Brassens ou la liberté

Mar 28, 2011 00:00


Хотя я всегда с уважением относился к Брассенсу, он никогда не был для меня в числе "главных" певцов. Однако за последние год-два я изрядно к нему потеплел - возможно, сказалось то, что я живу в его районе. Кстати, первой парижской библиотекой, в которую я записался, была муниципальная библиотека его имени, которая его имени потому, что он прочитал оттуда много книг.

Выставка, посвященная Брассенсу, идет в Сите де ля Мюзик с 15 марта, и говорить о ней начали задолго до ее открытия. Это объясняется не только великой народной любовью к Брассенсу, но и тем, что один из двух организаторов этого мероприятия - Жоанн Сфар, который сначала был известным художником, а в прошлом году прославился еще и как режиссер фильма про Генсбура (и сопутствующих комиксов).

Кстати, в том фильме Сфар и сыграл Брассенса - к слову, неплохо.

У меня было не очень много времени на выставку (стоило выйти из дому раньше, потому что были проблемы с поездами, но я об этом не знал), и многое я посмотрел очень быстро и ко многому не подошел вплотную из-за толп желающих. Народу было до фига. Реклама, суббота плюс первые дни работы выставки. Даже очередь за билетами вилась змеиными кольцами по всему вестибюлю.

Комиксы Сфара поэтому я почти не рассматривал: в любом случае, по близорукости мне очень трудно читать, что там в пузырях. Но кроме собственно комиксов, было еще много рисунков, и мне они были весьма симпатичны. Кажется, что серия про Брассенса интереснее, чем сфаровский Генсбур. В конце выставки был стенд, где несколько десятков песен резюмировались одним рисунком, и это было очень талантливо.

Экспонаты были представлены следующие: фотографии, конечно, в том числе редкие или просто незнакомые мне, вроде той, где дядюшка Жорж сидит на ступеньках метро Гласьер и играет на гитаре, а рядом клошар дует винище, 1953 год. Ну, или Брассенс в джинсах и с попугаем на плече - но эту я увидел еще о выставки, она была на обложке одного журнала, где про выставку говорилось. Рукописи в большом количестве - к записи своих текстов Брассенс относился исключительно бережно и писал очень аккуратно и читабельно. Между прочим, фигурировал и некий "бортовой журнал", carnet de bord, который, как было указано, нашли в прошлом году в impasse Florimont (первый парижский адрес Брассенса, где сейчас на стене его барельеф, выполненный Рено). Несколько гитар, пластинки, афиши - в том числе совершенно поразительная афиша концерта года так 1971 при участии Брассенса, Джонни Халлидея, Лео Ферре (в одном концерте, да!), Нанетт Воркман, Николетты, Сержа Реджани, Жан-Клода Бриали и Жан-Клода Ванье... еще кого-то забыл наверняка. Это было мероприятие за отмену смертной казни во Франции.

Были первые издания стихов и романов Брассенса (40-50-х годов), реконструированная "библиотека" (бутафорские книги из папье-маше с названиями на корешках - честно говоря, это смотрелось довольно дешево). На одном из стендов можно было послушать три ранние стихотворения, положенные на музыку и записанные в прошлом году - между прочим, вполне милое исполнение, вполне в духе Брассенса. Еще было очень много видеоотрывков, которые можно было слушать, приложив к уху трубку ретро-телефона, но на это у меня не было времени. На финальном этапе транслировался (впервые) концерт в Бобино в 1969 году. Заканчивается экспозиция всякой мелкой фигней - тарелки, пепельницы и брелки с Брассенсом.

Интересно было посмотреть серию фотографий "с кем-то". Присутствие вокруг главного героя братьев Жак, Жюльетт Греко, Катрин Соваж, Паташу, Бреля, Азнавура, Трене, Поля Фора и т.п. никому не удивительно, а вот гораздо менее ожидаемы София Лорен, Клаудиа Кардинале, Генсбур и Биркин, просто Генсбур (точнее, его нос слева на какой-то общей фотографии), Лино Вентура, Сальвадор Дали (ну, правда, с этим перцем не фотографировался разве что Филипп Киркоров... впрочем, не берусь утверждать).

Еще, кстати, были представлены две-три фотографии Пюпхен, эстонки - гражданской жены Брассенса, которая была старше его на десять лет и надолго пережила (умерла в 1999). Кажется, я никогда не видел ее изображения.

Было и много прикольных игровых фишек. В юности Брассенс был замешан в нехорошей истории: его приятели сколотили банду и воровали драгоценности у соседей. Всех их поймали и ославили в местной газете (1939, факсимиле приводится). Внизу стенда дыра и надпись "Засунь руку внутрь и нащупай добычу!" Если засунуть, то там внутри бархатный мешок, а в нем что-то типа ожерелья. Оно, правда, приклеено, не вытащишь.

Другой стенд посвящен Брассенсу и зверью: кошкам, разумеется, но еще собакам и птицам. Предлагается этих животных погладить: на лапы и на хвосты им наклеены мягкие "меховые" полоски, а попугайчику на хвост настоящие перья.

Есть пятнашки с разрезанной на квадратики фотографией Брассенса, есть паззл с его текстами, есть скраббл со словами-магнитиками, которые до меня уже успели сложить во что-то довольно осмысленно-непристойное, и, наконец, на выходе секция "ругательства Брассенса" с ребусами. Разгадал ребус, поднимаешь кожух и нажимаешь на кнопку: Брассенс озвучивает загаданное ругательство.

На небольшой сцене (здесь пару часов в день выступает музыкант) на заднем плане фанерная заготовка под Брассенса с приклеенной настоящей гитарой. Можно сзади подлезть и на ней побренчать. А совсем уже на выходе есть фотографическая кабинка, где за два евро можно сфотаться с усами а ля Жорж.

Когда я вышел с выставки, был ливень; я пошел в сторону канала, а не к метро, потому что хотел зайти пообедать в одно знакомое место. Путь мой пролегал мимо "Зенита", где как раз должен был начаться какой-то концерт, и там толпилась уйма металлюг. Ко мне подошел какой-то парень и сунул флаеры со словами "Месье, у меня только три осталось, заберите ради Бога, это бесплатно". Я по доброте душевной сунул эту размокшую макулатуру в рюкзак и рассмотрел уже дома. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил на флаерах здоровенную кириллическую надпись ТАРАКАНЫ и ниже: punk rock Moscou.



brassens, brialy, выставки, музыка, gainsbourg, brel, jane b

Previous post Next post
Up