«Собачье сердце», часть 2: Апокалипсис или карнавал?

Jun 10, 2020 14:23

1.1 Апокалипсическая поэтика

В повести «Собачье сердце» показана борьба двух моделей времени и двух вариантов развития событий современности - линейного и циклического.

Линейная модель времени (прошлое - настоящее - будущее) представлена апокалипсическими мотивами, которые, с одной стороны, названы прямо: «слухи о светопреставлении, которое навлекли большевики», и о том, что «28 ноября 1925 года <...> земля налетит на небесную ось» [с. 501], с другой стороны, пустили корни в поэтику.

Мир - фрактал, Булгаков рассматривает его как набор «коробочек», которые помещаются одна в другую: гипофиз - черепная коробка - квартира - дом - страна - планета, и, чтобы понять общую картину, достаточно увидеть любой из этих уровней, на остальных происходит то же самое - конец света. Интенсивность звуков, запахов, освещения, характерные для поэтики М. Булгакова [Мухин, с. 23-24], также являются особенностями обстановки на земле во время Апокалипсиса.

Звуки, запахи и свет в квартире профессора Преображенского либо интенсивные и резкие - либо полностью и пугающе отсутствуют: «яркий свет», [с. 465], «резкое электричество» [с. 480], «Тьма щелкнула и превратилась в ослепительный день, причем со всех сторон засияло, засверкало и забелело» [c. 463], кабинет «ослепил пса своим убранством. <...> он весь полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене и в стеклах шкафов» [c. 465], кухня «громыхала запахами» [с. 485], «В плите гудело, как на пожаре <...>. Заслонка с громом отпрыгивала» [с. 485], голос Преображенского, «как командная труба, разносился по всему жилищу» [с. 483], «Нечистая сила шарахнула по обоям в коридоре, направляясь к смотровой, там чем-то грохнуло <...>. Захлопали двери» [с. 511]; «полнейшая и ужаснейшая тишина» [с. 542], «гробовое молчание» [с. 544].

Наверняка можно найти больше признаков конца света, если интересоваться этой тематикой.

1.2 Карнавальность. Оппозиция «своё/чужое»

Революция привела к карнавальному перевороту в обществе, в результате чего изменилась его структура: верх и низ поменялись местами, представители высших классов стали аутсайдерами, а происхождение из низов общества стало высоко цениться.
Карнавальный переворот в обществе мало повлиял на жизнь булгаковского персонажа - профессора Преображенского. Он сохранил квартиру, прислугу, практику, приобрел новых покровителей. Карнавальный хаос в его доме начался, только когда он сам привел в квартиру нового обитателя, найденного на улице в метель (карнавальный образ).

Профессора Преображенского можно назвать консерватором только условно. В быту он выступает за неизменность существующего (или существовавшего раньше) порядка вещей, но в то же время в науке он - революционер, который форсирует эволюцию. Поэтому А. Жолковский в статье «Диалог Булгакова и Олеши о колбасе, параде чувств и Голгофе» назвал Филиппа Филипповича «гибридом консерватизма и экспериментаторства» [с. 93]. Его антагонист Шариков - карнавальный шут и нарушитель порядка. Интересно, какого порядка: старого (дореволюционного) или нового (советского)? И того и другого. Как фигура карнавальная, Шариков не имеет почтения ни к старому, ни к новому режиму (о переписке Энгельса с Каутским: «Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...» [с. 520], «Я воевать не пойду никуда» [с. 510], «если кто-нибудь <...> натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки» [с. 532]). И, как фигура карнавальная, он обречён, поскольку хаос карнавала длится небольшой ограниченный период времени и, выполнив свою функцию, завершается.

Чертами карнавальности в повести выступают образы метели (в которой встречаются главные герои), материально-телесного низа (связанные с работой профессора по омоложению пациентов: «яичники обезьяны» и др.), еды (обеды Преображенского, кухня Дарьи Петровны) [Жолковский, с. 97]

Важную роль в повести играет бинарная оппозиция свое/чужое. Квартира профессора (своё пространство, закрытое и обособленное) окружена враждебным (чужим) миром, причем своя территория подвержена атакам извне (таким, как визиты Швондера и его коллег) и к тому же может уменьшиться (если квартиру уплотнят). Вследствие эксперимента Преображенского в своем пространстве заводится чужое существо, которое угрожает разрушить этот мирок изнутри. Свое и чужое смешиваются, в квартире начинается карнавальный хаос.

Это неизбежная и полезная встряска, ведь только из хаоса возможностей и переоценок способен родиться новый мир. В итоге, когда необходимые изменения произошли и мир достаточно обновился, восстанавливается граница между своим и чужим, и чужое отторгается, отбрасывается за пределы своего. В сюжете повести финальному разделению своего и чужого миров соответствует обратная операция - превращение Шарикова в собаку.

Нарушение границ мозга Шарика в ходе операции тоже можно рассмотреть как введение чужого (гипофиза Клима) в свое (мозг пса). «Изнаночные действия Преображенского (операция) как бы дублируют действия вредоносных сил, но фактически (если исходить из ритуальной логики) направлены против них» [Иваньшина, 91].

Исходил ли М. Булгаков из ритуальной логики? Возможно, что он исходил из врачебной логики, а она состоит в том, что в течении болезни тоже есть кризис (в терминах бинарных оппозиций - временная победа чужого), после которого и, главное, вследствие которого пациент приходит в норму (и в итоге свое снова становится своим, а чужое отодвигается за границы тела).

Литература:Булгаков М. Собачье сердце / Булгаков М. Избранные произведения: в 2 т. ― К.: Дніпро, 1989. ― Т. 1. - С. 454-545

Жолковский А. К. Диалог Булгакова и Олеши о колбасе, параде чувств и Голгофе // Синтаксис. - № 20. - Париж, 1987. - С. 90-117

Иваньшина Е. А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 428 с.

Мухин М. Ю. Лексическая статистика и идиостиль автора: корпусное идеографическое исследование (на материале произведений М. Булгакова, В. Набокова, А. Платонова и М. Шолохова): автореф. дисс. ... доктора филол. наук: 10.02.19. - Екатеринбург, 2011. - 43 с.

собачье сердце

Previous post Next post
Up