тысяч артефактов - главным образом фрагменты керамической посуды, а также обломки кирпичей, изразцов, черепицы, стеклянной посуды, металлические замки, ключи, инструменты, подковы, арбалетные болты, каменные ядра, монеты. Самые интересные артефакты уехали в Минск. Часть из них хранится на полках института истории АН Беларуси.

Каково же будущее Лидского замка ?




Как уже отмечалась в прошлой части , по результатам археологического изучения М.А. Ткачев, С.Г.Багласов и О.А.Трусов предложили свои реконструкции Лидского замка. На основании данных реконструкций и было решено возродить замок. В 80-е гг. реставраторы Министерства культуры БССР восстановили стены и северо-восточную башню.



Реконструкция М.А. Ткачева. Рисунок Ш.Бектенеева. 1971 г.



Реконструкция С.Г.Багласова. 1981 г.



Реконструкция М.А. Ткачева. Рисунок Е. Кулика



Реконструкция О.А. Трусова. 1990 г.

Но ближе к 90-м годам о замке призабыли, он зарос и опустел. Хотя вялые работы велись.



В 1990-х годах, например, этим занималась Белреставрация (автор проекта - С.Г. Багласов). Однако в ту пору, видимо, не было достаточного финансирования, к реставрации привлекали непрофессиональных строителей, работа которых не соответствовала проектным решениям, а со временем привела к разрушениям стен и одной из башен.
Неоднократно падала западная стена замка.
Качество кладки, а также отсутствие консервации незавершенных работ привели к падению фрагментов бутовой кладки и стены в целом. Не была выполнена консервация незавершенной юго-западной башни, что разморозило уже уложенные плиты перекрытия и кирпичную кладку стен замка. Качество кладочных работ и применение не соответствующих друг другу кладочных материалов ухудшают эстетическое восприятие замка и требуют исправления. Необходима была и реставрация выполненных в то время галерей, бойниц, арок и др.




Время нового витка реконструкции пришлось на праздник "Дажынак" 2010 года. На город была выделена гигантская сумма денег (около 150$ млн.) На замок пришлось по разным данным около 300$ тысяч. Деньги не большие и о качестве материалов, как и о квалификации специалистов, как и в прежние времена говорить не приходилось.




Перед началом проектирования были выполнены комплексные научные изыскания. Историческую справку подготовило УП “Проектреставрация” (автор Р.В. Боровой), обмерные чертежи - УП “Минскпроект”, обследование конструкций проводило РУП “Институт БелНИИС”.



Качество бетона низкое. Большое его количество, с зазорами между валунами, вкупе с торчащей наружу арматурой - создают ,в целом, мнение о спешной и не совсем качественной реставрации.



фото
varandej

Ранее бетонный проход был облицован кирпичом о накрыт черепичным козырьком. Это, по мнению авторов, стилизирует его.
Наглядных графических материалов облика замка на период XIV в. обнаружено не было. Существует множество изображений развалин замка разных времен. Однако не все из них документально безупречны. Так, на рисунке Н. Орды изображена круглая башня, а археологические исследования этого не подтверждают. Рисунки В. Грязнова, И. Пешки и В. Дмоховского показывают замок, к сожалению, только с одной стороны.



Мало сведений о деталях интерьеров, сооружениях внутри двора и планировке башен. Поэтому в ходе работы над проектом приходилось пользоваться аналогами. В отпускное время все члены группы архитекторов-проектировщиков собирали печатные и фотоматериалы, свидетельствующие о примерах реставрации различных сооружений XIV в. в соседних странах. В разных библиографических источниках по-разному указывается место происхождения строителей замка, в связи с чем изучался опыт Литвы, Украины, Польши, Германии и др.



Целью реставрации было вернуть замку облик, который он мог иметь в XIV в., и в то же время создать условия его функционирования как современного музея. Согласно проекту, реконструируются указанные в письменных источниках существовавшие ранее на территории двора постройки - здание казарм, дом коменданта, кузница, навесы, колодцы. Реконструируются северо-восточная и юго-западная башни. Функциональное назначение их - музейное.



В здании казарм предлагается разместить магазин сувениров, кафе, рыцарский клуб. Дом коменданта будет использоваться для размещения необходимых музею служб: мастерских, помещения администрации и туристического агентства. Возводятся подъемный мост и лестницы на боевые галереи, разбирается заложенный запасной вход на высоте 2 м от земли.



Обустраиваются главный вход западной и два входа - княжеский и малый - восточной стены. С начала прошлого века в Лиде существовала своя традиция - использовать двор замка для проведения различных массовых мероприятий, в частности городского катка, футбольного поля, и по просьбе Лидского горисполкома традицию решено сохранить. На дворовой территории предусмотрена площадка для проведения концертов, спортивных соревнований и рыцарских турниров, а также размещение здесь моделей боевой техники XIV в. Для реставрации и реконструкции сооружений замка в проектном решении предлагается использовать аналогичные временам строительства материалы: реставрационный кирпич, бут, дерево, керамическую черепицу и кованые металлические детали.



План-схема сооружений на территории замка

Хотелось бы большего профессионализма от строителей. Не секрет, что реставрация - это огромное количество не типовых, а индивидуальных решений, на разработку и реализацию которых необходимо больше, чем обычно в строительстве, средств и времени. Лидский замок находится на пути туристического маршрута - посередине между Несвижем, Миром, Гродно. И потому естественно, что качественная реализация проектного решения необычайно актуальна не только с точки зрения утверждения исторического самосознания народа, но и восприятия страны нашими гостями.



Здание универсального назначения (фасад)

Но есть и другое мнение. Его озвучил старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич. Он привел несколько причин, по которым нельзя строить в Лидском замке два здания универсального назначения
1. Стены Лидского замка и замковый двор - это все, что осталось от 14-15 веков. Стены поэтому нельзя загораживать, а двор застраивать.
2. Стены возводились для спасения местных жителей. Замковый двор должен был вместить максимальное количество людей с припасами. Это главное функциональное назначение замка. Двор должен быть не застроенным.
3. Два универсальных здания, одно из которых высотой по коньку 11.9 м, закрывают северную и западную стены, трибуны с туалетами закрывают южную стену.



Здание универсального назначения (вид сбоку)

4. Застройка двора лишает замок возможности проводить массовые мероприятия с сотнями участников и тысячами зрителей.
5. Целесообразность сооружения этих зданий для туристических целей сомнительна. Сотрудникам и обслуживающему персоналу вполне достаточно двух башен, в одной из которых предполагается устроить музей, а в другой- административные службы и помещение для рыцарских представлений.
6. Устройство кафе (буфета) и магазина сувениров на 60 м кв. превращают замок в торгово-развлекательный комплекс. Для примера, в Тракайском замке сувенирная лавка занимает 5 кв м. рядом с кассой. И никакого буфета.


Трибуна для зрителей и санитарные помещения (по новому плану, трибуны будут разборные)

7. На призамковой территории имеются три кирпичных двухэтажных здания, любое из них можно приспособить и под буфет, и под магазин, и под администрацию.
8. Строительство ненужных зданий обойдется в «копеечку».
9. Отдел культуры получит на баланс два пустующих здания, которые надо содержать, а зимой - отапливать. Отапливать придется объем около 2 тысяч кубических метров.



Торговые ряды для ремесленников


Торговые ряды для ремесленников


Торговые ряды для ремесленников

Во всяком случае строительство идет активно.
В 2011 году на территории замка будут построены согласно проекта следующие здания и сооружения:
здание универсального назначения; зрительские трибуны; торговые ряды; кузня; колодец.





Проект памятника Великому князю Гедимину у стен замка. Скульптор Лыщик А.И., архитектор Курилин Н.П.
 

Лидский замок, Лидский район, Лідскі замак, Гродзенская вобласць, Гродненская область, горад Ліда, Беларусь, город Лида, Лідскі раён

Previous post Next post
Up