«Собачье сердце», часть 1: время перелома

Jun 06, 2020 07:49

A/N. Осенью 2014 г. я внезапно написала лекцию о «Собачьем сердце», сейчас нашла её и привожу в божеский вид.

1. Переходный период в художественном осмыслении М. Булгакова

Существуют две основные системы описания времени: в одной оно предстает как бесконечный круговорот (циклическое время), в другой - движется от начала к концу (линейное время). С какой из них мы сталкиваемся при чтении «Собачьего сердца»? С обеими.

События в «повести о собачьем сердце» происходят зимой 1924-1925 года, в переломный момент, который можно рассматривать и как последние времена перед гибелью мира, конец истории, и как период неизбежной смерти перед очередным возрождением в постоянно обновляющейся Вселенной.

Начало тетради доктора Борменталя датируется понедельником, 22 декабря 1924 года [Булгаков, с. 494], операцию Шарику делают на следующий день, 23 декабря. До этого пес прожил в квартире профессора примерно неделю. Последняя запись в тетради Борменталя, которая маркирует конец превращения из собаки в человека, - 17 января («Этим я историю болезни заканчиваю. Перед нами новый организм, и наблюдать его нужно с начала», - пишет Борменталь) [с. 502]. Финал повести относится к марту 1925 года: в эпилоге М. Булгаков упоминает «мартовские туманы» [с. 545].

Остановимся на нескольких аспектах, которые помогают понять, как организовано течение времени в повести.

1. Зимняя обрядность. Время превращения Шарика из собаки в человека - зима (23 декабря - 17 января), а точнее святки, когда заканчивается один и начинается другой годовой цикл. «В традиционной культуре момент перехода ознаменован карнавалом, определяющими для которого являются моменты смерти и возрождения» [Иваньшина, с. 84]. Герой повести - профессор Преображенский занимается омоложением, а в моменты перехода происходит омоложение мира («мир стареет в промежутках между обрядами, и ритуал необходим для его обновления» [Байбурин, цит. по: Иваньшина, с. 90]).

2. Жизненный цикл. М. Булгаков настаивает на цикличности жизни, поэтому Шарик несколько раз умирает и возрождается: рождается естественным путем, «умирает» под действием хлороформа и «воскресает» с забинтованным боком, «умирает» перед операцией и «возрождается» с пересаженным гипофизом Клима, «умирает» перед обратной операцией и «воскресает» снова в собачьем обличии.

3. Историческая эпоха. Повесть написана в 1925 году, в переходный период после революции, когда были актуальны противопоставление старого и нового мира и вопрос о классовом происхождении.

Биологический эксперимент профессора Преображенского - модель социального эксперимента по созданию нового человека в ходе революции.

В результате революции и переворачивания иерархии те, кто раньше занимали самую низкую и невыгодную позицию в обществе, теперь могут похвастать высоким благонадежным происхождением - пролетарским. А дурная наследственность - у людей, чьи родители символизируют старый режим. В повести «Собачье сердце» таким происхождением обладают трое персонажей: пародийный аристократ - Шарик (который считает, что он - собачий принц инкогнито), сын чиновника - Борменталь (его отец - судебный следователь) и выходец из среды духовенства - Преображенский (его отец - кафедральный протоиерей). Под первым натиском Чугункина сразу капитулирует аристократия (Клим Чугункин вытесняет Шарика из его собственного тела), Преображенский как наследник духовенства на первых порах исповедует идеологию воздействия лаской, а силу склонен применять сын судебного следователя Борменталь.

4. Христианская эсхатология (эсхатология - система представлений о конце света). В христианской модели истории временем основного кризиса считается конец света. Признаки приближающегося Апокалипсиса в повести будут рассмотрены позже.

С точки зрения организации художественного времени интрига в повести состоит в том, какой из названных сценариев будет воплощен в жизнь. Какая модель времени победит: циклическая или историческая - и следовательно, будет ли конец света и конец истории, налетит ли Земля на «небесную ось», или человека ожидает вечное возвращение и обновление.

Это не умозрительная философия, а насущный вопрос для автора и его современников, который решается в настоящем времени. Об этом свидетельствует совпадение временных рамок повествования (декабрь 1924 - март 1925 гг.) и времени написания повести (январь - март 1925 г.).

Литература:Булгаков М. А. Собачье сердце / Булгаков М. А. Избранные произведения: в 2 т. ― К.: Дніпро, 1989. ― Т. 1. - С. 454-545
Иваньшина Е. А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 428 с.

собачье сердце

Previous post Next post
Up