Ви эроикь

Jan 25, 2010 02:41

Я сподобился посмотреть сагу о Генсбуре, хотя виденные отрывки из этого фильма меня совсем не вдохновляли и вызывали даже сомнения в необходимости это смотреть. Собственно говоря, я успел ознакомиться с саундтреком и таким количеством видеоотрывков, что почти полностью представлял себе фильм.

Картина Жоанна Сфара - первый байопик, посвященный Генсбуру, и вписывающийся таким образом в череду французских баойпиков, посвященных Эдит Пиаф, Далиде этсетера; их вообще-то не так много. Собственно говоря, первый фильм, посвященный Генсбуру, вышел в 1994 году. В его основе лежали элементы биографии Генсбура и его песни, а сыграли в нем генсбуровские приятели Депардьё и Паради. Был еще фильм Quest - короткометражка, сделанная в год смерти Сержа, но ее никто особо не видел, и я тоже нет.

Называть этот фильм байопиком, конечно, не совсем точно, потому что его жанр заявлен как сказка (conte), да и в финальных титрах режиссер подчеркивает, что фильм не претендует на роль биографии. В картине немало фантастического (говорящая кошка в доме Жюльетт Греко; La Gueule - двойник Генсбура; монструозный жидоколобок, сошедший с антисемитского плаката времен оккупации и т.п.), да и вообще, по моему мнению, если убрать всю обнаженку, то получится вполне себе фильм-детям. Тем не менее, некоторые сцены напоминают один из самых известных байопиков ever, посвященный другому певцу, который много квасил (The Doors Оливера Стоуна): в первую очередь, сцена страсбургского инцидента с легионерами. Да и инфернальный двойник Генсбура - своеобразная параллель духам индейцев, пляшущим на сцене с Моррисоном в фильме Стоуна .

Раз фильм - это сказка, то придираться к точности биографических и прочих деталей, а также к портретному сходству неуместно. Хотя, конечно, недоумение может вызвать заказанная Генсбуром в 80-е годы решетка на окне его дома (копия ограды президентского дворца) в сцене, происходящей в 1969 году, или то, что Генсбур и Бамбу почему-то знакомятся на дискотеке, где играет их в некотором роде совместная композиция Love on the Beat, и на этой же дискотеке к Сержу пристает бухой мужик, который что-то впаривает ему про его марионетку в передаче Les Guignols de l'info, появившейся сильно позже. Анахронизмов, конечно, навалом.

Очень многое, конечно, дань стереотипам и анекдотам - но в сказке, наверное, так и должно быть. Дома у родителей Генсбура стоит самовар, а за трапезой семья кушает водочку с соленым огурцом, и Б.Б. (которую играет пухлощекая крашеная Летисия Каста) тоже дают огурчик прикусить, когда она приходит в гости. Борис Виан не расстается со своей трубой, дома у него живут frères Jacques, которые в жизни говорят исключительно в унисон, как на сцене. А Биркин всюду появляется с плетеной корзиной.

Надо отметить, что фильм, да и оригинальный комикс Сфара, по которому он поставлен, иногда довольно точно передает истории из жизни Сержа, отдавая предпочтение самым героическим (которые суть явный плод фантазии Генсбура или его биографов), а многие мизансцены повторяют известные фотографии или видеозаписи (работа Сержа с аккомпаниаторами Баксиком и Годри; Генсбур, поющий Марсельезу в Страсбурге или покупающий оригинал рукописи Руже де Лиля на аукционе…).

Из персонажей в фильме более всего на свой реальный прототип похожи телохранитель Сержа (бородатый детина в кожаной куртке) и еще бультерьер Нана (правда, в фильме она еще более узкоглаза и свинообразна, чем была в жизни). Эрик Эльмоснино довольно точно имитирует движения и жесты Генсбура, и вообще он молодец; правда, убедительно его состарить гримерам не удалось, да и вообще он гораздо благообразнее своего героя, хотя и щеголяет нарощенным шнобелем. Судя по imdb, сейчас этот чувак играет Франсуа Рабле…

Мне осталось непонятным присутствие в фильме Брассенса, вернувшись домой после концерта которого умирает отец Сержа,  начав наигрывать его песню на фортепиано… Это какой-то намек? Брассенса сыграл сам Жоанн Сфар, и выглядит он, в общем, похоже, но слишком молодо для уже пожилого и больного Брассенса семидесятых… Еще в фильме засветился мой давний знакомец Жиль Верлан, автор самой полной биографии Генсбура, но его там не очень заметно.

Некоторые персонажи из окружения Генсбура показаны в фильме без особой симпатии: обе его официальные жены, из которых вторую вообще мало видно, Франс и Робер Галль выставлены какими-то дурачками, а Бамбу совсем нарисована пунктиром. Зато папа Иосиф этакий душка и вообще веселый мужик, и мальтретирует Сержа разве что в детстве...

Вообще, фильм довольно неплох - в том числе за счет отсутсвия претензий на правдивое изображение жизни Генсбура. Кстати, перед сеансом я видел анонс байопика, посвященного Александру Дюма - в исполнении белокожего завитого Депардьё. Вот на этот фильмец я точно схожу…

gérard depardieu, brassens, the doors, boris vian, кино, gainsbourg, alexandre dumas, brigitte bardot

Previous post Next post
Up